Разногласия, раздельное проживание и развод

67-09 Я получил твое короткое письмо по поводу твоего брака. Насколько я помню, ты вышла замуж за Субала-даса в моем присутствии, а потому забудь всю свою прежнюю жизнь. Ты сейчас свободна от каких-либо прежних обязательств, потому что полностью предалась Кришне. Такое предание исключает любые обязательства перед кем бы то ни было. Субала также предавшаяся душа, поэтому ваш союз вполне подходит для того, чтобы служить Господу. По милости Кришны, у тебя есть прекрасное место, где можно развивать процветающий храм, и твой муж становится все более компетентным в исполнении этого служения. Я уже дал ему наставления, как все делать, и они напечатаны в газете «Нью Мексикан». [КМ-д107] Пожалуйста, следуйте наставлениям оба, как муж и жена, и помогайте верно следовать наставлениям вашим духовным братьям и сестрам. Кришна всегда с тобой, при условии, что ты искренне служишь ему и верна своему духовному учителю. Это секрет успеха. Все просто и ясно, будь верной и искренней. Ты очень разумна и предана Господу. Знай же, что я не одобряю никакого расторжения браков, заключенных мною. Если вы не согласны друг с другом, живите порознь, но никакого развода быть не должно. Когда супруги живут раздельно, каждый из них может полностью посвятить себя Кришне, но в новый брак вступать нельзя. Если это условие не соблюдается, я больше никогда не буду содействовать никаким бракам. Надеюсь, ты поймешь меня правильно и сделаешь все как надо. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Кришне-деви, сентябрь 1967)

67-09 Перед тобой стоит проблема в связи с необходимостью жить раздельно со своей женой. Если твоя жена способна сохранять спокойствие, живя вдали от тебя, я думаю, можно пока все так и устроить, однако я опасаюсь, как бы это раздельное проживание не переросло в развод. Что касается Эрика, он развивается в сознании Кришны с самого детства, а это великий шанс для человека. Думаю, его отец обязан защищать своего ребенка в сознании Кришны. Мать также несет эту обязанность, так что либо ты, либо твоя жена должны позаботиться об этом хорошем ребенке. Если твоя жена возьмет на себя ответственность за ребенка, ты будешь лично совершенно свободен и можешь жить в храме с другими брахмачари, в Нью-Йорке, либо в любом другом месте, где тебе лучше. Если, однако, твоя жена оставит ребенка с тобой, тогда о нем можешь позаботиться ты, это будет хорошо. Но думаю, это будет очень трудно, потому что он еще недостаточно подрос. Так или иначе. Ни ты, ни твоя жена не должны думать о новом браке. Этого я не посоветую. Даже если твоя жена решит снова выйти замуж, сам ты должен об этом забыть. И если, по милости Кришны, ты сможешь спокойно жить без жены, полностью посвятив себя сознанию Кришны, это будет лучшая часть твоей жизни. Ты можешь перенести всю свою любовь и нежность на ребенка и постараться сделать его полностью сознающим Кришну. (ПШП Рупануге, 9 сентября 1967)

67-10 Относительно твоего личного вопроса о взаимоотношениях с мужем: твои взаимоотношения с мужем нормальны. Ты должна быть верна и преданна своему мужу, Даянанде. Ведическая система рекомендует женщине быть очень целомудренной и принять своего мужа как господина. А у тебя особенно хороший муж, потому что он развивается в сознании Кришны. Я очень рад, что вы так подошли друг другу. Твоя преданность мужу и любовь твоего мужа к тебе — это великое достижение, и я посоветовал Кришне-деви так же относиться к своему мужу, Субале. Я очень счастлив, когда вижу, как мои духовные сыновья и дочери, особенно те, кто вступили в брак в моем личном присутствии, счастливы в своих супружеских отношениях. Даже если между мужем и женой возникают разногласия, на них совершенно не нужно обращать внимание, и ты всегда должна оставаться твердой в служении Кришне. Как ты написала, служить Кришне — это приятно. Действовать в сознании Кришны — наше первое дело, и все остальные отношения должны быть подчинены этому принципу. Держись этого принципа. (ПШП Нандарани, 8 октября 1967)

68-06 По моему мнению, если юноши и девушки создают семьи и становятся образцовыми вайшнавами-домохозяевами, это очень хорошо. Но, если, по милости Кришны, юноши и девушки могут жить отдельно друг от друга, это еще лучше. Только это невозможно. Если человек способен переключить свое внимание на служение Кришне, он вполне может жить один хоть всю жизнь. Сейчас ты хорошо занята, так что продолжай заниматься той же работой, [что и сейчас,] учи брахмачарини, пой и повторяй «Харе Кришна», да крути свою швейную машинку. В раздельном проживании нет необходимости. Живите вместе и тренируйте свой ум, вот и все. Искусственное расставание никогда не рекомендуется. И когда ты видишь, что и при совместном проживании у тебя нет желания чувственного наслаждения, это высшая стадия совершенства. Добровольное самоограничение есть тапасья, аскетизм, оно становится возможным с развитием сознания Кришны. Искусственное расставание — это глупость. Мы рекомендуем добровольное самоограничение, а не искусственное расставание. Ты должна понять, что нет никаких препятствий к тому, чтобы жить вместе, как муж и жена. Тенденция к этому сохраняется, это естественно. Если человек может сдерживаться, это очень хорошо. Но это необязательно. Да и невозможно сдержаться искусственно, это должно происходить само собой, с развитием сознания Кришны. (ПШП Химавати, 14 июня 1968)

