Материалистический подход к решению проблемы бытия.
Вопрос о том, что есть бытие, решался неоднозначно, вследствие чего возникли 2 направления: идеализм и материализм.
Бытие – происходит от глагола быть, обозначает все то, что существует.
1) Бытие – это существование материальных форм жизни.
2) Сущность жизни не обозначена. Сознательность не является всеобщим признаком жизни.
3) Материя – это понятие используется для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях.
4) Материя первична. Развитие материи порождает сознание.
Вопрос 6: "материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" . "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи" . Атрибуты материи: движение, пространство, время. Движение – способ существования материи. Не существует материальных объектов вне определенных форм движения. пространство и время представляют как нерасторжимое единство и рассматриваются как пространственно-временной континуум. Пространство характеризуется протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью. Время определяется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Эволюция понятия: В античной философии причиной и основой мира считались некоторые первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении
сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала пониматься как совокупность свойств. А французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой, считали, что ей присущи такие свойства, как протяженность, плотность, вес,непроницаемость, фигура. На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что
прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного атома перестало соответствовать новому уровню научных знаний об объективной реальности. Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".
Вопрос 7: материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" . "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи" . На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного атома перестало соответствовать новому уровню научных знаний об объективной реальности. Изучение структуры микромира показало, что наши представления о твердости и плотности окружающей нас материи, неадекватны реальности. Впечатление о ее непроницаемости- это иллюзия порожденная несовершенством организации чувств человека. После обнаружения элементарных частиц, была определена их двойственная природа, оказалось что они были одновременно делимыми и неделимыми. Они не делимы т.к не разлагаются на другие более мелкие частицы, но они делимы т.к за счет энергии движения при столкновении друг с другом они могут образовывать другие элементарные частицы. Выяснилось, что процесс трансформации элемент. Частиц подчиняется уравнению Эйнштейна ( энергия = масса*скорость света в квадрате). Если движение массы вещества достигает определенного значения скорости, то она превращается в чистую энергию. Следовательно, вещество это лишь одно из состояний другой субстанции, которая может проявлять себя как энергия. Стало ясно, что вещество постоянно движется и изменяется.
Вопрос 8: Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно: 1)симметрично, т е нет не обратимых процессов,2) пространство однородно 3)пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений. Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному:1) циклическое время 2)время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми 3) время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. В течении долгого времени пространство принималось как 3ехмерное вместилище материи. Время-последовательность событий, течений и движений материи. Выяснилось, что пространство вселенной не является пустым. В 20 веке появилось понятие поле, квантовое поле, торсионное поле. Торсионное поле обладает свойствами: Обладает вихревой полевой структурой. Они способны переносить информацию без переноса энергии. Передает информации со скоростью выше скорости света. Обладают свойством голограммы (каждая точка вселенной содержит информация о всей вселенной в целом). Сегодня известно, что пространство и время тесно связаны друг с другом и существует пространственно-временной континуум. Пространство и время относительны. Пространство может иметь несколько измерений, а время может течь с разной скоростью.
Вопрос 9: Сегодня господствует представление, что наша вселенная возникла в определенный момент времени. Первой теорией стала теория «Большого взрыва». Согласно ей около 15 миллиардов лет назад размеры вселенной были сокращены до одной бесконечноплотной точки. В результате взрыва этого вещества, за очень короткое время возникла основная смесь частиц, необходимых для образования атомов и молекул. Доказательствами являются: 1.избыток в пространстве гелия и дейтерия, которые по расчету образуются при взрыве. 2.Реликтовое фоновое излучение. Теория большого взрыва не дает ответа на главный вопрос: Мы не знаем ограничено ли пространство вселенной или нет? Если вселенная имеет замкнутое пространство, то расширение изменится сжатием и вещество исчезнет-поглотится черной дырой(теория импульсирующей вселенной). Сегодня предполагается, что до 90 процентов массы вселенной существует в безмассовом состоянии (в не вещественном состоянии). Модели возникновения вещественной вселенной из других видов материи разрабатывает теория квантового рождения вселенной.
Вопрос 10: в течении длительного времени в науке господствовало представление о эволюции форм жизни. Сегодня теория постепенной эволюции заменяется теорией самоорганизации систем(синергетика). Согласно этим теориям, все существующее во вселенной представляет собой системы различной степени сложности. Все они обладают общими универсальными свойствами: 1. Открытость (обмениваются со средой веществом, энергией и информацией). 2.процессы происходящие в системе являются кооперативными, т.е действия компонентов согласованы друг с другом. 3.система является динамичной. 4.все системы находятся в дали от состояния равновесия. Фундаментальным принципом самоорганизации является возникновение нового порядка и усложнение флуктуации или резкие отклонения от стабильного состояния системы. Синергетика ввела в научный оборот понятие цикла. Стало ясно, что система не является стабильной бесконечное время. Рано или поздно они выходят из состояния равновесия , проходят период хаоса, перестраиваются и возвращаются в новом виде. Примеры: 1. Циклы дрейфа материков. 2. Циклы смены магнитных полюсов. 3. Климатические изменения на земле(циклы Миланковича).
