Руководство по чтению санскрита 3 страница

Часто наше отношение к людям, ситуациям и идеям неоднозначно. В этом случае поспешный шаг может завести нас в ситуацию, в которой нам не хотелось бы оказать­ся. В таких обстоятельствах не следует упускать ни одной возможности лишний раз поразмыслить над предстоящим действием. Лучше профилактика, чем лечение.

2.35

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

ахимса -пратиштхайам тат-самнидхау вайра-тййгах

Мы должны помнить о существовании индивидуальных различий. Кто-то сочтет изучение своих побудительных мотивов и отношений удобным, а для кого-то раз­мышлять о самом себе может оказаться очень трудно. Патанджали описывает признаки прогресса применительно к каждому из десяти принципов, перечисленных в сутрах 2.30 и 2.32.

Чем человек внимательнее к другим, тем более дружеские чувства вызывает у окружающих его присутствие.

Даже те, кто не дружелюбен в другое время и с другими людьми, могут в нашем присутствии проявить себя с иной стороны и держаться доброжелательно.

2.35

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

сатйа -пратиштхайам крипа –пхалашрайатвам

Тот, кто демонстрирует высокий уровень правильного общения, не будет ошибаться в своих поступках.

Способность быть честным в общении, дополненная чувствительностью, умение не ранить других и не лгать, плюс необходимые размышления — все это требует очень высокой степени чистоты. Человек такого уровня не может совершать неправильных поступков.

2.37

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

астейа -пратиштхайам сарва –ратнопастханам

Тот, кто заслуживает доверия, потому что не влечется к чужой собственности, естественным образом приобретает всеобщее расположение, и с ним делятся всем, даже самым ценным.

2.38

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

брахма -чарйа -пратиштхайам впрйа –лабхах

Умеренность чрезвычайно повышает уровень личной жизненной энергии.

Если мы стараемся воспитывать в себе умеренность во всем, то ничего не теряем зря. Если чего-то слишком много, это создает проблемы. Но если чего-то слишком мало, мы можем страдать от его нехватки, придает человеку безобразный вид, но ее можно сменить. Если же грязь находится глубоко внутри, избавиться от нее не так просто.

2.39

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

апариграха -стхаирпе джанма -катхамта –самбодхах

Тот, кто не жаден, находится в безопасности. У него есть время на глубокие размышления. Он полностью понимает себя.

Чем большим богатством мы обладаем, тем больше нам нужно о нем заботиться. Те время и энергия, которые тратятся на приобретение новых вещей, их охрану и беспо­койство из-за них, могли бы быть потрачены на основные жизненные вопросы. Чем должны ограничиваться наши приобретения? Какова их цель, для кого и как долго это нужно? Смерть приходит прежде, чем мы успеваем над этим задуматься.

2.40

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

щаучат свинга -джугупса параир асажаргах

Когда возрастает чистота, становится видно, что нужно постоянно поддерживать в чистоте, а что никогда не пачкается. То, что разрушается, — это внешнее. То, что не разрушается, находится глубоко внутри нас.

Когда мы это понимаем, наша чрезмерная озабоченность внешними вещами и привя-

занность к ним уменьшаются.

2.41

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

саттва -шуддхи -сауманаспаикагрйендрийа -

джайатма-даршана-йогйатвани ча

В дополнение к этому, человек получает возможность размышлять о глубочайшей природе своего индивидуального «я» (в том числе, об источнике восприятия), не отвлекаясь из-за чувств и оставаясь свободным от заблуждений, накопленных в прошлом.

Придавать внешним вещам первостепенное значение и беречь их любой ценой — не самое главное в жизни. Есть много другого, во что стоит заглянуть. Грязная одежда придает человеку безобразный вид, но её можно сменить. Если же грязь находится глубоко внутри, избавиться от неё не так просто.

2.42

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

самтошад ануттамах сукха-лабхах

Результатом удовлетворенности является абсолютное счастье.

Счастье, которого мы достигаем путем приобретения желаемого, временно. Чтобы удерживать такое счастье, нам нужно постоянно находить новые объекты желания и приобретать их. Этот процесс бесконечен. Но истинное удовлетворение, ведущее к абсолютному счастью и блаженству, не сравнимо ни с чем.

2.43

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

кайендрийа-сиддхир ашуддхи-кшайат тапасах

Очищение от загрязнений позволяет телу функционировать более эффективно.

Благодаря этому излечиваются как физические, так и психические болезни и устраня­ются недостатки.

