Научно-исследовательская программа

Британский философ науки венгерского происхождения Имре Лакатос (Лакатош) (1922–1974) предлагает несколько иную модель научного знания как динамического процесса, где центральным элементом выступает так называемая научно-исследовательская программа. Он разрабатывает собственную концепцию методологии и философии науки и излагает ее в работе «Доказательство и опровержение», в которой, в частности, описывает и свою модель обоснования и развития научного знания.

Научно-исследовательская программа представляет собой определенную совокупность (систему) научных теорий, которые связаны между собой определенной последовательностью. В этой последовательности каждая теория (исключая исходную) вырастает из предыдущей, когда к той добавляется какая-либо вспомогательная гипотеза. Научно-исследовательские программы вступают между собой в конкурентные отношения. Данные отношения (т. е. конкуренция или борьба), которые завязываются и происходят между указанными программами как раз и составляют источник роста научного знания, содержание научно-познавательного процесса. В силу этого научные революции оказываются, по сути, не чем иным, как сменой одних научно-исследовательских программ другими.

Согласно И. Лакатосу, процесс формирования и изменения научно-исследовательских программ подчиняется определенным правилам или нормативам. Одни из этих правил обозначают тот путь, которого следует придерживаться при проведении научного исследования. Совокупность этих правил он называет положительной эвристикой (эвристика — наука, исследующая творческую деятельность и ее методы, направленные на открытие нового, от греч. Heurisko — отыскиваю, открываю). Другие же из указанных правил определяют собой способы и приемы, которых следует избегать при научном исследовании. Эти правила в своей совокупности составляют то, что И. Лакатос называет отрицательной эвристикой.

В структуре научно-исследовательских программ И. Лакатос выделяет два элемента: жесткое ядро и предохранительный или защитный пояс. Жесткое ядро представляет собой основное содержание научно-исследовательской программы. Иначе говоря, оно объединяет в себе условно или относительно неопровержимые фундаментальные положения научно-исследовательской программы. Поэтому можно сказать, что жесткое ядро составляет более консервативный или, лучше сказать, традиционный элемент структуры научно-исследовательской программы. Вот почему при столкновении этой программы с разного рода трудностями, т. е. с так называемыми аномалиями и контрфактами, в первую очередь следует защищать и спасать именно жесткое ядро. Это, как правило, удается сделать с помощью новой вспомогательной гипотезы (ad hoc гипотезы), т. е. с помощью более удачного предохранительного пояса. Следовательно, отрицательная эвристика как бы запрещает направлять опровергающую силу контрфактов или аномалий непосредственно на жесткое ядро. Разрушительный удар последних должен принимать на себя предохранительный пояс, который может уступить место новой ad hoc гипотезе. Например, когда было обнаружено фактическое несовпадение орбиты, по которой движется Сатурн, с его предполагаемой орбитой, рассчитанной на базе классической научно-исследовательской программы ньютоновской небесной механики, не пришлось отказаться от жесткого ядра данной программы. Наоборот, это ядро было полностью сохранено и защищено при помощи нового предохранительного пояса, включающего в себя новую ad hoc гипотезу, согласно которой предполагалось существование неизвестной планеты, вызывающей своим гравитационным полем возмущение в движении Сатурна и отклонение его орбиты от расчетного курса. Французский астроном Урбен Жак Жозеф Леверье (1811–1877) и английский астроном Джон Кауч Адамс (1819–1892) вычислили, независимо друг от друга (первый — в 1846 году, а второй — в 1845 году), координаты орбиты этой неизвестной тогда планеты, которая впоследствии была обнаружена по этим координатам немецким астрономом Иоганом Готфридом Галле (1811–1912) и названа Нептуном.

И. Лакатос выделяет два основных периода или этапа в развитии научно-исследовательской программы — прогрессивный и регрессивный. На прогрессивном этапе научно-исследовательской программы положительная эвристика успешно выполняет свою функцию по защите ее жесткого ядра путем выдвижения все новых ad hoc гипотез, расширяющих эмпирические и теоретические возможности программы. Однако рано или поздно будет достигнут «пункт насыщения», т. е. тот предел, у которого научно-исследовательская программа исчерпывает все свои возможности. С этого момента научно-исследовательская программа вступает в кризисную полосу или регрессивный период своего развития. На этом регрессивном этапе развития научно-исследовательской программы все больше и больше накапливаются отрицательные, несовместимые с ее жестким ядром или даже противоречащие ему факты — так называемые контрфакты, которые положительная эвристика уже не в состоянии объяснить (из-за чего она не может защитить от них жесткое ядро). В силу всего этого складывается достаточное основание для отказа от соответствующей научно-исследовательской программы и замены ее новой. Однако этот отказ и эта замена не произойдут раньше, чем новая, конкурирующая научно-исследовательская программа настолько упрочит свои позиции, что сможет не просто объяснить все противоречащие старой программе контрфакты, но и предсказать новые, неизвестные до тех пор факты. Именно благодаря такой смене научно-исследовательских программ и происходит рост и развитие научного знания.

Наши рекомендации