Социалистическо-утопическое направление
Социалистическо-утопическое направлениеполучило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв. Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
Философ, историк, писатель, один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции Габриэль Мабли(1709 – 1785) подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время «веком болтовни и парадоксов»). Он отвергал и материализм, и деизм, и атеизм. Мабли полагал, что все они слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали. Сам же он главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия. Он считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми – в обществе, поэтому видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества. Мабли был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы. Идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, но одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости.
Первым коммунистом-теоретиком и практикомсчитаетсяФрансуа Бабеф(1760 – 1797). Он решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья; подверг жесткой критике существующее общество и государство. Главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы -богатых и бедных. Считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами. Он был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены. В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.
Клод Сен-Симон(1760 – 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм. В качестве определяющей, базовой сферы жизни общества он видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение), что называется экономическим детерминизмом.Сен-Симон выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса). Лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей. В качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество»,которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека. Сен-Симон оптимистически смотрел в будущее и верил в то, что человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества. Он даже выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».
Франсуа Фурье(1772 – 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Он утверждал, что буржуазная мораль лжива, атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее. По его мнению, человек, история, общество развиваются по законам природы. Причем буржуазное общество имеет три основных вида противоречий – между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.). Идеальное общество в его философии – это «общество гармонии»,которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.