2.44

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

свадхйайад ишта -девата –сампрайогах

Исследование, когда оно доходит до высшего уровня, приближает человека к высшим силам и помогает понять самое сложное.

Чем эффективнее наша исследовательская работа, тем лучше мы понимаем свои силь­ные и слабые стороны. Мы учимся уничтожать свои слабости и полностью использовать свою силу. После этого наше понимание становится безграничным.

2.45

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

самадхи-сиддхир ишвара-пранидханат

Почитание Бога способствует развитию способности к полному пониманию выбранного объекта.

Благодаря такому почитанию высшего интеллекта мы приобретаем чувство уверенно­сти. С ним не составляет труда направить ум на объект любой степени сложности.

2.46

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

стхира-сукхам пеанам

Сейчас речь пойдет о следующих двух аспектах йоги. Это асана и пранаяма (см. сутру 2.29), которые помогают нам понять и правильно использовать свое тело и дыхание. С них начинать проще, чем с изменения взглядов. Большинство из нас мо­жет начать избавляться от того, что препятствует йоге, именно с этих ее аспектов. Здесь даются только краткие наставления, потому что самой технике нужно обучать­ся непосредственно у компетентного учителя.

Асана должна позволять поддерживать внимание и сохранять расслабленность.

Асаны — это физические упражнения. Правильной технике должны сопутствовать внимание без напряжения и расслабление без вялости.

2.47

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

прайатна -шаитхилйананта –самапаттибхйам

Этих качеств можно добиться, наблюдая, как реагирует на разные асаны тело и дыхание. Если такие реакции осознаны, можно шаг за шагом начинать их контролировать.

2.48

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

тато двамдванабхигхатах

При правильном соблюдении этих принципов выполнение асан поможет человеку выдержать и даже минимизировать такие внешние воздействия на тело, как возраст, климат, питание и работа.

С этого начинается ослабление влияния таких препятствий, как заблуждение, по­скольку тело является отражением того, что происходит в уме. Асаны начинают устранять вредные последствия препятствий на уровне тела. Обретенное таким обра­зом хорошее самочувствие открывает перед нами возможности более глубокого понимания самих себя. Если у нас болит спина, в нашем уме преобладают мысли о необходимости облегчить боль. Устранив эту боль с помощью асан, мы можем занять­ся исследованием причин ее появления.

2.49

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

тасмин сати шваса-прашвасайор гати-виччхедах пранайамах

Выполнение асан позволяет также понять, как ведет себя наше дыхание. Модел дыхания очень индивидуальны. Они могут меняться в связи с изменениями состояни ума или тела, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил. Знани о дыхании, полученное в процессе выполнения асан, является основой для начала занята пранаямой.

Пранаяма — это замена неосознанного типа дыхания на осознанное, намеренно регулируемое дыхание. Это возможно только после достаточного овладения асанами.

Пранаямой обычно занимаются в удобной сидячей позе с прямой спиной.

2.50

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

бахйабхйантара -стамбха -врттир деша -кала –самкхйабхих

паридршто дпргха-сукшмах

Из чего состоит пранаяма?

Она включает в себя регулирование выдоха, вдоха и задержки дыхания. Регулирование этих трех процессов основано на изменении их длительности и поддержании данных изменений, на протяжении некоторого периода времени, а также на вовлечении в этот процесс ума. Названные составляющие дыхательного цикла должны быть продолжительными и равномерными.

В технике пранаямы может использоваться большое количество различных комбинаций. Есть много доступных техник, но объяснение их деталей не входит в задач; данного текста.

2.51

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

бахйабхйаптара -вишайакшепп чатуртхах

В состоянии йоги появляется совершенно другой тип дыхания.

Потом дыхание выходит за пределы сознательного уровня.

Сказать об этом подробнее не представляется возможным.

2.52

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

татах кшпйате пракашаваранам

Здесь указывается на результаты занятий пранаямой:

Регулярные занятия пранаямой устраняют то, что препятствует ясному восприятию.

2.53

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

дхаранасу ча йогйата манасах

Теперь ум подготовлен к тому, чтобы быть направленным на выбранную цель.

2.54

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

сва-вишайасампрайоге читтасйа сва-рупанукара ивендрийанам пратйахарах

Здесь дается определение обуздания чувств (пратъяхары) — пятого аспекта йоги

(2.29):

Обуздание чувств происходит, когда ум в состоянии следовать в одном и том же выбранном направлении и чувства не реагируют на окружающие объекты, а преданно следуют за умом.

