Основной вопрос философии.
Этот вопрос был четко сформулирован в древней греческой философии, когда сформировались 2 линии: линия Демокрита (учение об атомарном строении вещества) и линия Платона (учение об идеях как субстанции мира).
Основной вопрос философии имеет 2 стороны:
1.Онтологическая сторона: что первично, материя или сознание, природа или дух.
А. Материализм – это концепция, в основе которой многообразия мира лежит саморазвивающаяся субстанция – материя, которая не зависит от сознания. Материя существовала вечно, она несотворима и неуничтожима, в своем развитии переходит в разные формы и состояния.
Есть 2 формы материализма:
1.Метафизический материализм: развитие понимается, как количественные преобразования, как изменение по кругу или по типу «или». Представители: Гольбах, Ламетрй.
2.Диалектический материализм: мир – это саморазвивающаяся система, где количественные преобразования порождают новые качественные состояния и формы, скачки в развитии, причинно-следственная зависимость всех явлений и процессов. Представители: Маркс, Энгельс, Плеханов, Фейербах.
Б. Идеализм – это такое мировоззрение, в котором признается сознание, дух, как первооснова мира.
Есть 2 формы:
1.Объективный идеализм: в основе мира лежит мировой дух, мир идей, то есть некое духовное начало. Представители: Платон, Гегель.
2.Субъективный идеализм: за первичное принимается сознание субъекта, который чувствует, мыслит, из своего сознания при помощи воображения выводит многообразный мир природных явлений и процессов. Представители: Беркли, Юм. Мир – это комплекс моих ощущений.
В. Дуализм – признает равноправное существование двух субстанций – материй и сознания.
2. Гносеологическая сторона – познаваем ли мир?
Концепции: -агностицизм – мир непознаваем в своей сущности; человек может знать только проявление этого мира. –гносеологические оптимисты.
Функции философии:
1.Мировоззренческая: философия обеспечивает рационально-теоритический способ ориентации человека в мире на основе обобщения и установления всеобщих связей различных видов практики и культуры человека.
2.Гносеологическая: оценка разнообразных возможностей познавательной деятельности, разработка учения о закономерностях процесса познания в целом.
3.Методологическая: философия вырабатывает всеобщую методологию научной поисковой деятельности, ее норм, способов, принципов.
4.Аксиологическая: выработка и утверждение социально-значимых стандартов, ценностей, идеалов, которые регламентируют индивидуальное поведение и общественные отношения.
5.Социальная: философия гармонизирует общественные отношения, способствует реализации гуманизма, как социальной практике, то есть чтобы человек стоял в центре всех социальных деяний.
6.Гуманистическая: философия имеет сверхзадачу – каким нужно быть, чтобы быть человеком.
Античная философия.
Вопросы:
1.Досократики
2.Античная классика
3.Эллинистический римский период
Периодизация истории философии:
1.Античная философия 7 век до н.э. – 4 век н.э.
2.Средневековая философия 1 век – 4 век н.э., 13-14 века н.э.
3.Философия эпохи возрождения конец 14 – 16 века н.э.
4.Философия Нового времени 17 век н.э.
5.Немецкая классическая философия 18 век н.э.
6.Философия эпохи Просвещения 18-19 века н.э.
7.Русская философия 19 век н.э.
8.Современная западная философия конец 19 – 20 века н.э.
В Античной философии выделяют свои периоды, в этих периодах свои школы и свои имена.
Периоды:
1.Досократовский 7-5 века до н.э.:
Школы:
Милетская школа, Фалеская школа, Пифагорейский союз, Элейская школа, диалектика Гераклита.
Имена:
Милет
Фалес 624 – 527 до н.э.
Анаксимандр 610 – 547 до н.э.
Анаксимен 588 – 525 до н.э.
Пифагор 584 – 500 до н.э.
Ксенофан 565 – 470 до н.э.
Парменид 540 – 470 до н.э.
Зенон 490 – 430 до н.э.
Гераклит 540 – 480 до н.э.
2.Классическая античность:
Имена:
Сократ 469 – 399 до н.э.: этический рационализм
Софистика.
Представители: Протагор 481 – 411 до н.э., Горгий 483 – 373 до н.э.
Школы:
Атомистический материализм (Левкип 500 – 440 до н.э., Демокрит 460 – 370 до н.э.)
Объективный идеализм Платона 460 – 370 до н.э., Аристотель 384 – 322 до н.э.
3.Эллинистический период 4 век до н.э. – 2 век н.э.