Вопрос 11: Проблема сущности человека в философии. Идеалистические и материалистические представления о сущности человека.
Идеалистические.Идеализм представляет человека как сложное существо, состоящее из духовных принципов и материального тела.
1)Дух каждого человека создан самим творцом и представляет собой божественную силу, присутствующую в каждом человеке;
2)Духовная сущность человека проявляется в его характере, нравственных качествах; 3)Духовная сущность у разных людей развита по-разному. Дух человека – это семя, которое растет и проявляется постепенно. Развитый дух проявляет себя в способности к познанию, в сильной воле, способности управлять собой, а так же желание служить всему человечеству;
4)Духовная сущность в материальном мире не может существовать сама по себе. Чтобы действовать в нашем мире она соединяется с телом.
Материалистические. Французские материалисты утверждали, что основной субстанцией существующей в мире является материя, она обладает 2 свойствами:
1) способность к движению; 2) способность к ощущению (чем сложнее организовано мат. тело, тем более развита способность к ощущению).
Для ответа на вопрос, каким образом способность к ощущению приводит к появлению сознания, была создана теория «отражения». С этой точки зрения, сознание – сложная форма ощущения, свойственная такой высокоорганизованной материи, как мозг и нервная система человека. Любое живое существо получает информацию из высшей среды с помощью органов чувств, далее она анализируется нервной системой и мозгом, основные выводы фиксируются памятью для использования в других аналогичных случаях.
Вопрос 12: Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке.
Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека.
Проблемой происхождения жизни в целом и человека в частности занимаются как наука, так и религия. В то же время внутри них существуют различные взгляды на это явление. Не смотря на это можно выделить несколько больших групп, которые имеют ряд разногласий, к ним относятся: креационисты, эволюционисты и космисты. Последних, в данном случае можно исключить, так как если мы из космоса, то мы все равно должны были быть или сотворены, или произойти в процессе эволюции. Таким образом, у нас остаются две большие группы, которые не могут прийти к каким либо компромиссам, относительно темы спора.
Вопрос 13: Личность – Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат.регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы
Идеалистические. Духовность – нематериальная сущность человека, которая представляет собой всех сил и способностей человека.
Ментальность – разум человека, его сознание и способность к мышлению.
Тело – инструмент, используемый духовной сущностью в мат. мире.
Материалистические. С точки зрения материализма духовность отсутствует. Телесность становится главным понятием, т.к. тело является носителем сознания человека. Ментальность –способность к мышлению, особенности мышления зависят от соц. среды.
Вопрос 14: Сознание – способность получать и хранить информацию, с помощью которой можно предвидеть поведение среды и хорошо ориентироваться в ней.
Проблема сознания заключается в том, что до сих пор не понятно, благодаря чему человек обладает такой способностью и что действительно является носителем сознания.
Для ответа на вопрос, каким образом способность к ощущению приводит к появлению сознания, была создана теория «отражения». С этой точки зрения, сознание – сложная форма ощущения, свойственная такой высокоорганизованной материи, как мозг и нервная система человека. Любое живое существо получает информацию из высшей среды с помощью органов чувств, далее она анализируется нервной системой и мозгом, основные выводы фиксируются памятью для использования в других аналогичных случаях. С точки зрения материализма духовность отсутствует. Телесность становится главным понятием, т.к. тело является носителем сознания человека.
Вопрос 15: Изучение мозга породило следующие проблемы:
1) в коре головного мозга не обнаружены центры, собственно, мышления;
2) выяснилось, что человек может осуществлять все психические функции при сильных повреждениях или почти отсутствия мозга;
3) до сих пор не известен механизм реализации функции мышления и памяти;
4) необъяснимые случаи сверхпамяти, супермышления, обладание знания без обучения;
5) распространение нервных импульсов по нейронным сетям головного мозга осуществляется с меньшей скоростью, чем процесс мышления;
6) изучение мозговой активности во время измененном состоянии сознания, показал, что деятельность мозга практически затухает в то время, когда деятельность сознания становится интенсивной.
Вопрос 16: Сознание-способность получать и хранить информацию, с помощью которой можно предвидеть появление среды и хорошо ориентироваться в ней.
Проблема сознания является в том , что до сих пор не понятно, как человек обладает сознанием и что является его носителем.
