Наука и техника в культуре современной цивилизации.
2. Предмет и основные концепции современной философии науки.
3. Определение науки и ее функции в обществе.
4. Сциентизм и антисциентизм.
5. Фундаментальные и прикладные науки.
Возникновение науки и техники и основные стадии ее исторической эволюции.
7. Наука и философия.
8. Роль науки и техники в решении экологических проблем.
9. Наука и культово-регулятивное знание.
11. Наука, техника и образование.
13. Рациональное и чувственное познание. Творчество и интуиция.
14. Природа научной истины.
15. Структура науки. Основания науки. Понятие парадигмы. Научно-
исследовательские программы.
16. Знание и познание.
17. Научные традиции и научно-технические революции.
18. Типы научной рациональности.
19. Методы и процедуры научного познания.
Наука как академическая система.
21. Наука как социальная система.
Перспективы научно-технического прогресса.
23.Экологизация техники и технических наук.
24.Проблема воздействия техники на окружающую среду.
25.Инженерная экология.
26.Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем: системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн.
Тестовые задания
В – выбор одного ответа из предложенных – 1 балл
МВ – выбор нескольких ответов из предложенных – 2 балла
П – последовательность (расположение в определенном порядке) – 3 балла
С – соотнесение – 3 балла
1. В. Определение науки:
а) система по выработке объективных знаний об окружающем мире и человеке, прежде всего объективных законов действительности;
б) соотношение философской и естественно-научной интерпретации жизни;
в) система философских учений;
г) творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах;
д) система, изучающая величины, количественные отношения, а также пространственные формы.
2. В. Первые типы научных объединений:
а) университеты;
б) национальные академии;
в) платоновская Акадкмия, аристотелевский Ликей; Болонская юридическая школа;
г) обсерватории;
д) консерватории.
3. В. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова был открыт:
а) в 1944 году;
б) в 1755 году;
в) в 18 61 году;
г) в 1247 году;
д) в 1380 году.
4. В. Наука ориентирована на:
а) предметное и объективное исследование действительности;
б) рациональную реконструкцию истории;
в) создание сверхъестественных законов;
г) поверхностное исследование реальности;
д) абсурдные высказывания.
5. В. Кому принадлежит высказывание: «Мыслю – следовательно существую»:
а) Гераклиту;
б) Р.Декарту;
в) К.Попперу;
г) Ф.Аквинскому;
д) Н.Бердяеву.
6. МВ. Функции науки в обществе:
а) художественно-образная;
б) функция науки как непосредственной производительной силы общества;
в) экзистенциальная;
г) функция науки как социальной силы;
д) культурно-мировоззренческая,
7. МВ. Фундаментальные науки:
а) сельскохозяйственные;
б) естественные;
в) математические;
г) гуманитарные;
д) технические науки.
8. МВ. Среди глобальных проблем природно-экономического характера можно выделить:
а) экологическая;
б) предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости слаборазвитыми странами;
в) энергетическая;
г) проблемы дефицита демократии, урбанизации, охраны здоровья;
д) продовольственная, сырьевая и проблема мирового океана.
9. МВ Основатели сенсуализма:
а) Д.Юм;
б) Г.Гегель;
в) Д.Локк;
г) А.Эйнштейн;
д) Т.Гоббс.
10. МВ. К основаниям науки относят:
а) научную картину мира;
б) философские принципы научного познания;
в) динамику науки как процесса порождения нового знания;
г) методологию научного исследования;
д) идеалы и нормы научного познания.
11. П. Укажите, в какой последовательности жили философы
а) Аристотель;
б) К.Поппер;
в) О.Конт;
г) Р.Декарт.
12. П. Расположите в порядке возрастания структурные уровни бытия:
а) атомарный;
б) макроуровень;
в) молекулярный;
г) мегауровень.
13. П. Отразите логику последовательности употребления методов в современном научном познании:
а) И.Кант;
б) Р.Декарт;
в) Аристотель;
г) О.Конт;
д) К.Поппер.
14. П. Расположите определения типов рациональности в последовательности возникновения (классический, неклассический, постнеклассический):
а) учет соотнесенности получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами;
б) учет связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности;
в) элиминация всего того, что относится к субъекту, операциям и средствам его деятельности.
15. П. Расположите в последовательности появления идеалы научности:
а) индуктивный;
б) рационально-дедуктивный;
в) гипотетико-дедуктивный.