69-01 По поводу твоих мыслей расстаться со своим мужем: не думаю, что это хороший план. Ты должна всегда жить со своим мужем и заботиться о его личных удобствах, а он будет заботиться об удовлетворении всех твоих потребностей. О том, чтобы расстаться, нет и речи. По взаимному соглашению и по мере развития сознания Кришны, вы можете прекратить половые отношения, но о расставании не может быть и речи. Расставание искусственно. По мере того, как Хамсадута развивается в сознании Кришны, ты, общаясь с ним, также получаешь благо. Муж и жена работают на благо друг другу. Идея расстаться с мужем появилась и у Говинда-даси, но я отослал ее обратно к мужу, и она сейчас следует моему наставлению. О расставании мужа и жены не может быть и речи до тех пор, пока муж не примет санньясу. Тогда жена уже не может оставаться с мужем. Даже на стадии ванапрастхи, или отхода от активной деятельности, жена остается с мужем, только половые отношения прекращаются. (ПШП Химавати, 24 января 1969)

69-07 Я очень рад, что ты собираешься выйти замуж за Джагадишу и служить ему, помогая развивать сознание Кришны, на протяжение всей вашей жизни. Семейная жизнь в сознании Кришны — это идеал семейной жизни, потому что ее основной принцип заключается в том, что жена помогает мужу, чтобы он мог следовать путем сознания Кришны, а муж помогает жене развить сознание Кришны. Таким образом, оба, и муж, и жена обретают счастье, и жизнь их становится возвышенной. Если брак заключен в сознании Кришны, то о разводе не может быть и речи. Разногласия между мужем и женой не принимаются всерьез, подобно тому, как не принимаются всерьез ссоры детей. Причина в том, что в основе духовной семейной жизни лежит не игра вожделения, но вечный принцип несения преданного служения Кришне. Прилагаю инструкцию для Рупануги по проведению свадебной церемонии, а вам с Джагадишей даю все свои благословения на долгую и счастливую жизнь в сознании Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Лакшмимони, 10 июля 1969)

69-11 Регулярно участвуй в санкиртане. Киртан — это наша жизнь и душа, а печатный станок — это часть киртана. Вы оба, муж и жена, помните об этом и постарайтесь исполнять оба эти вида служения. Как я понял, Шарадия вернулась в Бостон, оставив Вайкунтханатху. Это хорошо. Одно вы должны знать — конечно, я знаю, что вы такие хорошие, что между вами, мужем и женой, и речи не может быть о каких-то разногласиях, но порой это все же случается — так вот, вы должны донести до Шарадии, что в семейной жизни в сознании Кришны не может быть и речи о том, чтобы расстаться. Наш брак абсолютен. Если порой возникают разногласия, можно пожить раздельно несколько дней, но о том, чтобы расстаться, речи нет. Пожалуйста, постарайтесь обучать всех девушек в таком духе. В декабре я приеду в Бостон, и мне доставит большую радость увидеть вас всех вместе. (ПШП Балаи, 15 ноября 1969)

69-12 Я знаю, что она очень хорошая девушка, так что если ты берешь ее в жены, ты должен обращаться с ней очень хорошо, чтобы вы могли жить в мире и согласии. Наши браки не предполагают возможности развода. Вы должны мирно жить вместе при любых обстоятельствах. (ПШП Анируддхе, 7 декабря 1969)

69-12 Одно вы должны знать — конечно, я знаю, что вы такие хорошие, что между вами, мужем и женой, и речи не может быть о каких-то разногласиях, но порой это все же случается — так вот, вы должны донести до Шарадии, что в семейной жизни в сознании Кришны не может быть и речи о том, чтобы расстаться. Наш брак абсолютен. Если порой возникают разногласия, можно пожить раздельно несколько дней, но о том, чтобы расстаться, они и думать не должны. Пожалуйста, постарайтесь обучать всех девушек в таком духе. В декабре я приеду в Бостон, и мне доставит большую радость увидеть вас всех вместе. (ПШП Балаи, 15 ноября 1969)

70-11 Думаю, если тебе прямо сейчас слишком тягостно оставаться в Бостоне с Сатсварупой, ты можешь перебраться на время в другой центр вместе с Художественным отделом и продолжить свою работу там. Иногда пожить раздельно весьма полезно и для мужа, и для жены, но о разводе не может быть и речи. (ПШП Джадурани, 16 ноября 1970)

71-01 Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое письмо от 22 декабря 1970 и был очень огорчен, узнав, что хотя ты так серьезен, семейная жизнь беспокоит тебя. Семейная жизнь не означает, что между мужем и женой никогда не бывает разногласий — так уж повелось с незапамятных времен. Согласно ведической системе, разногласия между мужем и женой нельзя принимать очень уж всерьез. Ведическая система предоставляет жене уступку — временно расстаться с мужем и вернуться в дом отца. Так что Чинтамани может вернуться ко мне на время, но ты не должен отклоняться от исполнения своих обязанностей в Японии. Картикея Махараджа и Брюс могут немедленно, если хотят, приехать помогать тебе, так что организуй их проезд, и я отошлю их обратно. Кажется, у Брюса есть обратный билет. (ПШП Судаме, 1 января 1971)

71-08 Брак — дело серьезное, к нему нельзя относиться легкомысленно. В сознании Кришны не может быть и речи о разводе. Поэтому я прошу всех, кто хочет жениться, подписать документ, в котором они обещают не разводиться. По этому поводу нужно проконсультироваться с Карандхарой Прабху, и он должен составить такой документ, как это сделал Рупануга в Н-Й. А затем, если ты считаешь, что можешь справиться с ответственностью, которую налагает семейная жизнь, тогда без промедления приступай к церемонии, имея все мои благословения. (ПШП Мадхукантхе, 8 августа 1971)

