Формирование христианской философии. Патристика
По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии — сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.
Ранний этап патристики — так называемая апологетика. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции.
И тогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией
- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
- Креационизм. Мир сотворён Богом из ничего.
- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.
- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.
- Сотериологизм. (лат. soter – спаситель) – Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.
- Ревеляционизм (лат. revelation – откровение) – Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.
Номинализм и реализм в средневековой философии.Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получала название схоластики,т. е. школьной учености.
У истоков схоластики стоял Боэций(480-524), которого позднее называли «отцом схоластики». Одной из важных её проблем стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот вопрос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.
В ранней схоластике сформировались два противоположных направления — реализми номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка .зрения в общем восходит к Платону. Приверженцы номинализма (от лат. потеп — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. В своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка.
Умеренный номинализм (концептуализм) был представлен Абеляром(1079-1142), который считал, что универсалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от единичных предметов.
К реализму склонялся Фома Аквинский(1226-1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.