Учебники и учебные пособия. 1. Исторические типы философии: учеб
1. Исторические типы философии: учеб. пособие. - М., 1995.
2. История западноевропейской философии: учеб. пособие. — М., 1998.
3. История философии. Запад - Россия - Восток: в 6 кн. -М., 1995-1999.
4. История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля.-Минск, 2001.
5. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. - М, 1998.
6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений/ отв. ред. В. П. Кохановский. -Ростов на/Д., 1999.
7. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. — Минск, 2007.
8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Минск, 2007.
9. Философия: учеб. пособие /В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. - Минск, 2001.
9. Философия: учеб.-метод, комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред., А. И. Зеленкова. - Минск, 2003,
Хрестоматии и антологии
1. Антология мировой философии: в 4 т. -М., 1969-1972.
2. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. - М., 1997.
3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. - М.; Харьков, 1999.
4. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М., 1972.
5. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. — М., 1972—1973.
6. Мир философии: в 2 ч. - М., 1991.
7. Путь в философию: антология. — М., 2001.
8. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. -Ростов н/Д., 2002.
Информационно-справочные издания
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001-2002. 2. 2. 2. Современная западная философия: словарь. - М., 1991. 3. 3. 3. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
Дополнительная литература
По разделу 1
1. Библер, Я С. Быть философом / В. С. Библер // Архэ. - ML, 1996. - Вып. 2.
2. Ортега-и-Гассет, XЧто такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. - М., 1991.
3. Хайдеггер,М Что такое философия?/ М, Хайдеггер // Вопр. философии. -1993. -№ 8.
4. Ясперс, К.Философская вера / К. Ясперс II Смысл и назначение истории / К. Ясперс.-М, 1994.
По разделу 2
1. Абдзіраловіч,І. Адвечным шляхам: даследзіны беларускага съветапогляду /І. Абдзіраловіч. -Менск, 1993.
2. Августин (Аврелий),Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бедствий / П. Абеляр. - М, 1992.
3. Анохина, В. В.Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод, комплекс / В. В. Анохина. - Минск, 2006.
4. Асмус, В. Ф.Античная философия/В. Ф. Асмус. -М, 1999.
5. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. -М, 1990.
6. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. - М, 1978.-Т. 2.
7. Гегель, Г. В. Ф.Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. - М., 1974. - Т. 1.
8. Горфункепъ, А. X Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения/А. X. Горфункель.-М., 1977.
9. Гулыга, А. В.Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - М.51986.
10. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский, - М., 1979.
11. Зенъковский, В, В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньков-ский.- Л., 1991.
12. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Творчество и свобода / А. Камю. ~ М, 1990.
13. Кессиди, Ф. X.От мифа к логосу / Ф. X. Кессиди. - М, 1972,
14. Короткая, Т. П. Религиозная философия в Беларуси начала XX в„ / Т. П. Короткая. -Минск, 1983.
15. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин /7 Полное собрание сочинений: в 55 т. /В. И. Ленин. -5-е изд.- М., 1980.-Т. 18.
16. Лосский, Н. О. История русской философии / HL О. Лосский. - М., 1991.
17. Лукьянов, А. Е.Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия/А. Е. Лукьянов. -М., 1992.
18. Майоров, Г. Г.Формирование средневековой философии/Г. Г Майоров. -М, 1979.
18. Майхрович, А. С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы мировоззрения / А. С. Майхрович. -Минск, 1987.
19. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М.,1995.
20. Падокшын, С А.Беларуская думка у кантэксце псторьп i культуры / С. А. Падокшын. - Мшск, 2003.
21. Сартр, Ж.-П.Экзистенциализм — это гуманизм /Ж.-П. Сартр // Сумерки богов /Ж.-П. Сартр. -М., 1989.
22. Скарына, Ф.Прадмовы і пасляслоўі,Ф. Скарына.-Мінск, 1969.
23. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVIII веков: учебник / В. В. Соколов. -2-е изд., испр. и доп. -М.? 1996.
24. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. -Минск, 1987.
25. Фрейд, 3.Психология бессознательного /3. Фрейд. -М., 1990. М.
26. Чуешов, В. И. Введение в современную философию / В. И. Чуешов. -Минск, 1998.