Школы:
Платоновская академия
Эпикурейство
Скептики
Стоики
Гномы (житейские мудрости): ничего сверх меры, мера наилучшая, говори к месту, не позволяй языку своему опережать свой разум (Хилон); не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами; многословие не является показателем разумного мнения; какие услуги окажешь родителям, тех же ожидай в старости от детей;
Милетская школа (натур философы и стихийные материалисты): Фалес считал, что вода – это первое вещество, а Анаксимен – что воздух; Анаксимандр вводит новое понятие «Апейрон» - начальная частица, которая все в себе содержит.
Доклады:
1.Эпикур родился 341-270г. до н.э. Эпикур вырос на острове Самос. К философии он притронулся в 14 лет. 306 году основывает школу “Сад Эпикура”выходцы из садов.
Работы Эпикура: к Гераклиту, к Пифокму, к Менекею (это главная мысль). Истина познаётся через ощущение. Ощущение …Представление…Понятия. Далее идёт физика Эпикура. Высказывание Эпикура: смерть не имеет к нам никакого представления: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет (это сочинение к Микею).
Этика Эпикура основывается на положении: наслаждение - есть начало и конец блаженной жизни. Эпикур делит наслаждение по следующим уровням: 1-ое естественное и необходимые наслаждение это как голод, жажда. 2-ое это естественные но не необходимые. 3-ие наслаждение это сдорные желание (жажда славы, богатства и т.д.) Этический идеал Эпикура “проживи незаметно”там говорится о том, что нужно скромно одеваться и т.д.
2. Стоицизм. Зейнон основывал школу стойки (336 – 264 до н.э.) он считал логика – это отрада, физика – это почва, этика – это погоды. Знание – это лишь средство приобретения мудрости.
Стойки признают 4 добродетиля – это разумность, умеренность, справедливость и доблесть.
Основными задачами стоической философии были: 1.воспитание внутренне сильного человека, который может выстоять в хаосе окружающего мира. 2.пробуждение в человеке голоса – совести. 3.Воспитание веры терпимости, любви к людям и чувство юмора.
Лекция
Гераклит – философ
«Что является причиной многообразия мира?»
Гераклит в своей книге о природе решает вопрос, о соотношении мышления и бытия.
Гераклит в основе всего существующего считает материальное первоначало – огонь, который, переходя из одного состояния в другое, находится в вечном движении и изменении. Огонь – самая динамичная субстанция. Огонь является единством противоположностей.
«Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - высказывания Гераклита.
Заслугой Гераклита является разработка стихийной диалектики.
Диалектику Гераклита называют диалектикой символов и образов.
Диалектика – это учение о развитии, но у Гераклита это стихийная диалектика. Согласно Гераклиту, все состоит из противоположностей, которые состоят из противоречий. Мир многообразен, мир не однозначен.
Демокрит – еще один представитель материализма в античной философии. Атомистическая теория мироздания. Он создает что-то наподобие энциклопедии своего времени, более 70 работ из разных областей – физики, математики, риторики, астрономии. Первоосновой мира является атомы.
Атомы – вечные, неделимые физические частицы. Они отличаются величиной, формой, положением и порядком. Форма у атомов самая разнообразная. За счет этого многообразия форм возникают разные предметы. Атомы – это бытие.
Атомы – это бытие, а небытие – это пустота.
Лекция
Платон (427-347)
Платон был ученик Сократа.
Философия система Платона – объективный идеализм, субстанцией мира являются идеи. Он раздваивает мир на 2 части, на мир идей и на мир чувственных вещей. Мир идей первичен, он вечный неизменный, вне пространственный, вневременной.
Идеи - это образы эталона по которым созданы вся природа, это причины бытия всех вещей, это идеалы к которым стремится всё, что существует и это общие понятия о смысле предмета.
Существуют несколько видов идей:
1.идеи высших ценностей – это идеи блага, истинного, справедливого, прекрасного.
2.идеи физических процессов и явлений, к ним относятся цвет, звук, покой.
3.это идеи отдельных разрядов существ
4.идеи предметов, созданные человеческим ремеслом.
Существует у Платона понятие мировая душа она объединяет мир вещей и идей и заставляет вещи подражать идеям, а идеям присутствовать в вещах. У Платона нет понятия материя, материя бесформенная субстанция, она сама может принять любую форму и любое состояние, материя это возможность, которая может принять любую форму, может превратиться в действительность.
Отношение идей к вещам Платон описывает через специфические категории:
1.подражание – вещи возникают стремясь к своей идеи как к цели
2.причастность – вещь возникнув всегда соответствует своей идеи
3.присутствуе – в каждой вещи присутствует её идея, благодаря этому она существует, таким образом вещи это тени идей, а идеи это прообразы вещей.
Демиург – при помощи идей Эйдоса и материи Хора, создают вселенную и подчиняют её гармонии.
Гносеология Платона (учение и познание).
