К ак имо бр аз омо тд ел ьн ыйч ел ов еки зод нявд ен ь к он ст ру ир уе т о бщ р еа ль но ст ь?

Множественность пониманий философии

 Платон: философия есть познание сущего, вечного, непреходящего

 Аристотель: исследование причин и принципов вещей

 Стоики, эпикурейцы: искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума; забота о себе.

 Средневековые философы: философия как мирская мудрость есть необходимая ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

 Г.В.Ф.Гегель: философия – квинтэссенция эпохи, средоточие всей человеческой культуры.

 К.Маркс: основное предназначение философии – изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.

Предмет философии – весь окружающий нас мир.

Структура (философские науки):

Практические - Онтология, Логика,

Теория познания - Этика, Эстетика, Социальная и Политическая фил., философия Права

Функции философии:

 Мировоззренческая

 Научно-методологическая

Специфика филсофии:

Аспекты изучения философии могут быть оспорены каждым, в ней не существует определенной, 100% истины, есть вариативность.

№2.Возникновение философии.

Возникновение философии:

3 древние цивилизации, в которых самостоятельно зародилась философия:

Индия:

 Философские школы основаны на устных традициях

 Нет авторства

 Почти все школы существуют и сегодня

Китай:

 Даосизм (Лао-цзы)

 Конфуцианство (Конфуций): правильное поведение через традицию

 Ицзинистика (Доминирует духовно-нравственная проблематика)

Греция:

(Философия развивается от мифа к логосу, т.е. от рассказа к разумному)

 Осознанное культивирование человека (приведение его к истинной форме)

 Исторический путь – путь изменений

Логос:

В основе рационализма – формирование техники самопроверки мысли.

Мышление в понятиях.

Греческая мысль (ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ)

1. Восточные заимствования (средиземноморье)

2. Отсутствие священных текстов, авторитетов (т.е. мифов в их изначальном виде)

3. Быстрые темпы развития

Условия возникновения философии:

1. Экономическая (т.е. заботы о повседневной жизни второстепенны)

2. Политическая свобода

3. Религиозная свобода

Основные темы: бытие, истина, логос, блаженство.

Периоды Древнегреческой философии:

1. Натурфилософия (Досократики, 600-500 гг. до н.э.)

2. Классический период (Платон, Аристотель 400-300 гг. до н.э.)

3. Философия эпохи Эллинизма и Рима (Эпикуреизм, Стоицизм, Скептицизм 300-200 гг. до н.э.)

Досократики.

1. Милетская школа

Фалес Милетский: Всё есть вода. Архэ – единая основа для всего.

Анаксимен: Воздух сгущается – появляется холодное, разжижается – теплое.

Анаксимандр: Апейрон.

2. Пифагорейская школа.

Природа подобна числу. Гармония – принцип космоса.

3. Элейская школа

Ксенофан: Критика Антропоморфизма.

Парменид: Различие мышления и восприятия как «Пути истины» и «Пути мнения»

4. Диалектика

Гераклит: Всё происходит из огня. Всё изменчиво.

5. Атомистический материализм

Всё есть атомы и пустота. Нет ничего случайного: все сцепления и расщепления атомов есть проявления необходимости.

№3.Софисты и Сократ. Сократические школы.

Софиты– философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших

граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).

Для софистов характерно:

 критическое отношение к окружающей действительности;

 стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

 неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

 отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

 стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

 субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Методы

Свою правоту доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря

которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Значение деятельности

Деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ. К их главным заслугам относят то, что они:

 критически взглянули на окружающую действительность;

 распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов

Сократ(469 – 399)

Методы Сократа:Майевтика, Ирония, Индукция

Благо: 1. Благо – знание, которому можно научиться, но это знание – не информация, а неразрывное единство воли, мысли и желания. 2. Правильное знание – правильные действия – счастье. Высшее благо – результат длительного процесса самосовершенствования личности, самообладание.

Сократические школы:

Мегарики (Евклид)

Элидо–эретрейская (Федон)

Киренаики (Гедонизм)

Киники (Диоген: самодостаточность, свобода от всех вещей)

№4 Идеализм Платона.

Платон– основоположник идеалистического направления философии.

Для П. идея не является частью субъективной реальности, она не живет в сознании людей. Для него идея есть нечто объективное и существует независимо от сознания. Всякая вещь отличается от другой, есть некоторые существенные признаки, которые свойственны именно этой вещи, аникакой другой. Если мы не понимаем для чего этот предмет, мы не овладеем его идеей., т.е. идея указывает на существенные свойства вещи, на назначение этой вещи.