71-08 Несмотря на все свои недостатки, ты все равно отправишься на Вайкунтху, потому что ты великая преданная. Не создавай ненормального положения. Пожалуйста, вернись к своему мужу, живите в мире и согласии и занимайтесь осознанием Кришны вместе. Он тоже не примет санньясу из [одного лишь] разочарования. Ты умная девушки и старшая ученица. Ты должна знать, что главное наше дело — это сознание Кришны. Ссоры между мужем и женой не следует принимать слишком всерьез. Поэтому если ты имеешь хоть сколько-то уважения ко мне, я прошу тебя не ссориться с мужем. Живите в мире и согласии, повторяйте «Харе Кришна» и старайтесь служить нашему делу как можно лучше. Я очень рад, что твоя мать также проявляет интерес к сознанию Кришны. Это очень хорошо. Итак, поскольку тебе предстоит вскоре покинуть Бостон, отправляйся сразу же в Нью-Йорк и мирно живи со своим мужем. Это мой приказ. Надеюсь, ты не ослушаешься меня. (ПШП Экаяни, 31 августа 1971)

71-09 Что касается твоего брака, я не возражаю, если ты получил одобрение Карандхары. Лилашакти, кажется, очень хорошо проповедует, так что помогайте друг другу проповедовать все лучше и лучше это Движение сознания Кришны. Не сбивайтесь с пути. Развода не может быть никогда, это совершенно запрещено. Всегда думай о Кришне и будь счастлив. (ПШП Мадхучаре, 25 сентября 1971)

71-10 Я очень рад, что Чандравали и твой сын вернулись к тебе. Это очень хорошо. Между мужем и женой могут возникать разногласия, но они никогда не должны приниматься слишком всерьез. Так что, объединив свои усилия, продолжайте проповедническую деятельность. (ПШП Читсукхананде, 12 октября 1971)

72-12 Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое письмо от 30 ноября 1972, и я потрясен твоим рассказом о том, что ты временно оставил свою добрую супругу и вступил в половые отношения с другой девушкой, тоже преданной, которая теперь беременна твоим ребенком. Это страшно меня расстроило. Но я знаю, что все великие начальники падают жертвой половой жизни. Так что пусть она живет в Нью-Йорке, а ты живи в Париже, вместе со своей женой, что ж поделаешь? Но ты не должен с ней видеться или даже переписываться. Это будет наихудшим примером. Ты ведь руководитель, как же ты можешь делать такие вещи? Если кто-то возьмет ее, она может выйти замуж и быть счастлива в сознании Кришны — я вовсе не хочу, чтобы она со стыда ушла. Но ты не должен больше общаться с ней. Как сделал [другой преданный]. Он был сам как решето, весь в дырах, но постоянно искал недостатки лишь в других: «Посмотрите-ка на эту иголку, в ней дыра». Одна девушка забеременела от него, про них узнали, и он ушел от меня, хотя был моим личным слугой. Это обычное дело: в своем глазу бревна не замечает, зато обвиняет других: «Смотрите-ка, у него сучок в глазу».

Наше дело — подняться на высший уровень жизни как проповедникам сознания Кришны, и каждый должен вести себя очень строго, тогда он сможет учить других. Две вещи: стань образцом сам, потом научи других быть образцовыми. Если человек сам не достиг высшего уровня, он не может судить или критиковать других. В Библии есть одно речение: «Не судите, да не судимы будете». Как можно проповедовать, если не делать суждений? Это невозможно. [Но] только те, кто стоит выше всяких подозрений, могут судить других. Нужно вести себя так, чтобы всегда быть вне подозрений. Тогда можно судить, тогда можно проповедовать. Но сейчас у тебя нет силы давать наставления. Кто сам ничего не соблюдает, как может наставлять других?

Если ты раскаиваешься, это хорошо. У тебя хорошая жена, и если у тебя есть половое влечение, ты должен никогда не расставаться со своей женой. Ты раскаиваешься, поэтому Кришна простит тебя. Но больше никогда так не поступай. Напротив, ты должен полностью прекратить половую жизнь, сделать это своим аскетическим подвигом. Не ешь досыта, всегда повторяй по шестнадцать кругов и проси Кришну простить тебе это великое оскорбление. Ты один из старших преданных, и если ты делаешь такие вещи, тогда все Общество оказывается в рискованном положении. По своей природе, в своих жестах, одежде, женщины похотливы — это их обычай. В Шримад-Бхагаватам говорится, что если ты принимаешь служение женщины, ты должен быть очень и очень осторожен, особенно это касается санньяси и брахмачари. (ПШП (имя опущено), 17 декабря 1972)

72-02 Сим уведомляю, что получил твои письма от 14 и 24 января 1972 и твою телеграмму по поводу брака. Я не возражаю и даю тебе свои благословения. На самом деле лучшие мои управляющие — грихастхи, потому что у них есть естественная склонность решать вопросы, так что если она есть и у тебя, если вы с женой решили открыть центр в Джакарте и служить Кришне вместе, и если твои духовные братья советуют тебе это, тогда почему же не жениться на этой девушке? Однако ты должен впредь нести полную ответственность за то, чтобы она была защищена и получала сознание Кришны, и вопрос о разводе не должен возникать никогда, это мои условия. Так что если ты согласен соблюдать эти условия, я не возражаю. (ПШП Амогхе, 15 февраля 1972)

72-02 Ты говоришь, что твоя жена слишком сентиментальна и эмоциональна, и это тревожит тебя. Но ведь ты принял ее как свою жену, и, согласно нашему ведическому стандарту, ответственен за ее духовное развитие, поэтому ты должен очень серьезно постараться помочь ей стать сознающей Кришну, это твоя ответственность. Если после многих серьезных попыток ты все же не сможешь ей помочь, тогда оставь ее в покое. Человек должен заботиться о себе, другие, если они чрезмерно препятствуют его служению, не должны интересовать его. Но ты женился на ней, поэтому о разводе не может быть и речи. Вы можете время от времени жить раздельно, но ты, по крайней мере, должен изо всех сил стараться помочь ей усовершенствовать свою духовную жизнь. (ПШП Моханананде, 27 февраля 1972)

