Вопрос 23. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии


1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле­ние получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Представители данного направления жестко критиковали су­ществующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государ­ства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммуни­стические) идеи нашли поддержку среди широких слоев просто­го народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.

Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

^ 2. Габриэль Мабли (1709 — 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопи­ческого направления в философии Франции:

• подвергал суровой критике философию Просвещения в це­лом (называл свое время "веком болтовни и парадоксов");

• отвергал и материализм, и деизм;

• считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу при­надлежало большинство философов — современников и со­отечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убива­ют душу народа, практически не уделяют никакого внима­ния морали;

• главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчи­нена сильная, поддерживаемая государством, широко рас­пространенная религия;

• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое влияние на поступки и пове­дение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;

• считал, что сама природа человека заставляет его жить со­обща с другими людьми - в обществе;

• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а дея­тельность людей направлена на обеспечение себя и соплемен­ников (а не на обогащение), золотой век человечества;

• был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво­бытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе яви­лось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;

• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;

• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на прак­тике, частная собственность вечна и неуничтожима, классо­вое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

^ 3. Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:

• решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели це­лью принесение народу счастья;

• подвергал жесткой критике существующее общество и госу­дарство;

• главным социальным злом видел возникновение частной соб­ственности и разделение общества на противоположные классы -богатых и бедных;

• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где су­ществует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;

• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который по­пытался осуществить свои идеи на практике. Им была продела­на работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сто­ронники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название "Заговор во имя равенства". В 1797 г. заговор был рас­крыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.

^ 4. Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопи­ческого социализма во Франции. Он:

• близко подошел к диалектическому пониманию мира (един­ство и борьба противоположностей);

• выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рас­сматривал общество как целостный организм;

• в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, миро­воззрение) — экономический детерминизм;

• выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);

• целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

• лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения по­требностей;

• в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое "про­мышленное общество", которое будет построено по иерархи­ческому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключитель­но способности человека (так называемая "иерархия способ­ностей"), будет запрещено право наследования (чтобы уров­нять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеяд­ство, дать каждому "начать с нуля" и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет разви­ваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефи­цита и были удовлетворены потребности всех членов общества);

• руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального "класса" (то есть буржуазия), но не в каче­стве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.

Также Сен-Симон считал, что:

• пролетариат и буржуазия сольются в один класс — индустри­альный;

• оптимистически смотрел в будущее — человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;

• считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем — неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;

• выдвинул идею о замене существующей религии "новой религи­ей", смыслом которой будет лозунг: "Человек человеку - брат". 5. Франсуа Фурье (1772 - 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие основные положения его философии:

• буржуазная мораль лжива;

• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;

• человек, история, общество развиваются по законам природы;

• буржуазное общество имеет три основных вида противоре­чий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и обще­ственными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис произ­водства), моральные (буржуазный брак и т. д.);

• идеальное общество — "общество гармонии", которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
^
Вопрос 24. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.


1. Атеизм— направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.

Материализм— направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

^ 2. Жан Мелье(1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму), философ-материалист:

• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

• считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции — материи;

• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;

• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи;

• познание — отражение материи самой материей;

• источником большинства знаний являются чувства;

• причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности;

• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

^ 3. Жюльен Ламетри(1709 — 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций:

• полностью отвергал идеализм и теологию;

• считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге;

• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;

• считал частную собственность гарантией свободы человека;

• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

^ 4. Дени Дидро(1713 — 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел"."Энциклопедия" была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.

^ Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов:

• признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи;

• движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению);

• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи;

• в основе общества и государства видел "общественный дого­вор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко­номики — разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах(1723 - 1789) и Гельвеций(1715 - 1771).

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они:

• четко выделили два ведущих философских направления — мате­риализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");

• освободили философию от многих религиозных предрассудков;

• дали более реалистическое определение субстанции — материя;

• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;

• обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются раз­личными комбинациями микрочастиц;

• обратили внимание на движение не как на сверхъестествен­ное явление, а как на свойство материи;

• обосновали идеи социальной справедливости;

• идеологически подготовили Великую французскую революцию.


^

Наши рекомендации