Развитие русской философии во второй половине XIXв

План

1. Почвенничество. Философия народничества: М. А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.А. Кропоткин.

2. Философия всеединства В.С. Соловьева.

3. Особенности русской религиозной философии (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев).

4. Философия русского интуитивизма: Н.О. Лосский.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: Русский материализм. Философские воззрения революционеров-демократов (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). Философская концепция народничества (Н.К. Михайловский). Философия русского анархизма (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин). Марксизм в России (П. Струве, Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов).

При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: русская религиозная философия. Философия всеединства В.С. Соловьева. Концепция богочеловечества. Смысл любви. Три свободы Н.А. Бердяева. Русская идея. Отец Павел Флоренский, князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие. Трансцедентально-логический идеализм в России (В.Ф. Эрн, Л. Шестов). Интуитивизм (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).Евразийство как особая концепция социокультурного места России.

Доклады и сообщения

· Учение о трех свободах Н.А. Бердяева.

· Русский экзистенциализм.

· Философия Ивана Ильина

· Философские идеи русского символизма

· Владимир Соловьев о смысле любви.

· Евразийцы о месте России в мировом сообществе.

· Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

· Философия антиинтеллектуализма (Л. Шестов, С. Трубецкой, П. Флоренский).

Семинар 6.3

Русская философия в XXстолетии

План

1. Сущность Евразийства.

2. Переосмысление идей марксизма в русской философии: П.Б. Струве, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов В.И. Ленин.

3. Идеи русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский)

4. Философия советского периода.

5. Современная философия в России.

Доклады и сообщения

· Философия общего дела Н.Ф. Федорова.

· Г.В. Плеханов о роли личности в истории.

· Ленин о материализме: анализ произведения «Марксизм и эмпириокритицизм».

· Философия сознания М.К. Мамардашвили.

· Диалектический материализм в переоценке постсоветской философии.

· В.И. Вернадский и идея ноосферы.

Основные понятия

Анархизм, антиинтеллектуализм, всеединство, символизм, историософия, ноосфера, соборность, софиология, этатизм.

Используемая литература:[1; 4; 5; 10-12; 16; 17; 24; 30; 34; 39; 42; 64-84].

Раздел 3. Философия бытия и познания

Тема 7. Учение о бытии (онтология)

Цель занятия: показать сущность проблемы бытия в философии, определить аспекты ее существования, выявить гносеологические основы природы материи и сознания, рассмотреть основные концепции существования и происхождения сознания. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Семинарское занятие – 4 часа

Семинар 7.1

Проблема бытия и материи в философии

План

1. Понятие бытия. Философский смысл проблемы бытия

2. Понятие материи в философии

3. Движение как основная форма существования материи

4. Осмысление проблемы пространства и времени в философии.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Онтология – учение о бытие как таковом. Возникновение и внутренняя логика философской проблемы бытия. Значение объективной и субъективной реальности для определения бытия. Бытие мира как основа и предпосылка его единства. Реальное и кажущееся бытие. Основные формы бытия. Дуализм и монизм, материалистический и идеалистический монизм.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: представление о субстанции как праматерии, связь этого представления с уровнем развития естествознания, его познавательная роль и историческая сущность. Формирование научно-философского понятия материи. Материальное единство мира и уровни существования материи с позиции диалектического материализма.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: понятие движения. Движение как одна из форм существования материи. Движение и развитие. Основные типы и формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения материи.

При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах.

Доклады и сообщения

· О причине времени.

· Материальное единство Мира.

· Генезис представлений о пространстве и времени.

· Теория относительности Эйнштейна с точки зрения философии.

· Время человеческого бытия.

· Философская проблема времени.

· Движение как форма существования материи.

Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 63; 64; 67-84].

Семинар 7.2

Наши рекомендации