73-04 Чанакья Пандит говорит, что если у человека нет матери или у него непокорная жена, то жить в таком доме все равно, что жить в пустыне. (ПШП Мукунда-дасу, 27 апреля 1973)

73-07 Мы не позволяем разводов, но в вашей стране это обычное дело. Хотя нам это и не нравится, но в этой стране — что можно сделать? Есть санскритская поговорка: «Действуй согласно законам страны». Если оба, и муж, и жена, согласны на развод, они могут развестись и вступить в новый брак. Что тут поделаешь? (ПШП неизвестному адресату)

73-10 Что касается твоего расставания с Нандарани, то ничего не надо делать искусственно. Нандарани ничем от тебя не отличается. Она также ищет сознания Кришны. Твоя семейная жизнь не является несовместимой [с нашими целями], она благоприятна. Не расставайся с женой искусственно. Когда все используется в служении Кришне, о майе не может быть и речи. Я высоко ценю Нандарани. (ПШП Даянанда-дасу, 16 октября 1973)

73-12 Твой муж ушел, что поделаешь? Но ты должна вернуться в наш храм и снова приняться за преданное служение, как я учил и предписывал всем нашим центрам. (ПШП Говинда-даси, 13 декабря 1973)

74-05 Ты пишешь, что все больше вовлекаешься в сознание Кришны, но твоя жена не слишком им интересуется, и ты хочешь узнать, не следует ли тебе развестись с ней. Нет необходимости оставлять жену. Важно, чтобы ты сам осознал Кришну, она не сможет тебе помешать никаким способом. Ты сам должен предаться Кришне и заниматься преданным служением. Мы не говорим, что необходимо покинуть дом. Покинешь ли ты дом или нет, станет ли она сознающей Кришну или нет — ты продолжай развивать свой интерес и участие в этом великом Движении. Постепенно, если ты будешь тверд и решителен в своем движении, она может последовать за тобой. Если у тебя возникнут вопросы, можешь написать мне или посоветоваться с преданными в храме. На самом деле я уже ответил на все вопросы в своих книгах, таких как Бхагавад-гита, поэтому прочти, пожалуйста, их и повторяй харе-кришна-мантру. (ПШП Брайану Флемингу, 6 марта 1974)

74-09 Итак, я очень рад, что ты снова с женой, и у вас все идет хорошо. Объедините свои усилия и делайте все вместе. Растите своих детей в сознании Кришны и будьте идеальной парой. Твоя жена хорошая преданная, я это знаю. Но единственное: оставьте эти детские ссоры, живите мирно и продолжайте вместе дело осознания Кришны. Вы заслуживаете всяческого поощрения за всю работу, которую вы делаете там. (ПШП Читсукхананда-дасу, 13 сентября 1974)

75-01 Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания оказываются неисполненными, они тут же разводятся — это похоже на материальную деятельность, проституцию. Жена остается без мужа, и порой у нее уже есть ребенок, которого ей нужно вырастить. Этот проект — твой и многих других — становится отвратительным. Мы не можем рассчитывать, что наши храмы станут прибежищем для такого количества вдов и брошенных жен, это было бы слишком большим бременем, а мы превратились бы в посмешище для всего общества. Кроме того, нежеланное потомство. И начнется незаконная половая жизнь, которую мы и так наблюдаем вокруг. Будучи слабым полом, женщина нуждается в духовно сильном муже, чтобы получить благо и развиваться, накрепко ухватившись за его стопы. Если муж уходит, что ей остается делать? Таких случаев уже много в нашем Обществе, уже много девушек и юношей разочарованы.

Я ввел институт брака в ваших западных странах, потому что у вас принято свободное общение между мужчинами и женщинами. Поэтому необходим брак, чтобы занять юношей и девушек в преданном служении, независимо от семейного положения. Но наш институт брака несколько отличается от того, что существует в вашей стране: мы не поддерживаем политику разводов. Мы считаем, что муж и жена должны вечно помогать друг другу в служении Кришне, и они должны обещать никогда не расставаться. Конечно, если оба, и муж, и жена, — развитые преданные, и если оба согласны на то, чтобы муж принял санньясу, и оба счастливы этим, тогда есть основания расстаться. Но и тогда они не просто расстаются. Даже принимая санньясу, муж должен быть уверен, что когда он уйдет, жена будет защищена, и о ней должным образом позаботятся. Сейчас накопилось уже слишком много случаев, когда жены несчастны из-за того, что мужья оставили их против их желания. Как я могу это позволить? Я стремлюсь избегать каких-либо дурных примеров для будущих поколений, поэтому с большой осторожностью подхожу к решению твоего вопроса. Если это так легко: жениться, а потом оставить жену под предлогом того, что она является препятствием для духовного прогресса, это совсем не хорошо. Это неверное понимание того, что такое духовный прогресс. Человек обязан исполнять свой долг, тот или иной, но если я занят исполнением долга, а потом решаю изменить его или совсем бросить, это грубейшая ошибка. Преданное служение не связано подобными обозначениями. Поэтому, сделав однажды выбор, надо твердо придерживаться его и развивать свою преданность, пока она не расцветет любовью к Богу. Таково понимание Арджуны. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)

Повторный брак

67-09 Если твоя жена способна сохранять спокойствие, живя вдали от тебя, я думаю, можно пока все так и устроить, однако я опасаюсь, как бы это раздельное проживание не переросло в развод… Так или иначе. Ни ты, ни твоя жена не должны думать о новом браке. Этого я не посоветую. (ПШП Рупануге, 9 сентября 1967)

