Его лицах, предложил идею о сотворенности материального мира «из
ничего». (Заметим,что в античной философии говорилось о творении ми-ра, космоса из некоторой материи.)
■ Тертуллиан (160–220гг.)утверждал,что христианская вера со-
держит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве или проверке. Спор о скрытом смысле Библии – бесцель-ное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и невозможным, тем более в это нужно верить. Тертул-лиану приписывается тезис: «Верую,ибо абсурдно», что полностью со-ответствует его взглядам.
■ Начиная со II века в христианстве возникают ереси–гностицизм,манихейство, арианство:в них говорилось о том,что мир лежит во зле,создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека – в ином мире, но попасть в него могут только те, кто обладает «гносисом», неким особым знанием.
▲ Одним из самых авторитетных представите-
лей патристики был Аврелий Августин (354– 430 гг.). Он продолжил обоснование идеи о сотворе-нии мира «из ничего»,много внимания уделял про-блеме времени, говорил о творении человека, способ-ностях души, проблеме веры и знания и др.
Итогом формирования патристики стали идеи, которые были восприняты и продолжены последую-щей христианской философией, и, прежде всего:
теоцентризм (источником всякого бытия,блага и красоты является Бог);
креационизм (мир сотворен Богом«из ничего»); персонализм (человек создан по образу и подобию Бога);
провиденциализм (Бог правит созданным им миром,человеческойисторией и людьми);
сотериологизм (от лат. soter–спаситель;жизнь человека должнабыть направлена на спасение души);
ревеляционизм (от лат.revelation–откровение;познание истиныдостигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию);
Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования: школы создавались в основном при монастырях, в них скла-дывалась педагогическая система, получившая название «схоластика», т. е. «школьная ученость».
У истоков схоластики стоял Боэций (480–524 гг.), которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, вклю-чавшую две группы наук: тривиум («трехпутье»), в который входили
грамматика, риторика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики (музыки) и астрономии. Изуче-ние этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии.
Важной проблемой схоластики стала проблема универсалий, соот-ношения общего и отдельного. В ранней схоластике сформировались два противоположных направления: реализм;номинализм.
Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв-
ляются духовными сущностями и существуют реально, вещи же есть не более чем обман органов чувств. Приверженцы номинализма (от лат. no-men –имя)утверждали,что реально существуют толькоотдельныепредметы.При этом в своей крайней форме номинализм утверждал,что общее – это только имена,слова;оно не имеет никакого значения внеязыка. Видный представитель номинализма в ранней схоластике – Росце-лин (1050–1110гг.)утверждал,что действительным,реальным существо-ванием обладают только единичные вещи: общее есть лишь понятие, сло-
во. Умеренный номинализм(концептуализм) был представлен Абеля-
ром (1079–1142гг.),который считал,что универсалии не пустые слова,они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. В то же время Абеляр отмечал, что универсалии не существуют до и незави-симо от единичных предметов.
Известным представителем номинализма был Дунс Скот (1261– 1308 гг.), который утверждал, что реально существуют только индиви-
ды.При этом он считал,что есть особый принцип индивидуализации,де-лающий одну вещь не похожей ни на какие другие. Оппозиция реализма и номинализма получила отклик в последующей философии.
Философские споры между реалистами и номиналистами могли по-ставить под сомнение догмат о едином Боге и Его трех ипостасях и по-этому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.
▲ Одним из приверженцев реализма в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (810 –877гг.).Он развивал учение о том,что из-начально существует:
не сотворенная, но творящая природа – Бог;
вторая природа, сотворенная и вместе стем творящая – порожденная Богом совокупность
первообразов, идей всех вещей; третья природа – сотворенная и не творящая –мир чувственныхпредметов и явлений.
▲ В позднем Средневековье к реализму скло-нялся Фома Аквинский (1226–1274 гг.). Он считал,
что универсалии имеют троякое существование:
в божественном уме; в вещах; в человече-ском уме.
В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представ-ляя формы, образцы для единичных вещей.
Таблица 13 | ||
Учения | Философские идеи Средних веков | |
Теоцентризм, | ||
Теология | всемогущая Абсолютная Личность, | |
монотеизм | ||
Онтология | Креационизм – творение из «ничего», | |
дуализм бытия: божественный мир и природный мир | ||
Креационизм – творение из «ничего», | ||
Антропология | человек: дух + душа + тело, | |
идея бессмертия как приобщение души к духу | ||
Откровение, | ||
Гносеология | вера выше знания, | |
«философия – служанка богословия» | ||
Этика | Моральные заповеди Бога | |
Философия | Провиденциализм, | |
истории | направленность истории ко «Второму пришествию» | |
Социальная | Бог дает и устанавливает общественные законы, | |
философия | социальная иерархия, подобная «небесной» |