Главными положениями являются следующие:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

2. Окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

3. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

4. Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

5. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи

6. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

№5. Метафизика, душа, этика и политика Аристотеля

1)Метафизика. Все люди от природы стремятся к знанию. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт. На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это еще не высшее знание, каковым

является только знание самоценное — мудрость — знание причин и начал. Аристотель говорит, что о все знать нельзя, но можно знать причины всего.

4 причины всего:

- сущность, материя, начало движения (К началам движения он относил ум, дружбу и вражду), благо.

2)Идея души. Душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от

ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

3)Этика-совокупность добродетелей характера человека.

Этическими добродетелями - особый класс человеческих качеств.

Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

4)Политика.Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.Сущностьполитики раскрывается через её цель, которая, заключается в том, чтобы придатьгражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо.То есть цель политики — справедливое (общее) благо.

Задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

6. Философия эпохи эллинизма и Рима.

Эллинистическая философия— последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

1)Киники. Ученик Сократа: Антисфен (выступал за упрощение жизни,философия должна быть ближе к природе,отсутствиеправительства,государства и богатства) его ученик Диоген (сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом).Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств,

считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного.

2)Скептицизм - направление в философии, на основе идеи о текучести всего сущего

(«все течет, все меняется»). Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Скептики также отмечали разницу между

чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца. Основателем является Пиррон. На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты. Центральной идеей является стремление к безмятежности (атараксии).

3)Эпикуреизм. Эпикур и Лукреций Кар . Эпикур развил идеи атомизма.П ри пи сы ва ет а то ма м с по со бн ос ть« от кл он ят ьс я»в р ез ул ьт ат е д ви же ни я « св яз но й ц еп ью ». О н ф ак ти че ск и п ри пи сы ва ета то ма м о пр ед ел ен ну ю в ол ю, и з-з а к от ор ойм ирн е я вл яе тс я х ао ти чн ым .Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей является стремление к наслаждению ( гедонизм), часто созерцательному. Высшим благом является постоянное ощущение

наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдолов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию есть своего рода творческие образы, материал для природы.

4)Стоицизм. Зенон, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира.

Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха.

№7. Бытие, сущее, Ничто в философии М.Хайдеггера (1889 -1976)

«Исследованию подлежит только сущее и более – ничто; одно сущее и кроме него – ничто; единственное сущее и сверх того – ничто».

Сущее – вся совокупность вещей, которые нас окружают.

Бытие – то единое, благодаря которому существует сущее.

Ничто – отрицание всей совокупности сущего (Но для этого необходимо уметь представить все сущее в целом, что невозможно на уровне представления, но возможно на уровне ощущения). О Ничто нам говорит ощущение ужаса (ужас отличается от страха/боязни: это фундаментальное настроение, предмет не определен).

Человек - существо, изначально выдвинутое в Ничто: человек может «подойти» к Сущему и вникнуть в него. Когда человек ощущает Ничто, то он может перешагнуть за пределы сущего в целом, что приводит к обнаружению бытия. Все это есть метафизика, т.е. вопрошание о бытии.

Философия - то, что приводит в движение метафизику.

№8. Проблема бытия в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера

Есть различные виды Сущего, у которых общее – сам факт их существования, но понимает это только человек (но понимаем это лишь мы сами).

Dasein(присутствие) – бытие, у которого есть понимание бытия. Основные структуры (способы существования) Dasein: Экзистенциальный анализ. Бытие – в – мире. Мир – то, в чем происходит встреча Dasein с вещами.

DasMan(«Неподлинная сущность человека»): «Каждый есть другой, и ни один есть он сам». 1. Изолированность 2. Усредненность 3. Одинаковость

Неподлинное бытие (болтовня, слухи, любопытство, бессмысленнсть)

Способ вырваться из него:

- переживание страха смерти (можно жить за другого человека, или он может жить за тебя, но умереть придется нам самим)

2. Бытие – к – смерти. DasMan неуничтожим.

Будущее – «вперед-себя»: заступание вперед, ожидание

Настоящее – «уже-бытие-при-мире»: мгновение, брошенность

Прошлое –«бытие-при-внутримировом-сущем»: повторение, забвение

Время –горизонт бытия.

Вывод: будущее каждый раз делается нами заново; может быть постигнуто только из него самого, а не из прошлого.

Истина –целостность, но целостность открытая. Её движущим началом является то, что ей не хватает, т.е. Ничто.

Будущее –Ничто (т.е. сейчас его нет)

В необходимости каждый раз постигать будущее состоит конечность человеческого разума и его свобода.