67-09 Я получил твое короткое письмо по поводу твоего брака. Насколько я помню, ты вышла замуж за Субала-даса в моем присутствии, а потому забудь всю свою прежнюю жизнь. Ты сейчас свободна от каких-либо прежних обязательств, потому что полностью предалась Кришне. Такое предание исключает любые обязательства перед кем бы то ни было. Субала также предавшаяся душа, поэтому ваш союз вполне подходит для того, чтобы служить Господу. По милости Кришны, у тебя есть прекрасное место, где можно развивать процветающий храм, и твой муж становится все более компетентным в исполнении этого служения. Я уже дал ему наставления, как все делать, и они напечатаны в газете «Нью Мексикан». Пожалуйста, следуйте наставлениям оба, как муж и жена, и помогайте верно следовать наставлениям вашим духовным братьям и сестрам. Кришна всегда с тобой, при условии, что ты искренне служишь ему и верна своему духовному учителю. Это секрет успеха. Все просто и ясно, будь верной и искренней. Ты очень разумна и предана Господу. Знай же, что я не одобряю никакого расторжения браков, заключенных мною. Если вы не согласны друг с другом, живите порознь, но никакого развода быть не должно. Когда супруги живут раздельно, каждый из них может полностью посвятить себя Кришне, но в новый брак вступать нельзя. Если это условие не соблюдается, я больше никогда не буду содействовать никаким бракам. Надеюсь, ты поймешь меня правильно и сделаешь все как надо. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Кришне-деви, сентябрь 1967)

68-01 По поводу Кришны-деви: Кришна-деви ввела тебя в заблуждение, я никогда не давал ей разрешения найти себе нового мужа. Напротив, я попросил ее немедленно вернуть и воссоединиться со своим мужем, Субалой. Субала, может быть, и сказал ей, что если она вообще любит Кришну, то пусть живет счастливо со своим новым мужем, только пусть управляет новым центром в Санта-Фе, и это будет доказательством ее любви к Кришне. Я прямо попросил ее вернуться к мужу. Если она не вернется, Субала решил больше не принимать никакой жены, но оставаться в одиночестве в сознании Кришны до конца своей жизни. Кришна-деви находится в сильнейших тисках майи, она хочет заполучить нового мужа любой ценой. Я никогда ничего подобного ей не позволял. Но если она служит делу Кришны, я не буду запрещать ей, потому что наше главное дело — служение. Я считаю, что она может управлять этим центром, а принять нового мужа я ее не вдохновлял. Если она хочет оставаться с этим новым другом и при этом вести центр в Санта-Фе, я это приветствую, но я вовсе не просил ее вновь выйти замуж. (ПШП Брахмананде, 23 января 1968)

68-10 Я думаю, что Гаргамуни нужно обеспечить новой невестой. Потому что карми не могут обходиться без женщины, работать не могут. Так что если он собирается стать карми, ну, не в точности карми — карма-йоги, то он, если хочет, может жениться. Но из него не выйдет хорошего мужа, будет всё то же самое. Потому что в Америке девушек не учат быть очень и очень послушными. Подумай над этим, но если он хочет, пусть женится. (ПШП Брахмананде, 16 октября 1968)

68-12 Из твоего письма я понял, что ты стремишься стать домохозяином. Это очень хорошо. Нам нужно много домохозяев, которые могли бы подавать другим пример, как в сознании Кришны можно вести чистую и здоровую жизнь, даже в семье. Кроме того, нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога.

Так что твое решение очень правильно, но в настоящее время у нас много девушек, которые либо слишком молоды, либо уже помолвлены, либо уже слишком стары. Есть и несколько славных девушек, на которых ты мог бы обратить внимание, особенно: Туласи-деви и Анурадха-деви, но у них у обеих маленькие дети, а Туласи-деви еще и немного старше тебя, насколько я понял. Если хочешь, мы можем спросить этих девушек, хотят ли они сейчас выйти замуж. Или же подожди подходящей девушки, кто это будет, я пока не могу сказать, может быть, кто-то скоро проявится, и как только она проявится, мы сделаем необходимые шаги. (ПШП Нандакишоре, 11 декабря 1968)

69-06 По поводу предложения о твоем повторном браке: я никогда не предлагал ничего подобного, так что не морочь себе голову этим. Как я сказал тебе в Лос-Анджелесе, я хочу, чтобы одинокие матери не выходили замуж повторно, а посвящали свое время воспитанию своих детей в сознании Кришны. Твой сын, Бирбхадра, только что приехал сюда, и о нем позаботится Киртанананда Махараджа. За обучение детей в Новом Вриндаване отвечает Сатьябхама-даси, и она достаточно квалифицирована, поскольку у нее есть соответствующее образование, и она очень хорошо работает с детьми. Так что в этом отношении сейчас никаких трудностей нет, и, поскольку ты так хорошо занята своей деятельностью в Лос-Анджелесе, тебе следует продолжать ее. Мне понравилось описание курса о роли женщины в сознании Кришны, который ты читаешь для заинтересованных девушек, я очень доволен тем, что ты начала этот проект. На самом деле роль всех обусловленных душ одинакова: повторять «Харе Кришна», просить других делать то же самое, достичь совершенства жизни в сознании Кришны и вернуться домой, к Богу, когда придет конец этому телу. Теперь, если ты можешь побудить всех женщин в Лос-Анджелесе устроить в своем доме алтарь и помогать своим мужьям вести мирную и счастливую жизнь в сознании Кришны, это будет величайшее служение для тебя.

