II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: Категория состояния как часть речи.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока:урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер, синквейн)

Задачи:

1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.

2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)

3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.

Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностной компетентностной основе:

- коммуникативный;

- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написание синквейнов на этапе рефлексии);

- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск текстов со словами категории состояния);

- проектная деятельность (презентация, домашнее задание – создание дидактического материала).
Оборудование:

а) Литература:

1. Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: К учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

2. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.

б) Техническое оснащение:мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

в) Раздаточный материал: таблицы для заполнения по ходу урока, план работы по категории состояния

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме урока (проблемная ситуация). Работа со стихотворением К.Р. «Растворил я окно – стало скучно невмочь…»

3. Определение темы и цели урока.

4. Составление сравнительной таблицы разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.

5. Составление кластера (приём метода критического мышления)

6. Лингвистическая разминка (толкование слова категория)

7. Работа по теме урока

- Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

- Работа учащихся с предложениями.

- Самостоятельная работа на карточках

- Творческое задание (составление синквейна)

8. Итоги. Рефлексия. Оценки.

9. Домашнее задание (на выбор).


Ход урока:

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.

-Здравствуйте, ребята!

II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)

1. Учитель читает стихотворение (Слайд 2)

Растворил я окно – стало грустноневмочь –

Опустился пред ним на колени,

И в лицо мне пахнула весенняя ночь

Благовонным дыханьем сирени.

К.Р.

1.Беседа.

- Кто автор этих строк? (Константин Константинович Романов (1858 – 1915) – великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург. Второй сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I. Печатал свои стихотворения под инициалами К.Р., так как выступать в качестве профессионального поэта, актера или музыканта одному из членов царствующего дома было «не по чину».) (Слайд 3)

- Какое настроение оно вызывает? (Грусти, раздумий об одиночестве…)

Учитель: Мы на уроке грустить не будем. Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения отнесённости его к части речи. К какой части речи относится это слово? (Это наречие или может быть краткое прилагательное).

Наречие отвечает на вопрос как? обозначают признак действия, в предложении является обстоятельством.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении являются сказуемым.

- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации)

- Какой план работы для решения этого вопроса вы предлагаете?

План:

1.Повторить признаки наречий: семантические, морфологические, синтаксические

2.Повторить признаки кратких прилагательных: семантические, морфологические, синтаксические

3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных

(Слайд 4)

Класс делится на 3 подгруппы для решения данной задачи; в 3 группу входят учащиеся, имеющие хорошую подготовку по русскому языку – эксперты.

- Группам раздаётся дидактический материал для наблюдений и анализа, план работы.

Её лицо было грустно.

Она смотрела грустно.

Ей было грустно.

(Слайд 5)

III. Определение темы и цели урока

Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. На работу отводится 5 – 6 минут.

- Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (впредложении является сказуемым).

Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

1. Это неизменяемая часть речи

2. Употребляется в предложении без подлежащего

3. Является сказуемым

- Что обозначает это слово; выделенное слово в стихотворении К.Р.? (Состояние человека)

- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?

Это слова категории состояния.Поэтому тема нашего урока: «Слова категории состояния».

- Ребята, это новая часть речи или мы встречались с такими словами?

(Это новая часть речи)

- Докажите это.

IV. Учащимся предлагается составить сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.

Вопросы Краткое Прилагательное Наречие Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится? Существительное Глагол Не зависит от других слов
На какой вопрос отвечает? Каков? какова? каковы? Как? где? как? каково?
Что обозначает? Признак предмета Признак действия, признак другого признака Состояние природы, человека, оценку действия
Каким членом предложения является? Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в предложении без подлежащего
Как изменяется? По родам, числам, падежам Не изменяется Не изменяется

Результатом работы является таблица, правильность которой проверяют учащиеся – эксперты.

Сделаем выводы.

- Что называется словами категории состояния?

Наши рекомендации