Формирование древнегреческой философии
Древняя Греция как государство появилось не сразу. В 13 веке до Н.Э. возникала Микенская цивилизация, но она исчезла под ударами варваров. Греция как государство существует с 8 по 2 век до н.э. Философия в Греции появляется в конце 7 – начале 6 века.
Причины расцвета философии в Греции.Географическое положение (она располагалась на пересечении торговых путей), Греция была разделена на многочисленные полисы (Всё население делилось на три группы – политы ~30%(граждане), метеки~20%(свободные люди, но не граждане), рабы~50%) Там зарождалась демократия. Благодаря полисной системе развивалось свободомыслие, так как нет единоличного правителя. Так как полисы были маленькими, до персидских войн не было особого различия в имуществе. В Греции была очень развита колониальная система. Каждая семья производила довольно много детей. Благодаря системе колонизации расширялся кругозор. Была очень развита мифология.
Источники греческой философии:Платон, Аристотель, Ксенофон, Секст Эмпирик, произведения римлян… Марк Аврелий, Боэций…
Милецкая школа философии. Фалес первым задался таким философским вопросом – из чего всё? И ответил: из воды. Он решил, что вода является основой всего в мире. Вода может преобразовываться. Это подтверждает её фундаментальное положение. У него было два последователя. Один говорил, что уплотнение и разряжение – два главных процесса, всё состоит из воздуха. Увеличивающих или уменьшающих меру бытия. С его точки зрения воздух заполняет всё. Мир превращает небытие-воздух в бытие.
Ещё один представитель школы – Анаксимандр. Он говорил, что надо выбрать что-то абстрактное. Апейрон (неопределённое, беспредельное).Он считал, что все вещи взяли у апейрона взаймы. Весь мир со временем умрёт.
Гераклид. Некоторые фразы стали афористическими. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Огонь есть всё, он прообраз энергии. Всё движется в сторону своей противоположности. Всем миром владеет Психея. Но так же есть и логос. Переводиться как «слово», «учение», «знание», «закон». Логос сравним с Богом. Логос это то, что соединяет противоположности в целом. Задача человека – стать аристократом. Борьба есть везде. Борьба – отец всего. Надо ориентироваться на разум. Гераклид был сторонником аристократии. Был против демократии.
Демокрит.Атомизм. Мир состоит из маленьких кусочков разной формы. Душа человека тоже состоит из атомов, которые распадаются после смерти.
Пифагор. Один из первых идеалистов. Был с острова Самос. Считал, что всё возникло из числа. Это идеальное отношение/характеристика вещи. Ни 1 предмет не может обойтись без чисел. Числа способны обойтись без вещей. Они более фундоментальны, чем вещи. Сначала появилась единица – монада. В арифметике ей соответствует единица, в геометрии – точка. Дальше появилась диада, триада, тетрада. (Линия, треугольник, тетраэдр).
В пятом веке до нашей эры появляется течение софистов.Это был век античного просвящения, когда учителя пошли в народ, возникла потребность в знаниях. Среди софистов наиболее популярными считаются Горгий и Гераклид. Софисты проповедовали относительность знаний и относительность свойств самих предметов. Протагор говорил: «О каждой вещи есть по крайней два мнения, и оба истинны». Самым знаменитым высказыванием софистов является высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Софисты стояли у истоков субъективного идеализма. С софистами тесно сотрудничал Сократ. Он сам некоторое время считался Софистом. Позже разочаровался в софистах и создал собственную школу. К сожалению, Сократ ничего не писал. Сократ создал гносеологическое учение. Его называют первым рационалистом в античной философии. Он считал, что познание законов природы невозможно. «Я знаю, что я ничего не знаю». Увеличивая знания, мы сокращаем зло в этом мире. Призвал искать за Богом истину. Маефтика.
Метод Сократа.1) ирония 2) раскачивание сознания собеседника, маефтика. 3) индукция, метод познания, который частные сведения превращает в общие высказывания. 4) вывод, заключение. Сократ пришёл к выводу о том, что истина познаётся в поиске. Сократ идеалист. Проповедовал умеренность в потребностях. Аскетизм.
Демокрит. Материалист. Появляется. Был самым выдающимся материалистом.