На самом деле система такова, что муж является духовным учителем для жены, но если жена способна привести своего мужа к духовной практике, то не будет ничего дурного в том, чтобы мужу принять свою жену в качестве духовного учителя. Чайтанья Махапрабху сказал, что любого, кто знает науку о Кришне, следует принимать как духовного учителя, независимо ни от каких материальных определений: богатый или бедный, мужчина или женщина, брахман или шудра. И если ты научишь женщин, живущих вокруг храма, помогать своим мужьям и детям достигать совершенства в семейной жизни и во всех аспектах жизни, в сознании Кришны, повторяя мантру, проводя арати и питаясь кришна-прасадом, то невозможно даже оценить, насколько улучшится состояние всей округи. Так что попытайся это сделать, насколько возможно. Я уже на практике убедился, что многие американские юноши и девушки достаточно разумны и обладают необходимыми качествами, чтобы вступить в наше возвышенное Движение. Мы должны лишь правильно наставлять их, и тогда, несомненно, многие поймут, как у нас хорошо, и, скорее всего, примут наш метод. Я очень доволен твоими усилиями. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Шилавати, 14 июня 1969)

71-04 Джамбавати должна постараться избежать нового замужества. Муж оставил ее, и кто знает, не сделает ли новый муж того же самого? Пусть она забудет о замужестве и сосредоточится на служении Господу. Она должна просто сосредоточить свой ум на лотосе стоп Кришны, и тогда она будет счастлива. (ПШП Кришнаканти, 11 апреля 1971)

71-11 Что касается Праяга-деви-даси, да, женщина нуждается в защите. Но обычно мы стараемся, чтобы каждая незамужняя женщина с детьми находила прибежище в храме — под защитой Кришны она будет в большей безопасности — и удовлетворялась своими детьми. Брак — это просто разрешение на секс, а мы не очень склонны давать разрешение на ненужное чувственное удовлетворение. Однако в данном случае, если ты считаешь, что такой брак благоприятен для обоих, чтобы они развивались в сознании Кришны, тогда я согласен с твоим суждением. Единственное: в каждом случае стороны должны подписывать официальный договор о том, что развода не будет, и что муж и жена будут совместно трудиться в сознании Кришны. (ПШП Шридхама-дасу, 17 ноября 1971)

72-07 Относительно твоего вопроса о положении женщин в Движении сознания Кришны: мы не отвечаем за браки. Если ты хочешь выйти замуж на свой страх и риск, пожалуйста, выходи замуж, регистрируй свой брак в государственных службах. Муж должен принять на себя полную ответственность за жизнь семьи вне храма и самостоятельно зарабатывать деньги на содержание жены и детей. Если у тебя есть ребенок, и ты не замужем, то [имей в виду, что] иметь ребенка — то же самое, что быть замужем, поэтому замуж тебе больше выходить не надо. Брак предназначен не для чувственного наслаждения, и не надо жениться или выходить замуж по два-три раза в год. Нет, если у тебя уже есть ребенок, то никаких больше замужеств. Но если ты не можешь оставаться в сознании Кришны, не имея мужа, тогда ладно, но мы не несем ответственности за твое содержание и т.д., поэтому если вы оба хотите заключить брак, ты и твой муж должны все устраивать сами. (ПШП Новине, 19 июля 1972)

74-11 Относительно Майями и того, что ты хочешь заменить Абхираму: да, там нужен способный человек, что поделаешь. Но я уже писал тебе, что я разрешаю ему жениться на той девушке и развестись со своей женой. (ПШП Рупануга-дасу, 7 ноября 1974)

75-08 Относительно повторного брака: нет, повторный брак не должен поощряться. Повторный брак означает поощрение чувственного наслаждения. Наша миссия состоит в том, чтобы урезывать чувственное наслаждение. Жениться по три раза в год нехорошо, а они именно так и поступают. (ПШП Рупануга-дасу, 21 августа 1975)

75-09 Ты все сделал хорошо. Зачем тебе жениться снова? Тебе лучше принять санньясу. Сейчас ты проходишь хорошее обучение. Зачем Джаятиртха советует тебе снова жениться? В Дели делают такие ладду, что каждый, кто их попробует, начинает горевать: «О, как бы я хотел снова поесть их!» А те, кто не пробовал, горюют: «О, мне не довелось их попробовать». Так что, кто пробовал, и кто не пробовал — горюют одинаково. Жена подобна этим ладду. Ты уже отведал этого блюда и теперь горюешь. Но мой тебе совет: не пытайся снова его отведать, иначе горевать будешь еще больше. У тебя нет детей, ты свободен, прими же санньясу. Половая жизнь отвратительна, но иллюзия заставляет нас думать, что она прекрасна. Теперь у тебя есть опыт, поэтому не ввязывайся в половые отношения снова. Санньясу не следует принимать сентиментально или насильно, но все-таки тебе лучше принять ее. (ПШП Джаянанда-дасу, 1 сентября 1975)

75-09 Я никогда не говорил, что браков больше не будет. В любом случае, по закону ты имеешь право вступить в брак, как же я могу это запретить? Меня не поняли. Пока я не написал чего-то прямо, много чего говорят, что «Прабхупада сказал». Я не возражаю против брака, но благословлять их огненным жертвоприношением, а они потом не будут жить вместе — это, я думаю, не хорошо. Если молодожены останутся вместе, то через год можно будет провести огненное жертвоприношение. Но вот менять мужа или жену по три раза в месяц — это не хорошо. (ПШП Омкара-даси, 2 сентября 1975)

