Семинар 13. Ценности и их роль в человеческой деятельности
Цель занятия
осмысление специфики, роли и структуры аксиологического знания.
План
1. Аксиология как особый раздел философии.
2. Ценности как предмет философского исследования.
3. Природа эстетических ценностей. Эстетика как раздел философии.
4. Природа этических ценностей. Этика как раздел философии.
Темы докладов
Аксиология как раздел философского знания: этапы и парадигмы.
Ценности, их природа и классификация как предмет философии.
Основные эстетические и этические категории.
Ценности права и их роль в общественном развитии.
Понятие смысла жизни в мировых религиях и философских течениях.
Конфликт ценностей как социальная проблема.
Ценностные идеалы сотрудника полиции.
Методические рекомендации
По первому вопросу.Дайте определение и общую характеристику аксиологии как разделу философии, занимающемуся исследованием ценностей (смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих общую направленность, телеологическую (целевую) обоснованность и мотивированность человеческой жизни, всей сознательной деятельности человека и общества, всем конкретным деяниям и поступкам). Предметом аксиологии являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Охарактеризуйте основания, по которым философия ценностей обособилась в относительно автономный раздел. Хотя проблема ценностей разрабатывалась, например, еще Сократом в раннеклассический период античной философии, но выделение предметной проблематики аксиологии как самостоятельной области философской рефлексии принято связывать с целым рядом философских вызовов Нового времени. К ним, в частности, относят: 1) пересмотр обоснования этики (в которой со времен Платона бытие отождествлялось с благом) И. Кантом, противопоставившим сферу нравственности (свободы), сфере природы (необходимости), что требовало четкого разграничения должного и сущего; 2) расщепление понятия бытия в послегегелевской философии на «актуализированное реальное» и «желаемое и должное», рефлексия над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления; 3) осознание необходимости ограничения интеллектуалистских притязаний философии и науки, признание того, что познание не является областью их монополии и доминирования, и что оно тоже связано сложными отношениями с направленностью человеческой воли (для которой критериальное различение истины и не-истины является далеко не единственным и не всегда определяющим среди иных критериев: добро-зло, прекрасное-безобразное, полезное-вредное и т.д.); 4) обнаружение неустранимости из познания оценочного момента, разных модальностей и типов организации мыслительной деятельности субъекта; 5) постановка под сомнение (переоценка) основополагающих ценностей христианской цивилизации в концепциях А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, В. Дильтея и особенно Ф. Ницше; 6) осознание невозможности сведения понятия ценности к «благу» (традиция, идущая от Платона) или ее понимания как «стоимости», экономической ценности (традиция классической политэкономии, существенно переосмысленная К. Марксом).
По второму вопросу.Существует множество подходов к пониманию природы и сущности ценностей. При общей характеристике различных теорий ценностей особое внимание уделите содержанию основных положений натуралистического психологизма, персоналистического онтологизма, аксиологического трансцендентализма, культурно-исторического релятивизма и социологической концепции ценностей. Так, например, сторонники натуралистического психологизма (Р.Б. Перри, Дж. Дьюи, К.И. Льюис) рассматривали ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Наиболее видный представитель персоналистического онтологизма М. Шелер также обосновывал объективный характер ценностей, однако не отождествлял их с теми или иными эмпирическими явлениями. Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Представители аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) понимали ценности как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и желаний (соотносящееся с «чистым», «трансцендентальным» сознанием). В. Дильтей, с именем которого связана концепция культурно-исторического релятивизма, утверждал идею аксиологического плюрализма как множественности равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста и познаваемых только в рамках таких контекстов. Родоначальник социологической концепции ценностей М. Вебер развивал неокантианское учение о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, применив это представление к интерпретации социального действия. Характеризуя роль ценностной регуляции общества и значение ценностей и ценностных установок в жизни вообще и профессиональной деятельности в частности, соотнесите понятие ценности с понятиями целеполагания, нормы, идеала, ориентира. Покажите связь социализации индивида с процессом формирования его ценностных мировоззренческих позиций. Раскройте отношение между личностным характером ценностей человека и общечеловеческими ценностями. Обратите внимание на проблему соотношения универсальных ценностей и ценностей локальных культур.
По третьему вопросу. Проанализируйте этимологию слова «эстетика» и проблему определения этого понятия. Приведите примеры дефиниций эстетики и интерпретации «эстетического» с позиций различных подходов. Рассмотрите систему основных эстетических категорий, дайте определения и сравнительные характеристики понятиям «прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное», «трагическое», «комическое», «ужасное», «совершенное». Охарактеризуйте искусство как традиционный предмет эстетических оценок и аксиологической рефлексии. Сравните представления о красоте в архаической культуре, цивилизациях Древнего Востока, Античности, Средневековье, Возрождении, Новом и Новейшем времени. Чем отличается классическая эстетическая мысль от неклассической? Что изменилось в эстетических представлениях в эпоху Постмодерна?
По четвертому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «этика» и проблему определения этого понятия. Приведите примеры дефиниций этики и интерпретации «этического» с позиций различных подходов. Сформулируйте, в чем заключается коренное различие этических и эстетических оценок. Сопоставьте понятия «этика», «мораль» и «нравственность». Сформулируйте общее и особенное в моральных и нравственных ценностях, приведите конкретные примеры их принципиально возможного различия («моральное», но «безнравственное»; «нравственное», но «аморальное»…). Охарактеризуйте основополагающие этические категории: добро и зло, добродетель и порок, праведность и грех, должное и сущее, достоинство, честь, совесть, долг, ответственность, свобода, справедливость, милосердие, моральный выбор, нравственный идеал, любовь, счастье, польза, удовольствие. Сравните ценностные интерпретации этих категорий в различных этических теориях и практиках. Определите место и роль этических ценностей, ценностных установок и аксиологического знания в системе высшего образования и в профессиональной подготовке и деятельности сотрудника ОВД.