Учебно-методические материалы по дисциплине

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Барнаул – 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра природопользования и геоэкологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина: «Философские проблемы естествознания »

Уровень основной образовательной программы: «магистратура»

Направление подготовки: 022000.68 – Экология и природопользование

Квалификация

Магистр экологии и природопользования

 
 
Форма обучения: очная

Срок освоения ООП: нормативный

Составитель: П.В. Пивень, канд.филос.наук, ст. преп.

Отв. редактор: Г.Я. Барышников, д.г.н., профессор

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры «_____»_________________2014 г.

Барнаул - 2014

УТВЕРЖДАЮ

декан_географического_факультета

________________Г.Я. Барышников

«___» ___________________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: Философские проблемы естествознания

Направление подготовки: Экология и природопользование

Профиль:

 
Природопользование

 
Уровень основной образовательной программы: магистратура

Факультет: Географический

Кафедра: Природопользования и геоэкологии

Курс: 1

Лекции: 18 часов

Экзамен в 1 семестре

Практические (семинарские) занятия: 18 часов

Всего: 36 часов

Самостоятельная работа: 72 часа

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ФГОС: 3 зачетные единицы

Примечание: При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экология и природопользование», утвержденный Министерством образования и науки РФ 29 марта 2010 г. № 243.

2. Учебный план магистерской программы одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от 26 января 2011 г., протокол № 7.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры природопользования и геоэкологии.

Заведующий кафедрой _________________Г.Я. Барышников

Одобрено методической комиссии географического факультета

Председатель методической комиссии О.В. Отто

Вводная часть

Цели освоения учебной дисциплины. Цель курса:является формирование у магистрантов целостного представления о современной научной картине мира и перспективах развития планетарного социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития науки, знание универсальных методов познания и законов развития природы, общества и человека, формирования у магистрантов способности к теоретическому, методологическому, абстрактному научному мышлению, а также знакомство с философскими аспектами естественных наук.

(наименование учебной дисциплины)  
Эта цель соответствует общим целям ООП университета.

Основными задачами курса являются: выделение основных этапов и факторов развития естествознания; четкое разграничение науки от лженауки, псевдонауки и паранауки; показать значение естествознания в жизни общества; выявление философских аспектов различных областей естествознания.

Место учебной дисциплины в структуре ООП университета. Учебная дисциплина «Философские проблемы естествознания» относится к базовой (обязательной) части общенаучного цикла М-1.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

 
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1Следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека

ОК-3Приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;

ОК-4Выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования

ОК-7 Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук

В результате изучения курса студенты должны:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии и истории науки и естествознания; основные закономерности становления, взаимоотношений и развития естествознания и философии; главнейшие естественнонаучные концепции и теории.

Уметь: выявлять теоретически ценные идеи и давать им конструктивно-критическую оценку с позиций сегодняшнего уровня развития культуры.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское и естественнонаучное содержание, приёмами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Иметь представление: о месте и роли естествознания и философии занимаемом в культуре; об истории развития естествознания в философском контексте; о различных гносеологических и онтологических проблемах философии естествознания.

Основная часть

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
№ 1
Часов Часов Часов Часов
Аудиторные занятия - - -
Лекции - - -
Практические занятия, семинары - - -
Самостоятельная работа студента - - -
Другие виды самостоятельной работы студентов
Изучение теоретического курса - - -
Написание реферата - - -
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Общая трудоемкость Часов - -
Зачетных единиц - -

Примечание. В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине указывается оценка за первый семестр.