27. Ясперс, К.Смысл и назначение истории / К, Ясперс. -М., 1994.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
ГЛОССАРИЙ
Тема | Новые понятия | Содержание |
Тема 1.1. | Философия | - система знаний о мире в целом, о человеке, об отношении человека к миру, форма мировоззрения; особая форма общественного сознания, отражающая одну изсторон действительности. |
Предмет философии | - то, на что направлено философское знание. Предмет философии изменялся в процессе развития философии. | |
Мировоззрение | - система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. | |
Мифология | - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. | |
Мифы | - архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. | |
Религия | - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере существования (одного или нескольких) богов или духов | |
Тема 2.1. | «Веды» | - или «самхиты» - самый древний сборник гимнов в честь богов, а также дополнений и комментарий к ним. В нем выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире. человеке, о нравственной жизни. |
Буддизм | - религиозно-этическое учение Будды, ставшее в последствии мировой религией. Центр учения – четыре благородных истины. | |
Джайнизм | - смешение философии и религии. Сущность личности человека двояка. В ней есть два начало: материальное (аджива) и духовное (джива). Связующим элементом между ними является карма. | |
карма | - тонкая материя, которую образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей. | |
нирвана | - (буквально «угашенный»). Состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, страдание. Отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей. | |
«инь» - «янь» философия | - все в природе имеет два начала «ЯНЬ» и ИНЬ». ИНЬ-ЯНЬ – два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного и того же явления – активное и пассивное, ведущее и ведомое. | |
конфуцианство | - учение в центре внимания, которого взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Основные понятия этой философии «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» между несдержанностью и осторожностью. | |
Тема 2.1. | даосизм | - Основателем даосизма является - Лао-Цзы (VI-V в.в.до н.э.). Основная идея Лао-Цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути – дао. Дао – это естественный закон. |
легизм | - (Школа закона или законники)Представители Хань Фэй и Шан Ян. Законники противопоставляли конфуцианскому ритуалу («ли») – закон («фа» | |
Тема 2.2. | Античная философия | - философия Древней Греции и Древнего Рима. Различают классическую и эллинистическую античную философию. |
«физики» | - античные философы, которых объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Эта первооснова первична, неизменна. Она иногда обозначалась термином «физис», что означало природу. | |
атомисты | - последняя философская школа в рамках философии физиса, которая пыталась ответить на вопросы, поднятые элеатами. Главные представители этой школы – Левкипп и Демокрит. | |
Пифагорейцы | – весьма оригинальное учение периода ранней классики, в котором первоосновой мира признавались числа. Основателем ее был Пифагор из Самоса. Другим, более поздним представителем, являлся Филолай. | |
элеаты | - философ. школа зародилась в г. Элея. Гл. представит. – Парменид, Зенон, Ксенофан, Мелис. Элеаты в истолковании первоначала перешли от конкретных природных стихий (вода, огонь, воздух, земля) к предельно абстрактному понятию - бытие. | |
софисты | - древнегреческие мыслители середины V – первой половины IV в. до н.э. Наиболее видные представители – Протагор, Горгий, Гиппий. Со второй половины 4 века до н. э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-прфессионала, учителя философии. | |
эллинизм | - период в разв. Антич. филос. (IV век до н.э.-V век н.э.)- меняется предмет и характер античной философии. Интерес философов смещается в сторону отдельного человека и его проблем. Социальна философия Платона и Аристотеля уступают место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. | |
Эпикурейство | - этическое философское учение, основанное древнегреческим философом Эпикуром (342-271 гг.н.э.). Эпикур основал философскую школу, которая получила название «Сад Эпикура». В ней преобладал интерес к проблемам человека, цели его жизни. | |
стоицизм | – греко-римская философская школа, название которой от греческих слов «стоя поикле» - «пестрый портик» - (место в Афинах, где собирались основоположники стоицизма). Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Видными представителями этой школы были Клеанф и Христипп. Главными представителями позднего стоицизма были – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. | |
кинизм | – философская школа эллинистического периода. Свое название получила либо от Киносарга – гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова кинос (собака), Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Главные представители кинической школы – Антисфен и Диоген Синопский. | |
космоцентризм | - общая характеристика философских учений периода античности. Главным предметом философии являлся, внешний мир, природа, называемый космосом. | |
Тема 2.3. | политеизм | - многобожие (язычество), религиозные верования, основанные на признании многих Богов. Другое, негативное название – поганство. |
монотеизм | - единобожие. Если Античная философия связана и выросла на языческом многобожии (ПОЛИТЕИЗМ), так как древние греки и древние римляне были язычниками, то средневековая философия возникает и связана с монотеизмом (христианством). | |
креационизм | - идея творения Богом мира и человека из ничего. | |
патристика | - (от лат. pater – отец) буквально означает учение отцов церкви. Совокупность рел., филос., соц.-полит. и моральных идей и доктрин христианских мыслителей (II-VIII вв.н.э.). Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. | |
схоластка | О от грече. «схолэ» (школа), что буквально означает «школьная философия». Тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский. | |
номинализм | - философское учение, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. Это только имена («номен» - имя), они не обладают никаким самостоятельным существованием. | |
реализм | – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее. | |