Платон. Был учеником Сократа. Его тоже не устраивал взгляд софистов на относительность истины. Учение об идеях (видах, образах). Идея выражения бытия. «Существовать уже есть благо». категория материи в философии Платона соответствует небытию. В антропологии Платон тоже был идеалистом. 3 типа души: душа чувственная, душа пылкая(аффективная), разумная душа. Познания у него сводится к воспоминанию души. Три типа души определяют и три типа человека.
Аристотель. Был учеником Платона. Был репетитором Александра Македонского. Тоже идеалист. Критикует предыдущие идеалистические концепции. Пифагор утверждал, что числа могут существовать без вещей. Тогда они ничего не выражают. А у Платона ошибка в том, что сущности существуют в отрыве от идеи. А они должны быть совмещены. Платом утверждает, что форма является более фундаментальной, чем материя. Форма идеальна. Материя это только возможность существования. Аристотель создал учения о причинах каждой вещи. Четыре причины: 1) формальная причина 2) материальная причина 3) действующая причина 4)целевая причина
14.12.12
Существуют исторические формы общности людей – те группы людей, которые возникали в процессе исторического развития человечества. Самой ранней исторической формой людей была родовая община. Она появилась ещё в эпоху палеолита, в первобытном общинном обществе. Род –группа людей, считающих себя родственниками, занимающаяся совместным производством материальных благ и участвующая в воспроизводства населения. В родовой общине основными видами деятельности были собирательство и охота.
Родовая община продержалась несколько тысяч лет. Они в полной мере не воспроизводили культуру. В родовой общине была дуально-родовая семья. Существовало равное распределение и коллективная собственность. Род устанавливал собственность на территорию. Внутри рода появляется запрет на родственные половые отношения. Мужчины одного рода являлись мужьями другого рода. Дети оставались там, где женщины. Родовая община утвердила приоритет коллективизма по отношению к индивидуализму. После неё появляется племя.
Появляется парный брак. Земледелие было женским занятием. Племя всегда составляло собой совокупность нескольких родов. Племя – союз племён – народности.
Народность – общество культуры, обычаев традиций, обрядов, норм морали, языка…
Нация. Общность людей, возникающая в эпоху капитализма.
В 19 веке появляется категория «этнос». Этносомназывают людей, воспроизводящих одинаковый тип культуры и физический тип. В 20 веке была создана концепция этногенеза Львом Гумилёвым. Он предложил следующую концепцию этногенеза: смена этнических общностей.
Любой этнос проходит несколько этапов в своём развитии. Этнос развивается благодаря наличию в нём пассионарных личностей (люди с повышенной энергетикой поведения). Сначала идёт инкубационный период, когда этнос складывается. Этап подъёма, этап завоеваний и демографического взрыва, идеалом личности является герой жертвенного типа. После – этап расцвета. Стабильный рост населения, производство городов, селений, создание материальной культуры, созидательный этап. Этап надлома. Когда число пассионариев стало слишком велико, они начинают мешать друг другу, гражданская война. Этап обскурации, наблюдается депопуляция, идеалом личности становится индивидуалист, эгоист. Начинает жить за счёт предыдущих достижений, этап инерции. Затем наступает точка, после чего этнос может уйти в мемориальную фазу. Он может несколько тысяч лет просуществовать, не производя ничего нового. Либо можно объединиться с другим этносом. Весь этап занимает ~1200 лет, не больше.
28.12.12
Общественное сознание является целостностью совокупностей отдельных сознаний. Общественное сознание представляет собой: эстетическое сознание, религиозное сознание, политическое сознание, философия, мораль… Благодаря социализации каждый человек постигает формы общественного сознания.
Формы общественного сознания определяют форму деятельности человека. Индивидуальность сознания торится на основе этих форм. Большинство форм общественного сознания появилось в первобытное время. Часть форм появилась при переходе человека к государственной жизни. Все формы общественного сознания претерпевают национальную трансформацию. Эти формы общественного сознания развиваются благодаря деятельности отдельных людей. Развитие индивидуального и общественного сознания происходит в диалектическом взаимопроникновении. Любой поступок человека может совершаться морально и аморально.
На нормы всех форм общественного сознания влияет производственная деятельность. Сознание индивида всегда стремились классифицировать и образовать какие-то группы из тех факторов, которые были обнаружены. В античности и средние века в нашем сознании всегда выделяли две группы психических действий: чувственные и рациональные. И действия делились так же. В последствии всё стало точнее. Чувственные знания имеют образную природу. Рациональное предполагает абстракцию. На основе этого деления сформировались такие течения гносеологии как рационализм и сенсуализм.
