Соотношение цивилизации и права
Возникнув как институт цивилизации в соответствии с ее требованиями, как один из ее первых "блоков", право стало носителем этих требований, механизмом воплощения их в жизнь, который обеспечивает "самоподдержку»общества.
В эпоху цивилизации общество в значительной мере оторвалось от жесткого "слепого", безвариантного диктата природы и, опираясь на собственную основу, на культуру как на область искусства, наращивая темпы развития, по сложным, непредвиденным путям прогресса. Новые общественные силы, которые сложились в условиях цивилизации, - не столько факторы и силы разрушения прошлого (хотя такое значение нельзя выпускать из вида), сколько импульсы саморазвития, символы активности, наращивание самоценности человека, и главное - реализация и обеспечения свободы для высшего создания Природы - человека. Воля и гуманизм - движение к ним стали выражением и главным показателем прогресса человечества.
Вышесказанное приводит к выводу о том, что для общества в эпоху цивилизации характерные такие регулятивные механизмы, которые образовывают новую, "цивилизованную» инфраструктуру социального регулирования. Основным, центральным ее элементом и стало право.
В советской юридической науке в качестве начального при понимании права рассматривались выражения К.Маркса и Ф.Енгельса с "Манифеста Коммунистической партии", сформулированного в виде обращения к классу буржуазии: "Ваше право есть лишь возведена в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса". Несмотря на то, (а верней благодаря тому) что в этом выражении, которое не претендовало на строго научное обобщение, сильные публицистические, партийно - страстные акценты, ему в советской правовой доктрине был предоставленный общий и императивный характер. Именно это выражение лежало в основе классовой, директивно-императивной трактовки права в советской правовой науке, и именно оно придавало праву узкоклассовую, тоталитарный оттенок, который достаточно согласовывался с доктриной и практикой сталинского тоталитарного режима.
На самом деле, в определенном понимании право может быть охарактеризовано как классовый феномен, хотя по исходным пунктам осуществлено иначе, чем это вытекает из марксистско-ленинской трактовки Марченко М. Н. “Общая теория государства и права”// М.: “Зерцало”, 1998г., в 2-х томах..
Если не упрощать проблему и не сводить ее к классовому господству, то классовое строение есть одна из существенных, и притом природных, необходимых характеристик структурированности общества, которое вступило в эпоху цивилизации. В классовом строении вращаются расстановка и соотношения общественных групп, раздел населения страны (или даже в международном плане) по ряду коренных признаков функционирование общества и жизнедеятельности людей, в первую очередь по их отношению к собственности. Классовое строение дает возможность не только увидеть глубинный срез общества как саморегулируемой системы, но проявить движущие силы общественного развития, прогресса общества, которые взаимосвязаны между собой. В результате нарастающих процессов отчуждения классовые отношения приобретают антагонистический характер, выливаются в острую борьбу за власть; тогда классовые отношения, преимущественно через государство, партии, другие звенья политической системы, начинают нести немалый заряд отрицательного - того, что усложняет, деформирует естественной общественное развитие, делает его более чужим человеку.
В чем же заключается связь права с классовым строением общества, со всеми его неминуемыми последствиями? Здесь могут быть отмеченные две основные позиции, которые характеризуют право как известный противовес отрицательным явлениям, обусловленные классовыми отношениями.
Во-первых, классы, их взаимодействие, сотрудничество и борьба создали в обществе принципиально новую социальную ситуацию: на первый план, в особенности в обстановке антагонистических классовых отношений, выдвинулись классовые столкновенья, конфликты, противоборства, жестокая борьба за власть. И это расширяет и заостряет "конфронтационное поле» жизнь людей, в том числе этнические, групповые, личные взаимоотношения. Общественные связи, которых объединяют общество людей, стали испытываться на "разрыв". Нужна была своего рода противовес - формирование общественной силы, притом мощной силы, которая по самым своим исходным свойствам была бы направлена на то, чтобы обеспечивать общее упорядочение общественных отношений, их примирение, гарантировать стабильность и стойкость общественных связей, введение в необходимые рамки поведение людей, справедливое и умное решения конфликтов. Таким противовесом и стало право.
Во-вторых, право выступало в качестве противовеса и в отношении наиболее могучего образования, способного при известных условиях (неразвитость политических отношений, несовершенство демократических институтов) быть сильной классовой силой. Предназначенное по своей сути, как и право, для того, чтобы обеспечить функционирование общества и целостной системы, государство при вышеупомянутых условиях играет отрицательную роль, противодействовать которой в принципе может сильное развитое право.
Природа права, при всей важности для него самого факта деления общества на классы, классовых отношений заключается в том, что оно представляет собой позитивное высоко значимое явление цивилизации.
При этом право как явление цивилизации характеризуется тем, что оно призвано быть носителем высших начал, основных ценностей цивилизации, реализовать историческое назначение общества, связанные с утверждением в нем высокого гуманитарного фундамента, с принципами и идеалами воли. В этой плоскости право призвано внести в острую социальную ситуацию, которая вызвана классовой, политической борьбой, этническими, групповыми и другими столкновеньями, личными конфликтами, постоянные и твердые (определенные, обеспеченные, гарантированные) нормативные начала, построенные на принципах общественного мира, согласия, учетом разных интересов, взаимных скоординированных уступок.
Изначальное назначение права заключается в том, чтобы сообщить нормативность доминирующим началам цивилизации - благоустроенности социальной жизни и воли человека как автономной личности и гарантировать их реальность. Причем сделать это в нормальном, так в конфликтном сценарии, с расчетом, в отдельных случаях, на ситуации, когда происходит "ошибка» классовых интересов и политических действий. Именно в связи с тем, что право представляет собой явление цивилизации, которое выражает ее требования, основные ценности, может быть обрисованный своего рода "образ права", его идеал, ориентированный на такого рода требования и ценности.
Природа права, при всей важности для него самого факта деления общества на классы, классовых отношений заключается в том, что оно представляет собой позитивное высоко значимое явление цивилизации.
Итак, изначальное назначение права заключается в том, чтобы сообщить нормативность доминирующим началам цивилизации - благоустроенности социальной жизни и воли человека как автономной личности и гарантировать их реальность.
Цивилизация является более широким понятием чем государство.