Господь никого не ввергает в ад, но это делается самим духом
У Сведенборга можно прочесть о том, что некоторые люди думают, что Бог наказывает человека и делает ему зло. «Люди утверждаются в этом понятии вследствие буквального смысла Слова, в котором находятся подобные выражения, не ведая, что духовный смысл Слова, объясняющий смысл буквальный, совершенно от него отличен и что, следовательно, настоящее учение Церкви, основанное на духовном смысле Слова, учит другому, а именно тому, что никогда Бог не отвращает лица своего от человека и не отвергает его от себя; что Он никогда никого не ввергает в ад и не гневается. Равно и всякий человек, чей ум при чтении Слова хоть несколько озарён, постигает это из одного того, что Бог есть само благо, сама любовь и само милосердие, что само благо не может никому сделать зло и что сама любовь и само милосердие не могут отвергнуть человека, ибо это было бы противно самой сущности милосердия и любви, а следовательно, и противно самому Божественному началу.
Поэтому люди с умом озарённым (ex mente illustrata) ясно постигают, читая Слово, что Господь никогда не отвращается от человека, а если не отвращается, то поступает с ним по благу, по любви и по милосердию, т. е. что Он желает ему блага, любит его и милосердствует о нём. Из этого люди эти видят также, что буквальный смысл Слова, в котором находятся подобные выражения, заключает в себе смысл духовный, согласно которому должны быть объяснены те выражения, которые в буквальном смысле своем приспособлены были к пониманию человека и согласованы с его первоначальными и общими понятиями.
Человек озарённый видит, кроме того, что благо и зло суть два противоположные начала, и столь же противоположные, как небеса и ад; что всякое благо идёт с небес, а всякое зло из ада; а как Божественное начало Господа образует небеса, то от Господа наитствует на человека одно только благо, а из ада одно зло; что, таким образом, Господь постоянно отклоняет человека от зла и наклоняет его к добру, а ад постоянно склоняет его ко злу. Если бы человек не находился между тем и другим, он был бы лишён всякого мышления и всякой воли, и ещё более всякой свободы и всякого выбора, ибо человек одарён всем этим вследствие равновесия между добром и злом. Поэтому если б Господь отвратился от человека и человек был бы предоставлен одному злу, то он и не стал бы более человеком. Из этого ясно, что Господь наитствует благом на всякого человека, как на злого, так и на доброго, но с той разницей, что злого человека Он постоянно отклоняет от зла, а доброго человека постепенно склоняет к добру …
Из этого видно, что человек делает зло по влиянию ада, а добро по влиянию от Господа. Но как человек думает, что он всё делает сам от себя, то и зло, которое он делает, принадлежит ему как собственное, из чего следует, что виною своего зла сам человек, а никак не Господь: зло в человеке есть ад в нём, ибо всё равно сказать – зло или ад. Итак, если сам человек виной своего зла, то, следовательно, он сам собой ввергается в ад, а не Господом; Господь так далёк от этого, что Он освобождает человека из ада, как только человек не хочет и не любит более оставаться в своём зле. Вся воля и вся любовь человека после смерти его остаются при нём: кто хочет и любит зло на земле, тот хочет и любит то же самое зло и в той жизни и не терпит, чтоб его тогда разлучали с ним. Поэтому человек, находящийся во зле, привязан к аду и духом своим действительно пребывает в аду, а после смерти своей ничего большего не желает, как быть там, где его зло. Из этого следует, что человек после смерти сам собою ввергается в ад, а не Господом.
Скажу также, как это делается. Когда человек вступает в ту жизнь, он сначала принимается ангелами, которые оказывают ему всевозможные услуги, говорят с ним о Господе, о небесах, об ангельской жизни и поучают его истинам и благам. Но если человек, тогда уже ставший духом, таков, что он ещё в мире слыхал о том же, но сердцем отрицал или презирал это, то, несколько поговорив с ними, он желает оставить их и ищет, как бы уйти; когда ангелы замечают это, они оставляют его. После некоторого пребывания с другими он наконец присоединяется к тем, которые живут в одинаковом с ним зле. Когда это совершается, он тогда отвращается от Господа и обращается лицом к аду, с которым он был соединён ещё на земле и в котором находятся все живущие в одинаковом с ним зле.
Из этого ясно, что Господь влечёт к себе каждого духа посредством ангелов и небесного наития, но что духи, находящиеся во зле, совершенно тому противятся, отрываются, так сказать, от Господа и злом своим, как бы на веревке влекутся в ад. А если они таким образом влекутся и по любви ко злу поддаются влечению, то ясно, что они сами и по доброй воле ввергаются в ад. <…>
Господь по Божественному естеству Своему, которое есть благо, любовь и милосердие, не может поступать одинаково с каждым человеком, потому что разного рода зло и ложь этому препятствуют и не только ослабляют, но и отталкивают Его Божественное наитие. Зло и ложь подобны чёрным тучам, которые становятся между солнцем и оком человека, скрывая от него блеск и ясность света; солнце же постоянно силится разогнать противостоящие тучи и в это время с разных сторон – то тут, то там – бросает на человека хоть несколько света. Точно так и в духовном мире: солнце там есть Господь и Его Божественная любовь; свет есть Божественная истина; чёрные тучи – это ложь, происходящая от зла; око есть разум. Насколько кто находится там во лжи по злу, настолько он окружён тучей, чёрной и густой по степени своего зла; из этого сравнения можно видеть, что Господь постоянно присущ каждому, но приемлется различно.
Злые духи в мире духов строго наказываются с той целью, чтоб они, страшась наказаний, воздерживались от зла. При этом кажется, будто и наказываются они Господом, но тем не менее ни одно наказание не идёт от Господа, а все они происходят от самого зла , потому что зло до того соединено со своей карой, что одно с другим не может быть разлучено. Адское сонмище ничего большего не желает и не любит, как делать зло и в особенности налагать наказания и мучить, а потому и делает зло и подвергает наказаниям каждого, кто не находится под охраной Господа . Когда зло совершено кем-нибудь от злого сердца, что устраняет всякую защиту со стороны Господа , тогда злые духи нападают на виновного и наказывают его.
Это может быть несколько пояснено преступлениями и наказаниями их в здешнем мире, где они также неразлучно соединены: здесь для каждого преступления или зла закон определяет наказание, вследствие чего кто совершает преступление, тот подвергается и наказанию; разница только в том, что в мире зло может быть сокрыто, меж тем как в той жизни это невозможно. Из этого легко убедиться, что Господь никому не делает зла, и что в той жизни точно так же, как и здесь, царь, судья и закон не причинны тому, что наказывается виновный, ибо никто из них не был причиной зла, совершённого преступником.