№9. Философия и мировоззрение. Материализм, идеализм и дуализм.

Разрабатывание и обоснование мировоззрения складывается при участии философии. Смена доминирующих общекультурных типов мировоззрения: мифологическое –религиозное –рационально-научное.

М ат ер иа ли зм–мировоззренческая позиция, согласно которой всё существующее в мире является материей, а то, что мы называем душой, сознанием, мышлением, - взаимодействие нейронов структуры мозга или движение атомов.

И де ал из м–мировоззренческая позиция, в которой материя понимается как зависящий от сознания род сущего, или как особая форма существования духа, его собственное порождение. Сознание = Субстанция

Д уа ли зм–учение, согласно которому материя и сознание – принципиально разных и не зависящих друг от друга вида бытия. Главная и неразрешимая проблема - объяснение того, как отличные по своим свойствам материя и сознание способны к согласованному взаимодействию друг с другом (т.к. независимые субстанциальные начала не могут взаимодействовать)

Субстанция –философская категория, то, что существует благодаря самому себе, независимо от чего-либо другого.

Материя –философская категория, выражает идею основы телесного мира. Единое основание всего существующего.

Сознание –философская категория, идея общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе, и

проявления которых он находит в поведении других людей.

№10. Философия и научная картина мира. Пространство и время.

Н ау чн аяк ар ти нам ир а- обобщенность знаний о мире, итог совокупного развития научного знания. Научная картина мира: - Цивилизация, - Мировоззрение, - Онтология,

- Результаты научных исследований. Картина мира –система знаний о р еа ль но ст и.

19 век –противопоставление бытия и сознания

20 век –это противопоставление перестало играть роль: язык –реальность, текст –реальность. Кино, психоанализ и теория относительности сдвинули картину мира 20 века в сторону первичности сознания, вымысла, иллюзорности. Серийное мышление: неразделимое единство наблюдателя и наблюдаемого. 20 век –«принцип дополнительности»: одна картина мира не является исчерпывающей, чтобы судить о целом, необходимо знать и учитывать другую сторону медали.

Роль философии в создании научной картины мира: Философское мировоззрение –включает в себя результаты научных открытий - оказывает влияние на направление научного поиска

К ат ег ор ии« пр ос тр ан ст во » и« вр ем я»Всё, что создается в мире, имеет отношение к пространству и времени. Платон: Время –движущийся образ вечности.

Аристотель: Пространство и время –проявление отношений между вещами.

Кант: Пространство и время - не реальные сущности, а формы нашего сознания.

Время –река, скорость и направление которой постоянны. Пространство –гигантский и неподвижный сосуд. Научное познание.1. Субстанциальная концепция:

Время и пространство –самостоятельные, независимые тот материи субстанции, всё происходит внутри них/на их фоне. 2. Религиозная концепция: Свойства пространства и времени связаны и материальны, созданы Абсолютом (Богом).

П ри чи нн ос ть и д ет ер ми ни змКлассический детерминизм - все в мире взаимосвязано. Принципы, лежащие в основе классического понимания причинности:

1. Универсальность (каждое событие имеет свою причину) 2. Единообразие причины

Детерминизм противоречит свободе воли.

Ассоциативные связи:

1. Соединение одних событий с другими 2. Смежность их в пространстве

3. Предшествие их другим по времени

Причинность - вымысел ума, знание основано на привычке.

Строгий детерминизм: Природа –огромный механизм

Индетерминизм–отрицание детерминизма. Философское учение, отрицающее объективность причинной связи в науке.

№11. Ч ел ов екк акф ил ос оф ск аяп ро бл ем а. П ро бл ем а п ро ис хо жд ен ия.

Ч ел ов екк акп ро бл ем а: 1) Античность: человек –часть мира, обладатель собственного угла в мироздании, не на нижнем и не на верхнем уровне. 2) Крушение античности: раннее христианство констатировало распад цельности мира. Человек не может иметь твердо установленного места во Вселенной. Августин: человек –великая тайна, он сам не знает чего в нем больше, божественного или дьявольского, он не находится в ряду вещей.

Построение нового мира, нового христианского космоса: круги ада –Чистилище –высший мир.

Ф ил ос оф ск аяа нт ро по ло ги я -Наука о сущности и структуре человека, его отношении к природе и к основе всех вещей, о его физических, психических и

духовных проявлениях в мире; силах, которые движут им; основных направлениях и законах его развития

Антропный принцип

Существование Вселенной обусловлено определенными физическими константами. Наша Вселенная по сочетанию констант наименее вероятна. Она такова потому, что в ней возможен человек. Жизнь и разум –не случайные явления, они являются необходимой основой мира.