75-09 Относительно вопроса о втором браке: этого нельзя. Ни по закону это невозможно, ни мы этого не поощряем. Если они хотят иметь больше, чем одну жену, они должны жить сами по себе, вне наших храмов. Мы не возражаем, чтобы он так и сделал, но только за пределами храма. Это не должно происходить внутри юрисдикции храма. За пределами пусть работает, зарабатывает деньги и содержит хоть 16 000 жен. Но он должен покинуть Общество. Внутри Общества разрешается только один брак. Я думал, что эти юноши и девушки поженятся и будут счастливы. Но я вижу, что они не удовлетворены. В западных странах они иначе воспитываются. Прыгают с одного на другое. Другая жена, другой муж. Эта болезнь распространена по всему миру. Просто соглашение, потом отмена, потом новое соглашение. Каждый хочет иметь больше, чем одну жену, это в природе человека. Это означает, что его ум не обратился к Кришне. Поскольку он не Мадана-Мохан, он мадана-дахан, горит в огне Камадевы. Ты хочешь, чтобы они имели больше жен по разрешению Джи-Би-Си. А кто их будет обеспечивать? Ты? Что за вздор! Пусть отправляются за пределы Общества и там делают что хотят. Браки, в которых они не будут удовлетворены, не надо разрешать. И женщины, имеющие детей, ни в коем случае не должны вступать в брак. (ПШП Бхагаван-дасу, 7 сентября 1975)

76-07 Не советую тебе вновь вступать в брак, поскольку это может обеспокоить твоего бывшего мужа, который сейчас занят проповеднической деятельностью. Ты лучше приезжай сюда, в Нью-Йорк, где в твоем служении нуждаются и где будет достаточно общения с хорошими девушками. (ПШП Ананга-манджари, 19 июля 1976)

76-09 Существует три врага. Один из них — мать с ребенком, которая снова выходит замуж. Ребенка нужно растить в Движении сознания Кришны, где вы оба будете развивать любовь к Богу. (ПШП Видьябадху-деви-даси, 6 сентября 1976)

76-12 Почему жену должно беспокоить, что она живет не в непосредственной близости от мужа? Когда Чайтанья Махапрабху отправился проповедовать в Восточную Бенгалию, Его первая жена осталась одна. Обязанность жены — не мешать мужу. Это ведический принцип. Брачные отношения не предназначены для секса. Но, конечно, в нашу эпоху это именно так. Что ж, такая жена должна снова выйти замуж, что поделать? Ведический брак не предназначен для секса. (ПШП Тамала-Кришне Махарадже, 20 декабря 1976)

Полигамия

68-10 Я думаю, что Гаргамуни нужно обеспечить новой невестой. Потому что карми не могут обходиться без женщины, работать не могут. Так что если он собирается стать карми, ну, не в точности карми — карма-йоги, то он, если хочет, может жениться. Но из него не выйдет хорошего мужа, будет всё то же самое. Потому что в Америке девушек не учат быть очень и очень послушными. Подумай над этим, но если он хочет, пусть женится. (ПШП Брахмананде, 16 октября 1968)

69-01 С ведической точки зрения, мужчина может иметь больше, чем одну жену, при условии, что он может каждую из них очень хорошо содержать. Практическим примером является Господь Кришна. У Него было 16 108 жен, но каждой из них Он обеспечил место жительства, слуг и все прочее. Мы не одобряем, если мужчина берет больше, чем одну жену, но при условии, что мужчина очень ответственный и добросовестный, и если женщина согласна, тогда мы не возражаем.

Вопрос в том, как ты будешь поддерживать двух жен? Ты не можешь ведь бросить одну и взять другую. Мы не должны быть безответственными[КМ-д108] . Тебе придется все устраивать самому, и если возникнет какой-то юридический вопрос, мы не возьмем на себя никакой ответственности. Храм не может платить за твоих двух жен, так что все это ты должен устраивать вне храма. (ПШП Лочанананде, 6 декабря 1973)

73-01 Согласно ведическому методу, полигамия разрешена. Например, Кришна имел 16 000 жен, Арджуна женился три или четыре раза, у отца Кришны, Васудевы, было не то шестнадцать, не то восемнадцать жен. То есть, согласно ведической системе, полигамия не запрещается. Но это не должно превращаться в фарс. Каждую жену надо достойно обеспечить. Кришна женился на 16 000 девушек, но у каждой жены был дворец, и Он Сам присутствовал в каждом дворце. Нельзя жениться на множестве девушек и ни одну жену не содержать. Если человек способен содержать больше, чем одну жену, и создать им все удобства, тогда нет возражений против нескольких жен. Но если это создаст затруднения, тогда не надо жениться и один раз, так я считаю. Теперь делай, что нужно, приняв во внимание законы вашей страны, традиции вашего народа, репутацию нашего Общества, пример, который будет подан будущим преданным и т.д. Для карми Кришна дал ведическую систему брака, чтобы они постепенно возвысились до положения преданных. Но преданным половую жизнь советуют сводить к нулю. Если это невозможно, тогда половая жизнь регулируется браком. На самом деле полигамия естественна, и вот почему: человеческое существо должно возвыситься над животными формами жизни и вернуться домой, к Богу, следовательно, в обществе должен присутствовать класс людей, которые не женятся. Но тогда сложится неблагоприятное положение, чрезмерное количество незамужних женщин. Поэтому говорится, что все женщины должны выйти замуж, и если есть такой мужчина, у которого лучше получается поддерживать жену и семью, ему рекомендуется жениться на стольких женщинах, скольких он сможет содержать, освободив, таким образом, других мужчин общества, чтобы они могли остаться брахмачари.