16. С. Соотнесите понятия и их смысловое содержание
а) сциентизм
б) антисциентизм
в) технофобия
1. Боязнь техники
2. Отрицание ведущей роли научного знания
3. Абсолютизация роли науки
17. С. Соотнесите понятия с их определениями:
а) наука
б) техника
в) природа
1.Система знаний, интеллектуальная деятельность людей, социальный институт
2.Комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда
3.Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений
18. С. Соотнесите перечисленных ученых с соответствующими научными направлениями
а) И.Ньютон 1. Классическая механика
б) И.Пригожин 2. Теория происхождения видов
в) А.Эйнштейн 3. Нелинейное развитие открытых систем
г) Ч.Дарвин 4) Теория относительности
19. С. Соотнесите понятия с определениями
а) аксиология
б) онтология
в) гносеология
г) антропология
1. учение о человеке
2. теория познания
3. учение о бытии
4.теория ценностей
20. С. Соотнесите понятия с определениями:
а) индукция
б) синтез
в) анализ
г) дедукция
1. Расчленение целостного объекта на его составные части с целью их всестороннего изучения.
2. Соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
3. Общий вывод из рассуждений строится на основе частных посылок.
4. Из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
21. В. Гелеоцентрическая система космоса связана с именем:
а) А.Фридмана;
б) Н.Коперника;
в) К.Маркса;
г) Аристотеля;
д) Г.Гегеля.
22. В. Кто считает способность получать знания с помощью разума, то есть путем логических рассуждений, ведущей в познании:
а) сенсуалисты;
б) рационалисты;
в) сомневающиеся;
г) все философы;
д) Д.Локк.
23. В. Духовное производство – это:
а) математика;
б) понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения;
в) тип деятельности, связанный с производством теоретического знания и прежде всего с зарождением науки, а также с хранением знания, его накоплением, передачей, распространением, обучением;
г) раздел физики;
д) направление в философии.
24. В. Проблема соответствия наших знаний объективной реальности в философии науки называется:
а) феноменологией;
б) многоуровневым образованием;
в) стремлением построить картину мира на основе принципов универсального эволюционизма;
г) проблемой истины;
д) творчеством.
25. В. Совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых данным научным сообществом (Т. Кун), - это
а) научная картина мира;
б) третий уровень идеалов и норм научного исследования;
в) мифологическая традиция;
г) принципы научного познания;
д) парадигма.
26. МВ. Университеты, которые появились в средние века:
а) Московский, Казанский, Томский;
б) Бостонский, Киевский, Минский, Пекинский; Каирский.
в) Оксфордский;
г) Парижский, Кембриджский, Неапольский, Палермский, Салернский;
д) Гарвардский.
27. МВ. Прикладные науки:
а) астрономия, биология, география, физика, химия;
б) технология машин и механизмов;
в) прикладная механика;
г) сопротивление материалов;
д) геология.
28. МВ. К критериям научности знания не относится:
а) логичность;
б) системное изложение материала;
в) созерцание;
г) доказательность;
д) воображение.
29. МВ. К стандартам изложения научного знания не относится:
а) роман;
б) утопия;
в) статья;
г) монография;
д) описание опыта.
30. МВ. Представители естественно-научного знания это:
а) А. Эйнштейн;
б) Ж. А. Пуанкаре;
в) М.Фуко;
г) М. Борн;
д) Н.Х.Д. Бор.
31. П. Укажите, в какой последовательности жили философы:
а) Л. Виттгенштейн;
б) Г. Спенсер;
в) Д. Юм.
32. П. Расположите изобретения техногенной цивилизации в их последовательности
а) нанотехнологии;
б) паровая машина Дж.Уатта;
в) телескоп;
г) калькулятор.
33. П. Укажите последовательность возникновения теорий техногенной цивилизации:
а) Теория информационного общества;
б) Утопический индустриализм;
в) Глобализация экономики.
34. П. Выстроите в последовательности возникновения типы мышления:
а) мифологические;
б) научное;
в) религиозное.
35. П. Определите последовательность традиций:
а) ориентация науки на технику;
б) ориентация техники на науку.
36. С. Соотнесите понятия и определения
а) абсолютная истина;
б) объективная истина;
в) относительная истина;
1. Адекватное содержание нашего знания, соответствие его реальности.
2. Полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о мире.
3. Знания, объем которых зависит от конкретных исторических условий, точности и строгости исследования.
37. С. Соотнесите авторов с их высказываниями:
а) Т.Гоббс
б) И.Лакатос
в) Ф.Бэкон
1. Истина – дочь времени
2. Истина – дочь разума
3. Научно-исследовательские программы - серия сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов.
38. С. Соотнесите типы обществ с господствующим типом орудий труда
а) Доиндустриальное общество 1) Ремесленное орудие труда
б) Индустриальное 2) Компьютерная техника
в) Постиндустриальное 3) Машинное производство
39. С. Соотнесите название элиты с определенным типом общества
а) Аристократия 1) Средние века
б) Теократия 2) Информационное общество
в) Бюрократия 3) Античность
г) Технократия 4) Тоталитарное общество
40. С. Соотнесите в рамках позитивистской концепции О.Конта этапы развития истории и господствующие типы сознания
а)Детство человека 1) Наука
б)Юность человека 2) Религия
в)Зрелость человека 3) Метафизика (философия)