Человек –символическое животное:

1) искусственное существо, которое само себя рождает и творит. Миф, ритуал, искусство, дискурсивный язык – ч ел ов ек оо бр аз ую щи е машины.

2) Насущная потребность человека –внести порядок и значение в собственную жизнь, контроль над своей психикой с

помощью создания символической культуры.

№12. 5 и де й оч ел ов ек е»М.Ш ел ер а ип ос тс тр ук ту ра ли ст ск аяи де я « см ер тич ел ов ек а»

5 и де й М Ш ел ер а:

1. Основана на религиозной вере. Результат иудаизма, античных идей и Евангелия:

- Миф о сотворении человека; - Миф о грехопадении; - Миф о спасении человека Богочеловеком; - Миф о бессмертии души; - Миф о воскресении плоти; - Миф о Страшном суде

2. Homo sapiens. Человеку присуще специфическое деятельное начало, неразложимое на элементарные начала, - разум. Благодаря разуму человек может познавать сущее таким, каким оно есть само по себе, познавать Бога, мир и самого себя. Разум –часть Божественного.

1. Человек наделен божественным началом, которого нет во всей природе;

2. Разумное начало и начало, формирующее мир, -- одно и то же, поэтому познание истинно; 3. Это начало достаточно сильно для того, чтобы претворять в мир свои идеальные содержания; 4. Это начало абсолютно по сравнению с другими качествами человека, общими с животными;

3. Homo faber. Человек –лишь особый вид животных. Человек определен влечениями. Дух –не самостоятельная субстанция , а эпифеномен (побочное

явление, сопутствующее другим) тех начал, которые действуют в природном мире.

4. Человек –упадок в развитии, тупик жизни. Разум –результат отключения инстинктов, биологической слабости и бессилия.

5. Атеистическая антропология. -Свобода, ответственность, добро, исполнение своего предназначения были бы невозможны, если бы Бог определял жизнь

человека. - Отрицание Бога означает предельно допустимое повышение ответственности человека.

П ос тс тр ук ту ра ли ст ск аяи де я « см ер тич ел ов ек а»

Человек детерминирован силами языка, жизни и труда, поэтому вопрос о человеке как сущности невозможен. «Человек умирает, остаются структуры», - эта идея М.Фуко была воспринята как девиз постструктуралистского движения.

№13. Социальная философия. Общество в человеке и человек в обществе.

Предмет социальной философии:

- Человек и мир, который он создает и в котором он живет.

- Формы и социальные связи, отношения, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми.

Общество –система надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми.

Индивид и Общество:

1. Легко противопоставить друг другу как две чуждые сущности 2. Общество не может существовать без людей, его составляющих. Но оно представляет собой реальность иного рода, которая 1) отлична от природы; 2) от индивидов.

Два подхода: 1. Общество прежде человека

Общество живет собственной жизнью, внешней и принудительной по отношению к отдельному человеку. Общество предшествует

человеку, он производит тех людей, которые ему нужны. Человек есть ансамбль социальных отношений. 2. Человек прежде Общества

Человек –автономный субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленному поступку. Общество –сумма индивидов, результат осмысленного человеческого поведения.

О бщ ес тв о вч ел ов ек е.- Любые человеческие проявления социальны.;- Тело: биологическое неотделимо от социально-исторического.;- «Чисто природного тела», т.е. тела вне истории общества, нет.;- Власть закона над телами.;- Социальные различия в физическом пространстве.;- Язык.

К ак имо бр аз омо тд ел ьн ыйч ел ов еки зод нявд ен ь к он ст ру ир уе т о бщ р еа ль но ст ь?

 Общество –продукт деятельности людей. Каждый человек производит свою жизнь вместе с другими людьми.

 Повседневность –мир, каким он дан человеку. Порядок вещей возник до появления человека на фоне жизненного

театра.

 Социальные абстракции - важные элементы повседневной жизни, посредники между людьми

№14. Традиционная и техногенная цивилизации.

Стадии развития человечества: - Дикость; - Варварство; - Цивилизация.

2 типа цивилизаций: Традиционная и Техногенная (поздний продукт истории человечества)

Т ра ди ци он ны е о бщ ес тв а:

Замедленные темпы социальных изменений: одни и те же структуры жизни воспроизводятся несколькими поколениями. Виды деятельности, средства и их цели могут существовать столетиями в виде устойчивых стереотипов. Приоритет отдается традициям,

образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность допустима в рамках традиций.

Наши рекомендации