Человек узник своих ошибочных представлений, то есть он думает, что он правильно понимает мир, но он находится в заблуждении. Истину чувствами познать нельзя, она познаётся разумом. Человек должен стремиться развивать свой разум, он рисует эту картинку, что чувства нас обманывают. Платон верит в то, что есть материя душ. Идея вселяясь в человека несёт с собой богатство информации. В 387 году Платон открывает школу, которая называется академией. Из этой школы вышли все исторические личности которые были в том периоде, лучший ученик Платона – это Аристотель.
Сократ.
Я знаю, что я ничего не знаю – это фраза Сократа.
Сократ меняет предмет философии на майевтику. Вопросы, которые задают друг другу собеседники. Вопросами Сократ вводил в тупик своих собеседников. Движение мысли от частного к общему. Формулировка дефиниции –
Аристотель (384-322 годы до н.э.)
Древнегреческий философ, родился в городе Стагир, он был сыном придворного лекаря. Влияние на него оказал Платон. Аристотель создатель логики, основоположник формальной логики, создатель понятийного аппарата.
Когда Аристотеля исполнилось 17 лет он уехал в Афины, поступать в академию Платона, он стал лучшим учеником. Аристотеля считали первым мыслителем.
Аристотель придерживался направлению сенсуализма, (от слова sense – чувства).
После смерти Платона Аристотель уехал в Афины и открыл школу Ликей, ещё школу называли перипатетики от слова прогуливающийся.
Является создателем следующих наук:
1.Этика
2.Политика
3.Логика
4.Физика
5.Социология
Так же он занимался биологией, он открыл более 100 видов растений, он основоположник древнегреческой биологии.
335 год до н.э. знания которые оставляет Аристотель после себя делятся на 2 вида:
1.Экзотерические знания (они все утерянные ничего не осталось)
2.Эзотерические знания (внутренние знания)
Труды Аристотеля
Книги:
1.Органон – в этой книге изложена логика.
2.Никомахова этика – эта работа посвящена нравственным проблемам.
3.Метофизика (или первая философия) – в метафизика он излагает свои противоречия со взглядом Платона.
4.Политика – социально-политические знания
Все науки Аристотель делит на 3 вида:
1.Теоретические.
К теоретическим наукам он относит:
Физика – она изучает различные материи и разные состояния тел в природе.
Математика – она изучает взятые в абстракции свойства тел.
Метафизика – это наука о всеобщих и неизменных началах и причинах всего, что существует.
2.Практические науки – это те, которые приносят пользу человеку в его практической пользе деятельности. Инженерные моменты.
3.Творческие – которые связаны с восприятием прекрасного, связаны с воображением человека, больше направлены на развитие самого человека: искусство и т.д.
Главный вопрос который интересовал философов, какова причина разнообразия мира и Аристотель Выделяет 4 причины многообразия мира:
1.Материальная причина – она отображает субстрат, то из чего состоят тела
2.Формальная причина – она делает предмет таким, какой он есть на самом деле, т.е. как он существует в природе.
3.Действующая причина – это источник изменения движения, источник превращения возможностей в действительность – это энергия бытия.
4.Целевая причина (энтелехия) – это конечная цель преобразования любого развития.
Материя во взглядах Аристотеля – это посивное начало, форма даёт качество материи, превращает её в конкретный объект, движущим началом превращения и изменения – является Бог. Бог это конечная цель всех законом, которые есть в природе. Самая главная из всех причин является формальная и он её определяет таким образом – форма это действительность того, возможностью чего была материя.
Существует 4 вида движения, которые выделяет Аристотель:
1.Качественное движение – оно обеспечивает любое изменение предмета, изменение преобразование
2.Колличественное движение – оно демонстрирует увеличение и уменьшение
3.Постранственное движение – это перемещение тел
4.Возникновение и уничтожение
Цель науки дать полное определение предмету, которая она изучает.
Методы определения: индукция, редукция.
Знания о каждом отдельном свойстве человека приобретает из опыта. Этих свойств огромное количество. Для того чтобы доказать или выявить общие свойства у разных предметов человек использует категорический силлогизм или логическое умозаключение, в котором из двух суждений – посылок получается третья.
Вывод: наука даёт человеку достоверное знание.
Средневековая философия.
Вопросы:
1.Основные черты философии средних веков
2.Патристика
3.Схоластика
4.Спор об универсалии
Средневековая философия, самый долгий период (более 1000 лет).
Возникновение христианства в 1-ом веке н.э.
Зарождается в римской империи в1 - 5 веке н.э. на основе раннего христианства и античной философии, достигает рассвета в 5 – 8 веках. Очень ярко прослеживается ориентация на религию, теологию. Характерна оторванность от реального мира догматизм и назидательность (общая характеристика).