Бессознательное-информация, которая находятся в нашем сознании, но не используется нами.\
Индивидуальное бессознательное-эта базовый биологический инстинкт человека, а также тяжелые переживания и воспоминания, которые мы подавляем, чтобы не переживать их вновь.
Автор коллективного бессознательного К.Г.Юнг.
Коллективное бессознательное-опыт предыдущих поколений,представленной в виде образов и символов, этот опыт проявляется в мифологии, образы и герои этой мифологии присутствуют в сознании отдельных людей.
Экспериментальным потверждением коллективного бессознательного стали опыты школы психологии(С.Граф)
Граф выделил и основал уровни бессознательной памяти человека:
1) Биографические переживания(из детства)
2) Перенатальные воспоминания( в утробе матери)
3) Трансперсональные переживания.
Вопрос 17: Познание-совокупность способов получения информации, позволяющие человеку предвидеть развитие окр среды.
Основные формы познания:
1)обыденное познание
2)мифологическое познание
3)религиозные познания
4)научные познания
Обыденное, мифологическое,религиозные относятся к ненаучным формам познания.
Обыденное познание-получение знаний в процессе активной деятельности на империческог опыта(здравый смысл) Недостатки: ограниченна реальным опытом человека, бессистемна.
Мифологическое познание-образно чувственный способ познания мира.
Характеристика:
-объяснение деятельности человека с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.
-эмоциональная насыщенность
-все в мире подобляется человеку.Антропорфизм
-Артефактезация вещей т.е. все вещи и явления представляются специально кем то созданным
-построение ассоциаций и представлений с помощью закона аналогии
Религиозное познание-познание реальны с помощью интуиции. Суть интуитивного познания заключается в целостном понимании сущности или явления. Интуиция не нуждается в предварительной информации, отделяется от деталей и фактов. Главное для интуиции получить представление о главной идеи познания. Ее применяют в ситуации опасности или соприкосновении чем то новым.
Научное познание-познание реальности с помощью логического мышления.
Логика для получения нового знания нуждается в предварительной информации, поэтому ученые собирают факты в процессе наблюдений и экспериментов, а также разделяют предметы на отдельные части и изучают их в отдельности. На основе собранного материала устанавливается причина следственной связи. Недостатком логики является долговременность исследований.
Достоинства:
1) Она дает подробные представления об объекте
2) Логика более достоверна
Вопрос 18: Рационализм (от лат. rationalis – разумный) - ступень познания, связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности. а) Сравнение. в) Суждение б) Понятие.
Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт, интуицию и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.
Чувственное познание: представление, восприятие, ощущение.
Вера – признание чего-нибудь истинным, часто – без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Вопрос 19: Познание-совокупность способов получения информации, позволяющие человеку предвидеть развитие окр среды. Научное – это познание реальности с помощью логического мышления. Логика для получения нового знания нуждается в предварительной информации, поэтому ученые собирают факты в процессе наблюдений и экспериментов, а также разделяют предметы на отдельные части и изучают их в отдельности. На основе этого материала устанавливают причинно-следственные связи. Недостатком является достоверность исследования. Но логика дает подробное представление об объекте и более достоверна. Принципы научного познания: 1. Рациональность положений и выводов, т.е любое знание должно быть объяснимо. 2. Объективность и безличность научного знания. 3. Воспроизводимость и проверяемость научного знания. 4.точность и однозначность научных понятий. 5. Логическая взаимосвязь различных наук, в результате чего образуется научное мирровозрения.
Вопрос 20: Истина - соответствие конкретно чувственный и событийным ощущений, объекту его познания(человеку)
Философия делит истину на:
Абсолютная истина- полное исчерпывающие знание об объекте.
Относительная истина- неполное знание объекта, которое меняется с течением времени.
Главный критерий истины-практика.
Вопрос 21: Научная парадигма – Это модель решения возникших научных проблем, основанная на новой теории.
Парадигма- модель или образец.
К ним относят: астрономию Коперника, динамика Аристотеля, физика Ньютона, теория происхождения Дарвина и др. Каждая научная парадигма проходит след.этапы
1) Возникновения парадигмы- предлогается решения накопившихся проблем.
2) Этап нормальной науки. На этом этапе ученые накапливают факты подтверждающие данную теорию и применяют в новых условиях
3) Этап научной революции- возникают аномалии не объяснимы со старыми парадигмами. Для того чтобы объяснить их.
Вопрос 22:Фундаментальные ценности человеческой культуры. ценность – это представление человека о целях своей деятельности и средствах ее достижения, которые он считает особенно важными, приоритетными для себя. Формирование ценностей связано с формированием мировоззрения человека, поэтому на этот процесс влияет господствующее мировоззрение в обществе , а также влияние ближайшей соц.среды.
Типология ценностей: 1.религиозные. .2.нравственные. 3.эстетические: главной эстетической ценностью является понятие прекрасного.