Формирование христианской философии. Патристика

По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии — сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.

Ранний этап патристики — так называемая апологетика. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции.

И Формирование христианской философии. Патристика - student2.ru тогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией

  • Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
  • Креационизм. Мир сотворён Богом из ничего.
  • Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.
  • Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.
  • Сотериологизм. (лат. soter – спаситель) – Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.
  • Ревеляционизм (лат. revelation – откровение) – Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

Номинализм и реализм в средневековой философии.Средневековые философы, писатели, ученые в большин­стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. В школах постепенно складывались основы педагогиче­ской и научной системы, которая получала название схо­ластики,т. е. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций(480-524), кото­рого позднее называли «отцом схоластики». Одной из важных её проблем стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот во­прос обсуждался еще в античной философии и через твор­чество Боэция перешел в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противопо­ложных направления — реализми номинализм. Сторонни­ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв­ляются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка .зрения в общем восходит к Платону. Приверженцы номинализма (от лат. потеп — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. В своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка.

Умеренный номинализм (концептуализм) был пред­ставлен Абеляром(1079-1142), который считал, что уни­версалии не пустые слова, они имеют определенное значе­ние, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от еди­ничных предметов.

К реализму склонялся Фома Аквинский(1226-1274). Он считал, что универсалии име­ют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии пред­шествуют вещам, представляя формы, образцы для еди­ничных вещей.

Наши рекомендации