Основные черты:
1.Теоцентризм (theos – бог) – это такая черта в соответствии с которой Бог находится в центре мироздания. В основе философии лежит идея творения в соответствии которой Бог создаёт неживую и живую природу и идея откровения, познание мира через Божественную истину. В соответствии с этой чертой Бог в центре мироздания и соответственно на 1-ое место выходит наука теология.
Теология как совокупность священных текстов о сотворении мира. На втором месте философия, роль служанки Богословия (потому, что в новой религии необходимо было на что-то опереться. Христианство опирается на философию Платона.
Филон Александрийский придумал метод аллегорического толкования при помощи которого содержание библии можно расшифровать и разъяснять и что задача при помощи этого метода перенести содержания священных текстов перевести на язык философских понятий.
2.Креационизм черта в соответствии с которой Бог сотворил всё живое и неживое.
3.Проведенциализм – это черта в соответствии с которой Бог управляет всеми процессами в природе в обществе и судьбой отдельного человека.
Философия средних веков выделяет 2 периода:
1.Патристика (от слова падре – священник, отец) – это период творческого
Аврелий Августин (блаженный) – верую, чтобы понимать главная центральная сенденция этого периода.
Было 2 труда у Августина:
1.Исповедь – как он приходит к христианству.
2.О граде божьем
Весь мир делится на 2 мира:
1.мир земной (в котором живёт человек, здесь правит сатана)
2.мир божий (очищен от земных страстей, человек должен готовиться чтобы попасть в этот град в определённое время) Бог создаёт мироздание благодаря любви, через любовь он создаёт этот мир.
Тертуллиан – верую потому, что абсурдно.
2.Схоластика – (schola школьная дисциплина) систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логика Аристотеля.
Ибн Сина и Авиценна это одно и то же лицо. 16.08.1980 – 18.06.1037 годы, т.е. 10 век до н.э.
Книга знания и книга исцеления.
Канон врачебной медицины. В своих поэмах большое внимание обращает на:
Медицину, философию, астрономию, химию, логику, поэзию.
С 14 лет интересовался метафизикой Аристотеля.
Высказывание: я занялся изучением медициной пополняя чтения наблюдения больных, что меня научило многим приёмам лечения, что меня учило многим приёмам лечения которые нельзя найти в книгах.
Он предполагал, что космос делится на 3 мира:
- материальный мир
- мир вечных несотворённых форм
- земной мер и во всём его многообразии.
Индивидуальное тело образует с душой единое целое.
Пьер Абеляр родился 21 апреля 1079 года в провинции Бретань, умер в 1142 году.
Уильям Оккам, родился он на юге Англии (1288-1348годы). Не нужно множить сущности без необходимости.
Леонарндо Да Винчи
Один из самых ярких гениев в эпохе возрождения. Родился он в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи. Он обучался у мастера Винокио, он близко общался с Антонио Данполайло.
Он нарисовал человека, который считался идеальным (ветрувианский человек), это считался самый идеальный человек, у него были идеальные пропорции. Он очень увлекался медициной, физикой. Леонардо создал очень много зарисовок органов человека. Он широко использовал эти труды при изучении анатомии. Как художник Леонардо Да Винчи нам известен по фреске “Мона Лиза”
Никола Кузанский
Николай Кузанский родился 1401 – 1464 года, родом он из южной Германии. Он получил гуманитарное образование, но по жизни увлекался математикой и духовной сферой. Его работа “Об учёном незнании” 1440 году.
Коперник Н.Н.
Родился в городе Торуни, 19 февраля 1473 году – 24 мая 1543 году.
Томмазо Кампанелла
Он родился 1568 – 1639 году. Он был итальянским философом и писателем. Работа написанная в тюрьме на итальянском языке (Город Солнца).
Томас Мор
Томас Мор (7.2.1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496—1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525—1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как "верховному главе" английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.
Омар Хайям
Омар Хайям (1048-1123) - всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя - Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 г. в Самарканде Омар Хайям написал тракта «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
Творчество Омара Хайяма - удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как змея» до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения - мы»). Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма. Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и взывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь.
Лекция
Философия нового времени. Это философия 17 века. Для этого периода характерны 3 периода:
-религиозная реформация
-научная революция.
Развивается физика, химия, математика, биология, астрономия, анатомия. Делается открытие во многих сферах.
Математизация научной познавательной деятельности очень важный момент этого периода.
Развивается математическое мировоззрение с метофизическим познанием.
Вульгарный материализм.
Проблема познания – гносеология.
Эмпиризм – это направление познания в котором считается чувственный опыт основы нашего знания.
Френсис Бекон – 1561 – 1626 год. Яркий представитель, родоначальник эмпиризма. Книги: Новый органон и новая Атлантида.