2.55

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

татах парами вашйатендрийанам

Тогда обретается власть над чувствами.

Чувства не отвлекают вас, а принимают участие в выбранном исследовании. Обуздание чувств не может быть строгой дисциплиной. Оно происходит по мере того, как устраняются препятствия на пути восприятия.

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

ВИБХУТИПАДА

В этой главе, названной «Вибхутипада», Патанджали рассказывает о способностях ума, который с помощью различных техник, описанных в двух предыдущих главах, может достичь состояния свободы от всех отвлекающих факторов. Такой ум способен глубоко проникать в объекты и идеи; у него есть для этого поистине бесчисленные возможности. В результате знание индивидуума об объектах приобретает неведомые прежде измерения. Однако это знание само по себе может играть роль отвлекающего фактора и мешать человеку достичь высочайшего состояния бытия — постоянной не­подверженности любым воздействиям. Следующие три сутры описывают уже упомянутые в сутре 2.29 шестой, седьмой и восьмой компоненты йоги. Первые пять составляющих описаны во второй главе.

3.1

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

деша-бандхаш читтасйа дхарана

Ум становится сконцентрированным (дхарана), когда может быть направлен на выбранный объект, несмотря на присутствие многих других потенциально доступных ему объектов.

Несмотря на привлекательность альтернативных объектов, выбирается лишь один. Выбранный объект может быть материальным или умозрительным, простым или сложным, осязаемым или неосязаемым, а условия могут быть благоприятными или трудными. Невозможно достичь умения сосредоточивать ум, если он отвлекается или находится под сильным влиянием таких препятствующих факторов, как заблуждение (см. сутру 2.3).

3.2

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

татра пратйайаика-таната дхйанам

После того как ум зафиксирован в нужном направлении, начинает устанавливаться связь между умственными процессами и выбранным объектом.

Затем движение ума образует непрерывный поток, связанный только с данным объектом.

Поначалу на наше понимание влияют заблуждение, воображение и воспоминания. Но с ростом интенсивности восприятия наше понимание освежается и углубляется.

3.3

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

тад эвартха-матра-нирбхасам сва-рупа-шунйам ива самадхих

Вскоре индивид мысленно настолько погружается в объект, что его не интересует ничего, кроме понимания объекта. Это похоже на потерю своей индивидуальности. Происходит полная интеграция с объектом [самадхи].

Достигнув этого состояния, мы не видим ничего, кроме объекта. Мы даже не осознаем, что представляем собой отдельное от объекта самостоятельное суще­ство. Наша ментальная деятельность целиком и полностью связана с объектом.

3.4

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

трапам экатра сампамах

Три процесса, описанные в сутрах 3.1-3, могут происходить с разными объектами, а могут быть постоянно связаны с одним и тем же объектом.

Состояние, когда эти процессы постоянно связаны только с одним объектом, называется «саньяма».

3.5

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

тадж-джайат праджналоках

Каковы результаты непрерывной санъямы, направленной только на один объект?

Саньяма на выбранный объект приводит к обретению исчерпывающего знания обо всех аспектах этого объекта.

3.6

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

таспа бхумишу винийогах

Всякий ли объект можно использовать для вовлечения ума в процесс санъямы? На чем основывается наш выбор?

Саньялш должна возникать постепенно.

При выборе объекта санъямы следует правильно оценить свои потенциальные воз­можности в плане его исследования. Начинать следует с простых объектов и объектов, которые можно исследовать несколькими разными способами. Тогда у нас будет больше шансов на успех. Считается, что большую помощь в выборе объекта может ока­зать учитель, который хорошо нас знает.

3.7

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

трапам антар –ангампурвебхйах

В саньяме или любой другой практике невозможно точно сказать, что будет легче для того или иного человека. Патанджали вводит идею относительности. Все относительно.

Данные три компонента йоги [сутры 3.1-3] сложнее, чем первые пять [сутра 2.29].

Первые пять компонентов — это отношение к окружающему миру, отношение к самому себе, физические упражнения (асана), дыхательные упражнения (пранаяма) и обуздание чувств (пратъяхара). Их легче понять и практиковать, чем следующие три аспекта. Эти три аспекта — способность направлять ум на выбранный объект (дхарана), способность развивать безупречное взаимодействие с объектом, который мы стремимся понять (дхьяна), и полное слияние с объектом понимания (самадхи).