Рационалисты говорят о превосходстве той части сознания, которая называется абстрактно-логическая. Они говорят, что чувства часто лгут, а разум работает точно. Науки были созданы благодаря рациональным знаниям. В 19 веке выделяются такие науки, как биология, экспериментальная психология, физиология. Для Фрейда важнейшим принципом является способность регулировать психологические акты.
Психику можно подразделять по функциям психических актов. Выделяют такую область психики как «память». Это свойство сознания к воспроизведению информации, полученной ранее. Ничего бесследно мимо нашей психики не проходит. В работе памяти важное значение имеют запоминание, забывание, сохранение и воспроизведение информации.
Таким же свойством психики называют внимание – свойство психики концентрироваться на каком-либо из объектов. Выделяют такие характеристика, как объём, устойчивость, распределённость, переключение.
Волевые психические акты совершаются человеком в момент борьбы мотивов. Чувственно-эмоциональные психические факты, мышление. Иногда принято говорить о познании вообще. Познание –это свойство сознания (психики) получать новую информацию, формировать с её помощью образы и понятия и достигать истины. Всё познание начинается с чувственных данных. Есть такое понятие как «сенсорный голод». Это такое состояние, когда человек умирает. Если человека лишить ощущений, он умрёт в течении 2-3 суток.
Наиболее элементарной формой познания окружающего мира называют ощущение. Ощущение – отражение в процессе непосредственного контакта отдельной стороны воздействующего объекта. Ощущение – физиологический материальный процесс, переходящий в идеальный образ. На основе ощущений формируется восприятие. Восприятие – непосредственно целостное отображение воздействующего объекта в комплексе его свойств. Вслед за восприятием появляется представление. Представление отражает наиболее общие внешние характеристики объекта.
Философия. Мировоззрение. Религия. Мораль. Гносеология. Аксиология. Материализм. Идеализм. Онтология. Этика. Эстетика. Мифология.
Предмет философии.Характеристики действительности, обладающие свойством всеобщности и бесконечности . Философия существует в двух формах – в форме мировоззрения и в форме науки. Философия в форме научного знания создавалась специалистами. Философию с наукой сближает наличие категориального аппарата. Это набор понятий, которыми наука пользуется постоянно. Философия использует логические методы обнаружения истины. Философия использует принцип доказательства. Философское знание о мире является системным.
Отличие философии от науки. Это знание духовное, обобщённое. Она может рассматриваться как сверхнаучное знание. Её отличает от науки концептуальный плюрализм. Это означает, что есть концепции, которые исключают друг друга. Этот плюрализм отображает многогранность самого мира. В отличии от точных наук, философия не стремиться указать на количественные значения. Лишь качественные. Философия как наука появляется в середине 1 тысячелетия до нашей эры. Само слово философия означает «любовь к мудрости». Философия появилась не на пустом месте. Источниками философии называют: мифологию, религию, искусство(литературу), рациональные знания в виде преднауки.Мифология зародилась в человеческом обществе ещё в первобытный период. Это иногда совокупность мифов, сохранившихся в культуре того или иного народа. А иногда это учение/знание о мифах. Миф –в древнем обществе это рассказ о значительном событии. Мифология появилась, когда речь стала продолжительной, длинной. Мифология за 1000 лет сформулировала основные философские проблемы, темы. Миф имел символическое содержание, но представлялся древнему человеку реалньостью.
Религиякак источник философии сознательно обратилась к изучению психики. Можно её направлять в нужном русле. Они стали изучать сознание. Кроме этого, они сформулировали всеобщие понятия в рамках религии. Бог, вера, любовь, добро и зло… Религия обратилась к разработке моральных принципов.
Искусство.В нём осмысливалось творчество. Пространственные, качественные и количественные свойства вещей определялись. Не было разделения мотива и поступка. Не существовало причинно-следственной последовательности (?о_О) События расставлялись в зависимости от их пространственно-временной близости, но не последовательности. (Что за треш) Первобытный человек не выделял себя из природных явлений, а рассматривал на равных.
Философиючасто называют матерью всех наук. Функции философии: познавательная, методологическая, интеграционная, прогностическая, мировоззренческая.