Содержание разделов учебной дисциплины

№ раздела Наименование раздела учебной дисциплины № семестра Содержание раздела в дидактических единицах
1. Наука и естествознание в современной культуре   Наука и естествознание. Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия. Наука и философия. Эволюция и место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Противоречия современной науки. Значение науки в эпоху НТР. Естествознание в изменяющемся мире. Естествознание и окружающая среда. Фундаментальные и прикладные проблемы современного естествознания. Естествознание и образование. Естествознание и нравственность.
2. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем. История естествознания. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания, познание природы в древнейших цивилизациях Востока, особенности античной науки, миропонимание и научные достижения натурфилософии, атомизм, геоцентрическая космология, развитие математики и механики, классификация наук Аристотелем. Естествознание эпохи Средневековья, естествознание эпохи Возрождения, первая научная революция, естествознание Нового времени (XVII в.), научная революция XVII в. Научная революция второй половины XVIII-XIX вв., диалектизация естествознания, естественнонаучная революция первой половины XX в., теория относительности и квантовая механика. Естественно-научная картина мира, ее формирование и развитие в философском контексте.
Бытие науки Основные стороны бытия науки. Особенности языка наука. Наука как процесс познания. Особенности научного познания. Методологические основы научного познания. Проблема истины в научном познании. Критерии и нормы научности. Границы научного метода. Наука, ненаука, лженаука и паранаука. Наука и ненаучные формы знания. Наука и ценности. Идеалы научности. Наука и стиль мышления. Особенности стиля мышления в науке ХХI века. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научного знания. Проблема классификации наук. Традиции и новации в развитии науки. Формы организации науки. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. Формы и способы передачи научной информации. Наука и власть. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Роль науки и естественнонаучного знания в решении глобальных проблем современной цивилизации
Философские аспекты современной космологии Земля – планета Солнечной системы.   Научный статус астрономии и космологии, их взаимосвязь и место в культуре. Развитие представлений о Вселенной. Космологические модели Вселенной. Объяснение образования структур во Вселенной. Альтернативные модели. Математизация космологии. Роль математической гипотезы.. Эпистемологические аспекты компьютерного моделирования. Основания научного метода в астрономии и космологии. Проблема объективности знания в астрономии и космологии. Эволюционная проблема в астрономии и космологии. Самоорганизация Вселенной. Концепция бесконечности и космологическая эволюция. Парадокс «скрытой массы» и проблема обоснования системы знаний о Вселенной. Эволюция и строение Галактики. Эволюция галактик. Источники энергии Солнца и звёзд. Эволюция и типы звёзд. Происхождение и структура Солнечной системы, Земли их эволюции и будущего. Человек и вселенная. Антропный принцип.
Философские аспекты современной физики.   Вещество и поле (фундаментальная структура материи, становление современной физической картины мира, волновые свойства элементарных частиц, основы единой теории взаимодействий в веществе). Квантовая теория (фундаментальные открытия в области физики конца ХIХ – начала ХХ в. Рождение и развитие представлений о квантах. Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике, принцип неопределенности Гейзенберга, физический смысл волновой функции, элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи). Принципы относительности (принцип относительности Галилея, постулаты специальной теории относительности Энштейна, преобразования Лоренца в подвижной и неподвижной системах, следствие из преобразований теории относительности – изменение длины и времени, границы применения законов классической механики, объяснение теорией относительности возникновения инерциальных и гравитационных сил, зависимость массы от скорости, масса как мера энергосодержания). Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; Законы атомного мира (история исследования строения атома, теория атома Бора, постулаты Бора, недостатки боровской модели атома, классификация элементарных частиц, дефект массы, понятие об аннигиляции, понятие о кварках). Законы сохранения (закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии, закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения момента импульса). Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.
Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Структурные уровни организации материи   Пространство, время (понятие пространства, времени, геоцентрические и гелиоцентрические системы мира, принцип относительности Галилея, пространство и время в свете теории относительности А. Энштейна, свойства пространства и времени). Симметрия и асимметрия (определение категорий симметрии, асимметрии, операции и виды симметрии, принципы симметрии, симметрия во времени, симметрия в пространстве, симметрия элементарных частиц, понятие симметрии и асимметрии в биологии, общий смысл симметрии физических законов).
Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах.   Порядок и беспорядок в природе, хаос (соотношение порядка и беспорядка в природе, хаос и его проявления, причины хаоса, роль энтропии как меры хаоса, упорядоченность строения физических объектов) Самоорганизация в живой и неживой природе (сущность проблем самоорганизации в свете современной науки, механизмы самоорганизации, самоорганизующиеся системы, характеристика процесса самоорганизации, понятие о гомеостазе). Синергетика: современная революция в науке (синергетика как новое направление междисциплинарных исследований, синергетика и глобальный эволюционизм, синергетика и социальное развитие, синергетика и современное видение мира). Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры (системный подход к строению материи, взаимосвязь микро-, макро- и мегамиров).
Философские аспекты современной химии.. Химия и её роль в развитии естественнонаучных знаний. Специфика философии химии и специфика предмета химии. Предмет химии – история вопроса. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Проблема единства химии как науки. Система химии, логика её развития и строения. Предмет познания химической науки и её проблемы. Взаимосвязь физических, химических и биологических знаний. Методы и концепции познания в химии. Состав вещества и химические системы. Структура вещества и химические системы. От структурной химии к учению о процессе. Проблема химического времени. Эволюция концепции времени в химии. Тенденции физикализации химии. Проблемы и решения на уровне учения о составе. Проблемы вовлечения новых химических элементов в производство материалов. Проблемы и решения на уровне структурной химии. Эволюция понятия «структура» в химии. Учение об органическом синтезе. Пределы структурной организации химии. Проблемы и решения на уровне учения о химических процессах. Ядерная физика, катализ и энергетика будущего. Эволюционная химия как высшая ступень развития химических знаний. Предпосылки возникновения эволюционной химии. О понятиях «организация» и «самоорганизация» и их познавательных функциях в химии. Самоорганизация эволюционных систем. Эволюция химических систем. Элементарная биохимия. Элементарная химия жизни. Общие итоги развития учения о химических процессах. Ближайшие перспективы химии.
Философские аспекты современной биологии Предмет философии биологии и экологии. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века. Философские основания биологии. Специфика биологического познания. Биология в системе научного знания. Предмет биологии, её структура и этапы развития. Сущность живого, его основные признаки. Гипотезы происхождения жизни. Три «образа» биологии. Традиционная, или натуралистическая биология. Физико-химическая биология, её методы и познавательные возможности. Эволюционная биология, её становление, содержание, задачи. Современные тенденции в развитии биологии. Лидерство биологии в современном естествознании. Проблемы формирования теоретической биологии. Концепция структурных уровней в биологии. Понятие об уровнях организации материи Проблема редукции в биологии. Проблема существования законов в биологии. Проблема телеологии. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Проблема системной организации в биологии. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры. Пространство органической жизни: природа и горизонты системно-структурного метода.
. Феномен человека.   Философские аспекты бытия человека. Человек в биологической систематике. Сходства и отличия человека от животных. Закон генетического единства живого вещества. Факторы антропосоциогенеза. Концепции происхождения человека. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. Биологическое и социальное в человеке.
Биосфера и ноосферогенез Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Динамическое равновесие природных систем. Проблемы ноосферогенеза. Техногенез как фактор формирования техносферы. Земля как планетарное живое существо – гипотеза Геи.
Философские аспекты глобальных проблем человечества. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Глобальные проблемы современности (мира и разоружения; экологические проблемы; демографические проблемы; энергетические и сырьевые проблемы; продовольственные проблемы; проблемы использования мирового океана; преодоления отсталости развивающихся стран; мирного освоения космоса; проблемы генофонда человека и животных). Пути решения проблем.

Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности

и формы контроля

Номер раздела учебной дисциплины № семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости  
Л ЛР ПЗ СРС Всего
  Устные доклады
  устные и письменные доклады, реферат
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания, собеседование,
  устные и письменные доклады, реферат,
  устные доклады, реферат, индивидуальные задания
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания
  устные доклады, реферат, индивидуальные задания
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания, собеседование,
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания, собеседование,
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания, собеседование,
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания, собеседование,
  устные и письменные доклады, реферат, индивидуальные задания, собеседование,
ВСЕГО:      

Лабораторный практикум: не предусмотрен.

Написание курсовых работ: не предусмотрено

Виды самостоятельной работы студентов

Номер раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов
Семестр № _3_
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада. Написание реферата.
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Подготовка доклада. Написание реферата.
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата.
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Подготовка доклада. Написание реферата.
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Подготовка презентаций. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Написание реферата. Подготовка доклада
ИТОГО часов в семестре:

График самостоятельной работы студента

Первый семестр

Форма оценочного средства Номер недели
Выступление на семинаре   + + + + + + + + + + + + + + + + +
Тестирование письменное, компьютерное                                    
Реферат                               + + +

Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

Номер раздела учебной дисциплины № семестра Виды контроля и аттестации Оценочные средства
Форма Количество вопросов в задании Количество независимых вариантов
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    
Промежуточный реферат    

Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебной дисциплины

Основная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания № разделов  
 
 
История и философия науки (книга 1) Борзенков В. Г. М.: МГУ, 2009. 1-5  
  История и философия науки (книга 2) Маринко Г. И. Панина Е. М.   М.: МГУ, 2009. 1-3  
История и философия науки (книга 3) Клементьев Д. С. Путилова Л. М. Осипов Е. М.   М.: МГУ, 2009. 1-7  
История и философия науки. Учебно-методическое пособие Лебедев С. А. Рубочкин В. А.   М.: МГУ, 2010 1-7  

Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания № разделов  
 
 
Философия естествознания: ретроспективный взгляд   Под редакцией: Сачкова Ю. В. М.: ИФ РАН, 2000. 1-6  
Философия науки. Учебное пособие для магистров   Лебедев С. А.   М.: ЮРАЙТ, 2012. 1-4  
История и философия науки. Учебное пособие для вузов   Бессонов Б. Н. М.: ЮРАЙТ, 2010. 1-3  
История и философия науки. Учебное пособие   Зеленов Л. А. Владимиров А. А. Щуров В. А. М.: Флинта, 2011. 1-4  

Периодическая литература

Журнал "Вопросы философии" - академическое научное издание, центральный философский журнал в России. В настоящее время является органом Президиума Российской Академии Наук. Журнал "Вопросы философии" исторически тесно связан с Институтом философии РАН. Выходит ежемесячно. Журнал был основан в июле 1947 г. Интернет-версия журнала запущена в мае 2009 года.

Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные

и поисковые системы

Журнал «Вопросы философии» http://vphil.ru/

Поисковые системы Яндекс, Google, Rambler, Апорт, Yahoo.

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/ и др.

Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

 
Для проведения занятий имеется стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, электронные доски.

Видеопроектор, ноутбук, переносной экран
Рабочее место преподавателя оборудовано видеопроектором, ноутбуком, переносным экраном.

Образовательные технологии

№№ раздела Виды учебной работы Образовательные технологии Особенности проведения занятий (индивидуальные/ групповые)
Практические занятия Семинар – дискуссия Групповая форма
Практические занятия Семинар – конференция Групповая форма
Практические занятия Семинар – конференция Групповая форма

Примечание: 5 % – интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

Учебно-методические материалы по дисциплине

Планы семинарских занятий. По дисциплине «Философские проблемы естествознания» предусмотрено проведение семинарских занятий их структура и содержание по разделам дисциплины изложены в краткой форме ниже со списком необходимой литературы для подготовки каждого семинара. В методических указаниях к каждому семинару дается теоретическая часть материала, являющаяся дополнением к лекционному курсу и материалу дополнительных литературных источников.

Семинарское занятие № 1 (2 часа).

Тема: История естествознания

Цель занятия: изучить современное представление об истории естествознания.

Задачи: рассмотреть основные этапы становления естествознания, изучить его структуру и специфику, место и роль в культуре.

Контрольные вопросы:

1.Мифологическое, религиозное, обыденное, научное знание и соответствующие ему картины мира.