3.8

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

тад апи бахир-ангам нирбиджасйа

Развивая свои способности и постоянно придерживаясь дисциплины, мы можем в достаточной мере очистить и адаптировать свой ум, чтобы сосредоточиваться, не испытывая особых сложностей.

Достичь состояния, в котором ум не содержит в себе никаких впечатлений и для него нет ничего недоступного [нирбиджа самадхи], сложнее, чем концентрироваться на объекте [самадхи].

Сутра 1.51 дает определение высшему состоянию йоги. В этом состоянии ум прозра­чен, ничто не мешает ему проводить исследование, и он свободен от каких бы то ни было воспоминаний о прошлом.

Сутры 3.7-8 отражают ту идею, что саньяма для каждого человека возможна только на его собственном индивидуальном уровне. Выбор направления исследования не подчиняется никакой универсальной схеме. Исследование не может всегда и для всех происходить на одном и том же уровне. Этот аспект саньямы относителен, поскольку она основана на индивидуальных способностях и потребностях каждого практикующего. Некоторые из нас могли другим способом развить в себе способности, позволяющие начать саньяму с более высокого уровня, чем тот, с которого начинают остальные. Так, эксперту по человеческой анатомии не нужно много изучать, чтобы разобраться в строении хребта лошади. Но специалисту по финансам, возможно, придется начать с изучения основ анатомии.

3.9

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

вйуттхана -ниродха -самскарайор абхибхава -прадур -бхавау

ниродха -кшана -читтанвайо ниродха –паринамах

Как можно изменить наш ум, привыкший функционировать определенным образом? Патанджали решает этот вопрос, показывая, что все, что мы воспринимаем, подвер­жено изменениям. Более того, эти изменения могут зависеть от нашей воли.

Ум может находиться в двух состояниях, которые основаны на двух разных качествах: на рассеянности и внимании. В каждый отдельный момент имеет место только одно из этих состояний, и это состояние влияет на поведение, взгляды и самовыражение личности.

Когда преобладает внимание, наше тело пребывает в покое, дыхание ровное, и мы настолько сконцентрированы на объекте, что полностью растворяемся в нем, ничего не замечая вокруг. Когда мы пребываем в рассеянности, то не можем держаться спокой­но; наше дыхание неравномерно, и мы почти не способны сосредоточиться.

3.10

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

тасйа прашанта-вахита самскарат

Можем ли мы развить способность к сосредоточению?

С помощью постоянной непрерывной практики можно удерживать ум в сосредоточении долгое время.

Но если мы не стараемся поддерживать это состояние, рассеянность берет верх.

3.11

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

сарвартхатаикагратайох кшайодайау

читтасйа самадхи-паринамах

Даже характеристики самой рассеянности варьируются и могут быть изменены. Ум может действовать хаотически, может быть настолько вялым, что ничто его не беспо­коит, а может быть очень чувствительным к беспокоящим факторам. Это зависит от наших прошлых склонностей и от того, как мы к ним относились. Существует еще одно, промежуточное, состояние.

Ум колеблется между состоянием интенсивной концентрации и состоянием, в котором внимание может отвлекаться на другие объекты.

Различие между этой ситуацией и предыдущей состоит в том, что в первом случае ум колеблется между двумя совершенно разными, противоположными состояниями,

в то время как во втором разница между чередующимися состояниями гораздо мень­ше. Поэтому во втором случае легче вернуться к однонаправленности исследования без чрезмерных потерь времени и без долгосрочных последствий, которые вызывает рассеянность ума.

3.12

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

татах пунах шантодитау тулйа -пратйайау

читтасйаикаграта –паринамах

При дальнейшем продвижении:

Ум достигает состояния, когда связь с объектом становится прочной и непрерывной. Ум перестает отвлекаться.

После этого другие тенденции ума больше уже не мешают нашей связи с объектом. Объект постигается полностью.

3.13

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

этена бхутендрийешу дхарма-лакшанавастха-

паринама вйакхйатах

Итак, ясно, что нашему уму могут быть свойственны разные характеристики. Сами эти характеристики тоже могут меняться. Уму, чувствам и объектам чувств присущи три основных качества: тяжесть, активность и чистота.

Большинство изменений в нашем уме происходят потому, что эти три качества нахо­дятся в постоянном движении. Как они изменяются, когда они изменяются и какими их комбинациями определяются те или иные характеристики ума — тема сложная. Тем не менее,

После того, как установлено, что состояние ума меняется [что обусловливает разные взгляды, возможности и модели поведения личности], можно также сказать, что подобные перемены могут происходить во всех объектах восприятия и ощущениях. Эти перемены могут происходить на разных уровнях, и на них оказывают влияние такие внешние силы, как время или наш разум.

