Учебно-образовательные модули и их трудоемкость
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) | Форма текущего контроля успеваемости | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самост. работа | |||||
Лекции | Семинары | ||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | |
1. | Сущность и специфика философского знания, основные философские направления. | устный опрос на лекциях и практических занятиях; тестирование; анализ источников, написание эссе | |||||
2. | История философии | ||||||
3. | Объективная реальность и основные формы ее существования. | ||||||
4. | Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика о развитии. | ||||||
5. | Детерминизм – относительная необходимость развития | ||||||
6. | Антропосоциогенез и сущность сознания. | ||||||
7. | Истина и заблуждение в познании. | ||||||
8. | Методы и формы научного познания. | ||||||
9. | Причина, характер и направленность в истории развития общества. Диалектика человеческой истории. | ||||||
10. | Социальная сфера жизни общества. | ||||||
11. | Общественное сознание и его структура. | ||||||
12. | Общество и личность – противоречивое единство. | ||||||
ИТОГО | |||||||
Содержание учебно-образовательных модулей (разделов дисциплины)
Сущность и специфика философского знания, основные философские направления.
Изменение объекта и предмета философии в истории культуры. Проблема основного вопроса философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Мировоззрение и методология – основные функции философского знания. Диалектика и метафизика.
Античная философия
Концепции первоосновы мира в Античной философии. Антропологическая концепция в античной философии (софисты, Сократ). Философия Платона. Философия Аристотеля.
Философия европейского средневековья
Формирование христианской философии. Патристика. Номинализм и реализм.
Доказательства бытия бога.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
Индукция и чувственное познание у Ф.Бэкона. Сенсуализм Т.Гоббса и Д.Локка. Р.Декарт как родоначальник рационализма. Рационализм Б.Спинозы и В.Лейбница.
Идеалистический эмпиризм XVIII века.
Д. Беркли - родоначальник идеалистического эмпиризма – субъективного идеализма. Агностицизм Д.Юма.
Немецкая классическая философия.
Философия Канта. Философия Гегеля. Философия Фейербаха.
Западная философия XX столетия.
Эволюция позитивизма, неопозитивизм, пост-позитивизм. Экзистенциализм. Неотомизм. Геременевтика.
Объективная реальность и основные формы ее существования.
Реальность и материальность, материя и ее атрибуты. Метафизические и диалектические представления о пространстве и времени. Движение. Проблема классификации форм движения.
Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика о развитии.
Причина развития и противоречие. Характер развития – диалектика качества и количества. Направленность развития – процесс отрицания отрицания.
10. Детерминизм – относительная необходимость развития.
Диалектика возможности и действительности. Реальная и абстрактная возможности. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм. Монизм или плюрализм?
Антропосоциогенез и сущность сознания.
Отражение как атрибут материи. Природные и социальные предпосылки сознания. Сознание, познание и язык
Истина и заблуждение в познании.
Чувство и разум на пути к истине. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Роль практики в познании. Догматизм и релятивизм.
Методы и формы научного познания.
Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действительности. Методы эмпирического уровня познания. 3. Методы и формы теоретического уровня познания.
Причина, характер и направленность в истории развития общества. Диалектика человеческой истории.
Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действительности. Методы эмпирического уровня познания. 3. Методы и формы теоретического уровня познания.