2.Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания, познание природы в древнейших цивилизациях Востока, особенности античной науки, миропонимание и научные достижения натурфилософии, атомизм, геоцентрическая космология, развитие математики и механики, классификация наук Аристотелем.

3. Естествознание эпохи Средневековья, естествознание эпохи Возрождения, первая научная революция, естествознание Нового времени (XVII в.), научная революция XVII в.

4. Научная революция второй половины XVIII-XIX вв., диалектизация естествознания, естественнонаучная революция первой половины XX в., теория относительности и квантовая механика.

5. Естественно-научная картина мира, ее формирование и развитие.

Термины и понятия: картина мира, натурфилософия, атомизм, геоцентрическая космология, классификация наук Аристотеля, научная революция, диалектизация естествознания, естественнонаучная революция, теория относительности, квантовая механика, философия, онтология, гносеология, мировоззрение, миф, религия, наука, бытие, сознание, материализм, идеализм, агностицизм.

Литература

Единство научного знания. М., 1988.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Зотов А.Ф. Структура научного знания. М., 1973.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Исследования по логике научного познания. М., Наука, 1990.

Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1997.

Дополнительная литература

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 1974.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Швырёв В.С. Анализ научного познания. Основные направления. Формы. Проблемы. М., 1988.

Семинарское занятие № 2 (2 часа).

Тема: Методология науки. Синергетика и самоорганизация

Цель занятия: изучить современное представление о методологии науки, о синергетике и самоорганизации.

Задачи: рассмотреть методологию науки, сформировать представление о синергетике и самоорганизации.

Контрольные вопросы:

1. Научная методология. Методы, приемы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

2. Методы научных исследований - наблюдение, эксперимент, их особенности, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, анализ и синтез, моделирование и т.п. Примеры по географии и экологии.

3. Самоорганизация в живой и неживой природе. Примеры по географии и экологии.

4. Возникновение, функционирование биотических и абиотических систем, модели их развития с точки зрения оптимологии.

Термины и понятия: научная методология, методы, приемы и формы научного познания, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научных исследований, самоорганизация, синергетика.

Литература

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знаний. М., 1994.

Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985.

Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 1974.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Швырёв В.С. Анализ научного познания. Основные направления. Формы. Проблемы. М., 1988.

Единство научного знания. М., 1988.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Зотов А.Ф. Структура научного знания. М., 1973.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Исследования по логике научного познания. М., Наука, 1990.

Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1997.

Дополнительная литература

Единство научного знания. М., 1988.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Зотов А.Ф. Структура научного знания. М., 1973.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Исследования по логике научного познания. М., Наука, 1990.

Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1997.

Семинарское занятие № 3 (2 часа).

Тема: Физическая картина мира

Цель занятия: изучить современное представление о физической картине мира.

Задачи: рассмотреть развитие физической картины мира.

Термины и понятия: физическая картина мира, вещество и поле, квантовая теория, корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности Гейзенберга, элементарные частицы, принципы относительности, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности, законы атомного мира, законы сохранения импульса, механической энергии, сохранения и превращения энергии, пространство, время.

Контрольные вопросы:

1. Формирование современной физической картины мира.

2. Вещество и поле. (Квантовая теория. Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике, принцип неопределенности Гейзенберга, физический смысл волновой функции, элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи). Принципы относительности. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Законы атомного мира. Законы сохранения импульса, механической энергии, сохранения и превращения энергии).

3. Пространство и время.

4. Значение физики для географии и экологии.

Литература

Аженов Г.П. О причине времени//Вопр. Философии, 1996, №1.

Андреев Э.П. Пространство микромира. М., Наука, 1969.

Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: историки, эволюция, перспективы. М., Наука, 1982.

Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и мирах. М., 1936.

Васильев М., и др. Сила, что движет мирами. М., Атомиздат, 1978.

Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М., Атомиздат, 1967.

Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. Л.-М., 1932.

Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М., Мир, 1985. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Дополнительная литература

Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. М., Мир, 1985.

Дирак П. Принципы квантовой механики. М., 1960.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Карнап Р. Философские основания физики. М., Прогресс, 1971.

Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., Просвещение, 1982.

Кухлинг Х. Справочник по физике. М., Мир, 1985.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Райхенбах Г. Философия пространства и времени. М., Наука, 1985.

Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. М., 1990.

Сиама Д. Физические принципы общей теории относительности. М., Мир, 1971.

Фейнмановские лекции по физике. М., 1967.

Физический энциклопедический словарь. М., 1983.

Философские проблемы естествознания. М., 1985.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1966.

Семинарское занятие № 4 (2 часа).

Тема: Химическая картина мира

Цель занятия: изучить современное представление о химической картине мира.

Задачи: рассмотреть формирование химической картины мира.

Контрольные вопросы:

1. Формирование современной химической картины мира. Развитие учений о составе вещества. Распространение химических элементов в природе. Развитие структурной химии.

2. Химическая картина мира. Периодическая система Д.И. Менделеева. Концепция эволюционной химии. Эволюция химических систем.

3. Радиохимия. Биохимия. Геохимия. Биогеохимия. Космохимия. (В т.ч. методы радиоизотопной датировки, их сильные и слабые стороны).

4. Значение химии для географии и экологии.

Термины и понятия: химическая картина мира, состав вещества, химические элементы, структурная химия, периодическая система Д.И. Менделеева, эволюционная химия, радиохимия, биохимия, геохимия, биогеохимия, космохимия.

Литература

Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений о химии. М., 1983.

Бернал Дж. Возникновение жизни. М., 1969.

Браун Т., Лемей Т.Ю. Химия – в центре наук. М., Мир, 1983.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружение. М., 1965.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

История учения о химическом процессе. Всеобщая история химии. М., 1981.

Дополнительная литература

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.

Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

Полинг Л. Общая химия. М., Мир, 1964.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Соловьёв Ю.И. История химии. М., 1983.

Становление химии как науки. Всеобщая история химии. М., 1983.

Тейлер Р.Д. Происхождение химических элементов. М., 1975.

Семинарское занятие № 5 (2 часа).

Тема: Космологическая картина мира

Цель занятия: изучить современное представление о космологической картине мира.

Задачи: рассмотреть формирование космологической картины мира.

Контрольные вопросы:

1. Формирование современной космологической картины мира. Космологические модели Вселенной.

2. Галактики и структура Вселенной. Эволюция Вселенной (Вселенная, варианты развития Вселенной, строение Вселенной, современные космологические модели вселенной, обоснование расширения Вселенной, этапы космической эволюции).

3. Солнечная система. Звезды и их эволюция (этапы эволюции звезд, характеристики и химический состав звезд, прогноз эволюции Солнца, источники тепловой энергии звезд, варианты завершения эволюции звезд).

4. Солнечно-земные связи (гелиобиология, гелиопсихология).

5. Астроблемы Алтая.

Термины и понятия: космологическая картина мира, космологические модели Вселенной, галактика, структура Вселенной, эволюция Вселенной, Солнечная система, звезды, эволюция звезд.

Литература

Агекян Т.А. Звёзды, галактики, Метагалактика. М., Наука, 1981.

Бакулин П.И. и др Курс общей астрономии. М., 1977.

Бесконечность и Вселенная. М., 1969.

Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., Наука, 1981.

Вселенная, астрономия, философия. М., 1988.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и её творцы. М., 1984.

Климишин И.А. Астрономия наших дней. М., 1980.

Климишин И.А. Открытие Вселенной. М., 1979.

Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1979.

Дополнительная литература

Морисон Дж.Б. Физика и физический мир. М., Мир, 1975.

Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997.

Ровенский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Тейлер Р.Дж. Галактики: Строение и эволюция. М., 1981.

Физика Космоса: маленькая энциклопедия. М., 1986.

Физический энциклопедический словарь. М., 1983.

Шама Д. Современная космология. М., 1973.

Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1980.

Шкловский И.С. Звёзды, их рождение, жизнь и смерть. М., Наука, 1977.

Семинарское занятие № 6 (2 часа).

Наши рекомендации