Насколько я понимаю, множество мужчин нашего общества женились только для того, чтобы получить катастрофический результат. Это означает, что не все наши мужчины приспособлены к семейной жизни, но, поскольку у нас так много женщин, мы не можем оставить их незащищенными, без мужей, это тоже не пойдет нам на пользу. Поэтому лучше всего было бы, если бы те мужчины, у которых хорошо получается исполнять обязанности мужей, брали больше, чем одну жену и прекрасно бы удовлетворяли их во всех отношениях, если такой мужчина способен жениться более, чем один раз. Это дало бы остальным возможность оставаться брахмачари. Но нужно принять во внимание возможность оказаться опозоренным в глазах общества, законы и традиции которого будут нарушены. А кроме того, в будущем начинающие преданные могут не понять нашей политики в этом вопросе, и мы постепенно докатимся до того, что будем привлекать только класс мужчин, стремящихся к неограниченной половой жизни. Этого надо избежать любой ценой. (ПШП Карандхаре, 10 февраля 1973)

73-02 Я получил твое письмо о полигамии и понял, что эта политика должна быть строжайшим образом запрещена в нашем Обществе. Если этого не сделать, воцарится хаос, поскольку то, что было возможно в системе чисто ведической культуры, невозможно в наше время. (ПШП Карандхаре, 10 февраля 1973)

73-02 Посоветовавшись с различными представителями Джи-Би-Си, я пришел к заключению, что полигамия в нашем Обществе должна быть строго запрещена. Хотя это ведическое установление, но оно влечет за собой слишком много юридических вопросов. А кроме того, многие из наших мужчин еще недостаточно окрепли, чтобы поддерживать более чем одну жену. Полигамия просто усилит половую жизнь, а наша философия предписывает постепенно урезывать половые отношения вплоть до полного отказа от них. Политика такова, что все женщины должны быть защищены в высшей степени. Женщины ищут мужей, потому что чувствуют себя незащищенными, поэтому задача старших членов Общества — обеспечить женщинам защиту. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)

71-02 Перво-наперво давай поймем, что полигамия не может быть дозволена в нашем Обществе. Законом это запрещено, да и не так уж много наших преданных готовы принять на себя ответственность за нескольких жен. Поэтому я уже предлагал сделать то же, что делают христиане, у которых столько женских монастырей, где женщины живут под защитой. Идея в том, что женщины должны быть защищены, и обязанность лидеров Общества состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы это выполнялось. (ПШП Сатсварупе, 19 февраля 1973)

74-11 Нет, преданным не разрешается иметь больше, чем одну жену. Преданные вообще не должны иметь жен, если это возможно, но для тех, кто не может хранить целибат, разрешен брак с одной женщиной. В настоящее время люди так неудачливы, что не могут содержать даже одну жену. Прежде всего, в настоящее время они вообще не женятся, а, большей частью, остаются неженатыми. Для таких людей даже одна жена — это уже великое бремя. При таких обстоятельствах как может мужчина думать о второй и более жене? Это глупость. (ПШП Шукадева-дасу, 24 ноября 1974)

75-07 По поводу взятия второй жены: ты не можешь этого сделать. По крайней мере, ты не должен оставаться в нашем храме во Вриндаване. Если ты хочешь взять вторую жену, ты должен покинуть вриндаванский храм. Сможешь ли ты поддерживать их, найти работу и зарабатывать? Наши храмы не могут содержать тебя и двух твоих жен. Потом ты захочешь трех, четырех и т.д. Да и по закону ты, будучи американцем, не можешь себе этого позволить. Мы стараемся свести секс к минимуму, а ты стараешься увеличить его. Пожалуйста, оставь эту мысль. (ПШП Нароттамананда-дасу, 13 июля 1975)

75-09 Относительно вопроса о втором браке: этого нельзя. Ни по закону это невозможно, ни мы этого не поощряем. Если они хотят иметь больше, чем одну жену, они должны жить сами по себе, вне наших храмов. Мы не возражаем, чтобы он так и сделал, но только за пределами храма. Это не должно происходить внутри юрисдикции храма. За пределами пусть работает, зарабатывает деньги и содержит хоть 16 000 жен. Но он должен покинуть Общество. Внутри Общества разрешается только один брак. Я думал, что эти юноши и девушки поженятся и будут счастливы. Но я вижу, что они не удовлетворены. В западных странах они иначе воспитываются. Прыгают с одного на другое. Другая жена, другой муж. Эта болезнь распространена по всему миру. Просто соглашение, потом отмена, потом новое соглашение. Каждый хочет иметь больше, чем одну жену, это в природе человека. Это означает, что его ум не обратился к Кришне. Поскольку он не Мадана-Мохан, он мадана-дахан, горит в огне Камадевы. Ты хочешь, чтобы они имели больше жен по разрешению Джи-Би-Си. А кто будет их обеспечивать? Ты? Что за вздор! Пусть отправляются за пределы Общества и там делают что хотят. Браки, в которых они не будут удовлетворены, не надо разрешать. И еще: женщины, имеющие детей, не должны вступать в брак ни в коем случае. (ПШП Бхагаван-дасу, 7 сентября 1975)

75-11 Относительно желания преданного взять вторую жену: в ведической культуре это нормально, но с американской точки зрения — нет. Это ты должен уладить. (ПШП Сатсварупе Махарадже, 9 ноября 1975)

76-11 С президентом нашего вашингтонского храма получилось очень нехорошо. Он не способен поддерживать даже одну жену. Ты только посмотри, сколько в нем похоти! Как он посмел брать вторую? Так или иначе, он не может оставаться в храме. Если он хочет двух жен, пусть, но за пределами храма. Он должен содержать свою семью и отдавать 50% храму. Он не имеет права проедать деньги храма. Президент храма должен быть санньяси, но может быть и грихастхой, если он сдержанный человек. Нехорошо, если он останется президентом. (ПШП Рупануге, 8 ноября 1976)

Управляющий Комитет (Джи-Би-Си)

Наши рекомендации