Тенденции развития философии Просвещения, его цель, сущность, основные направления и роль в создании идеологии Французской буржуазной революции
Эпоха просвещения (XVIIIв.) – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества.
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIIIв., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путём просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека.
Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
Перестройка жизни на разумных основаниях представлялась мыслителям Англии, Франции, Германии и других европейских стран как результат распространения положительных, практических полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Особое внимание следовало уделять правителям – приобщать их к новейшим достижениям науки и философии, с тем, чтобы они осуществляли внедрение принципов разума в жизнь, в быт своих государств и народов.
Главную задачу мыслители-просветители видели в критике христианства, т.е. в борьбе с религиозными догмами, принимаемыми на веру, но противоречащими здравому смыслу, тем более – не имеющими опытно-рационального обоснования.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга – наука и прогресс.Просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Но атеизм просветителей был одновременно и критикой любых форм компромисса науки (естествознания) с метафизическим наследием схоластики. Разум, освобождённый от всех пут, признаётся ими единственным и высшим судьёй всего существующего, призванным указать правильный путь человеку в личной и общественной жизни.
Тенденции становления и развития философии Просвещения: | - источники – эпоха Возрождения – культ человека, Новое время - культ науки и разума. Дополняется верой в неограниченный прогресс, идеей всеобщего равенства людей перед законом, принципом историзма в мышлении; |
- потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования; | |
- вынос научного знания за пределы учебных заведений, оно становилось предметом широкого обсуждения в образованном обществе; | |
- существенные изменения в общественных отношениях и общественном сознании стали предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения; | |
-появление на исторической сцене буржуазии с её мирскими, практическими интересами. Родина просвещения – Англия, раньше других ставшая на путь капиталистического развития; | |
- развернувшаяся общественно-политическая борьба накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794) приводит к перемещению центра философских изысканий из Англии во Францию (а затем в Германию). |
Философией Просвещения принято называть французскую философию XVIIIв.. Это связано с тем, что её представители разрушали устоявшееся представление о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, тем самым подготовили умы людей к коренным изменениям существующего общественного устройства, к буржуазной революции. В конечном итоге, они идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794гг.
Отличительные черты философии Французского Просвещения: | - чётко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых представителей (Вольтера, Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической; |
- неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания XVIIIв.; | |
- гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропо - социальной проблематики; | |
- социально-критическая направленность философских взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества». |