Время способно превратить свежий цветок в горстку сухих лепестков. Ювелир дела­ет из куска золота изысканное украшение. Металлург может создать из него новый сплав, пригодный для изготовления емкости, в которой хранят едкую жидкость. Те характеристики объекта, которые проявляются на текущий момент, дают далеко не полную информацию об объекте. Но если знать весь потенциал, например, золота, из него можно сделать множество разных вещей, хотя их качества могут быть совершен­но различными. То же самое относится к телу и чувствам. Навыки художника отличаются от навыков механика, а логика философа — от логики бизнесмена.

3.14

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

шантодитавйападешйа -дхарманупатп дхармп

Все эти многочисленные характеристики должны где-то находиться.

В материи уже заключены все ее свойства, и, в зависимости от того, какую форму она принимает, проявляются те или иные качества, соответствующие этой форме. Но какой бы ни была форма, какие бы свойства ни проявлялись, существует основа, включающая в себя все характеристики. Одни из них проявлялись в прошлом, другие проявляются в настоящем, третьи могут проявиться в будущем.

Выраженная в сутрах 3.9 и 3.14 идея о том, что все, воспринимаемое нами, — реальность, а не вымысел, очень важна. Но эта реальность подвержена изменениям. Две данные концепции (сатвада и паринамавада) лежат в основе учения Патанджали.

3.15

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

краманйатвам паринаманйатве хетух

Можно ли повлиять на эти изменения материи?

Меняя порядок изменений, можно трансформировать один набор характеристик в другой.

Перемены происходят в определенной последовательности, но эту последователь­ность можно изменить. Например, реку, текущую по долине, можно загнать в туннель. Если вы способны воспользоваться такой возможностью, значит, способны менять существующие модели.

3.16

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

паринама -трапа -самйамад атптанагата –джнанам

Саньяму можно описать как процесс перехода от неполного, ошибочного понимания объекта (или просто отсутствия понимания) к полному пониманию. Если обретена такая способность, индивидуум может получать глубокое знание о любом выбранном им объекте. Объекты могут быть внешними, находящимися в пределах восприятия органов чувств, или это могут быть понятия: «изменение», «время» или «связь». В последующих сутрах приводятся примеры получения такого знания посредством разных саньям. Мы сами выбираем, использовать ли свой отточенный ум для приобретения глубокого знания в той или иной области или стремиться к истинной свободе. Истин­ная свобода — это больше чем мастерство. Это состояние, в котором все наши действия таковы, что они не приводят ни к раскаянию, ни к сожалению. Патанджали предостерегает от неправильного применения саньямы, то есть от использования ее в других целях. Здесь приводится первый пример саньямы:

Саньяма на процесс изменения и на его зависимость от времени и других факторов дает знание о прошлом и будущем.

В сутрах 3.9 и 3.14 приводилось объяснение изменений, которые происходят с объектами и ощущениями, а также с умом. Если мы глубоко погрузимся в эту идею, мы узнаем, что может произойти в той или иной ситуации и что происходило в про­шлом. Классическим примером этого является астрономия.

3.17

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

шабдартха-пратйайанам итаретарпдхйасат самкарас тат -правибхага -самйамат сарва -бхута -рута –джнанам

Патанджали рассматривает саньяму применительно к процессу общения. Для общения с разными людьми существуют разные языки и символы. На эти символы и языки накладывают отпечаток их употребление, неправильное использование и неправильные интерпретации. Языки служат для того, чтобы описывать прошлый, настоящий или будущий опыт. Объект является самостоятельной единицей, но наша способность его видеть зависит от наших интересов и возможностей. На наше понимание могут влиять воспоминания и воображение. Таким образом, у нас широкие возможности общаться (вопреки всем стараниям) неправильно.

Саньяма на отношения между языком, идеями и объектом состоит в изучении индивидуальных черт объекта, способов их описания, а также идей, присущих данной культуре, и их влияния на ум того, кто описывает объект. Это позволяет найти наиболее эффективный и адекватный способ общения, не зависящий от лингвистических, культурных и других барьеров.

3.18

руководство по чтению санскрита 3 страница - student2.ru

самскара -сакшат -каранат пурва -джати –джнанам

Во всех сферах человеческой деятельности существует возможность развития инди­видуальных привычек и склонностей. Некоторые из них проявляются более явно.

Наши рекомендации