теоцентризм | - учение, в котором Бог центральное понятие и главная реальность, определяющая все сущее, в отличие от КОСМОЦЕНТРИЗМА античности, где такой реальностью был космос, природа. | |
Тема 2.4. | Ренессанс | Новаяэпохаосознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления, откуда и само название Ренессанс (франц.) Возрождение. |
Натурфи-лософия | В эпоху Возрождения философия вновь, как в Античности, обращается к изучению природы. Философию, предметом которой является природа, называют НАТУРФИЛОСОФИЯ. | |
Антропо-центризм | В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возрастает интерес к познанию человека. Наряду с природой, он становится главным центром философии. Мировоззрение, в котором акцент делается на человеке, называют АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. | |
Пантеизм | -философское учение, в котором Бог понимается не как личность, не как сущность, стоящая над миром. Бог как бы растворен в природе, совпадает с ней, а сама природа здесь обожествляется. | |
гуманизм | -в узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение по изучению и распространению античного искусства и культуры. В широком смысле слова, гуманизм – это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности. | |
Тема 2.5. | Эмпиризм | -направление в теории познания (гносеологии), признающее чувственный опыт главным источником знаний и считающее, что содержание знаний сможет быть представлено либо непосредственно, как опыт, либо, как описание этого опыта. |
рационализм | (от лат. рацио–разум)–философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Родоначальником рационализма является французский философ, ученый и математик Рене Декарт. | |
индукция | (лат. индуктио – наводить) -логический метод перехода от частных высказываний к более общим, то есть, когда частное знание индуцирует (наводит) общее знание. | |
дедукция | (от лат. дедуктио – выводить) – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего. | |
дуализм | (букв. двойственный) – философско-мировоззренческое учение, признающее две равнозначные первоосновы (субстанции) этого мира – материальную и духовную, в отличие от МОНИЗМА,где за первооснову принимается одно начало – материальное или духовное. | |
механицизм | - это такое понимание природы и человека, где мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить. | |
Тема 2.6. | Просвещение | общественно-политическоетечение и философская концепция 18 века, представители которого стремились устранить недостатки общества того времени, изменить его нравы, политику быт, культуру путем распространения идей добра, справедливости, научного знания. |
метафизика | - антидиалектический, односторонний взгляд на мир, где его процессы и явления рассматриваются, изолировано, вне их связи друг с другом, без учета их изменений и развития. | |
сциентизм | -(англ. сайнс – наука)– мировоззренческая позиция, исходящая из того, что только научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире. | |
Деизм | (лат, Деус – Бог) – учение, которое исходит из того, что Бог только создал мир и его законы, а потом не вмешивается в его функционирование. | |
сенсуализм | - (лат. сенсус – чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. | |
Тема 2.7. | субъективный идеализм | - философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании. |
объективный идеализм | - философское учение, которое, в отличие от идеализма субъективного, считает первоосновой мира некое всеобщее, сверхиндивидуальное начало как, например, абсолютное тождество субъекта и объекта у Шеллинга. | |
агностицизм | (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей действительности. | |
Тренсцен-дентпльное | (лат. выходящее за пределы) у Канта это то, чем должна заниматься философия, то есть не изучением самих по себе предметов природы (этим занимается наука), а исследовать саму познавательную деятельность человека, познать законы человеческого разума и его границы. | |
Тема 2.7. | явление | - или «вещь для нас» - в теории познания И.Канта- это такие, вещи, какими они к нам являются в познании, в отличие от «вещи в себе». |
«вещь в себе» | «вещи сами по себе», вещи в себе недосягаемы для человека, то есть, непознаваемы. Познавать мы можем только явления. | |
абсолютная идея | В философии Гегеля идея всех идей, потенциально, в скрытом, «свернутом» виде содержащая в себе всю полноту понятий идеального и материального мира. Она обладает способностью к саморазвитию. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит различные этапы и стадии. | |
диалектика | –учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развитии. | |
Тема 2.8. | иррационализм | - философское направление, признающее не разум, а нечто неразумное, иррациональное (чувства, воля, интуиция, инстинкты) главным элементом человеческого духовного опыта. его. нерациональное начало – эмоции, воля, интуиция, а также бессознательные процессы, инстинкты. |
«Мировая воля» | - в философии Шопенгауэра – это абсолютное начало всего, это нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли, который нельзя понять разумом. | |
экзистенция | (лат. экзистенция – существование) – особый способ бытия человеческой личности, где она выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как нечто всеобщее (общечеловеческое), а как конкретная неповторимая личность. | |
имморализм | – отрицание морали в философии Ф.Ницше. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. | |
«Сверхче-ловек» | В философии Ф.Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками. | |
марксизм | –идейно-политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм. | |
диалектический материализм | – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом. | |
Исторический материализм | – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества | |
ленинизм | - дальнейшее развитие марксистской философии связанное с деятельностью В.И.Ленина его соратников, учеников и последователей в России, СССР и др. соц. странах ХХ века. | |
Тема 2.9. | Позитивизм | - (лат. позитивус – положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания являются конкретные (эмпирические) науки. |
Тема 2.9. | махизм | - вторая историческая форма позитивизма – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах.Позитивисты этого периода (махисты) сводили философию к гносеологии (тории познания) и стремились построить теоретическую модель процесса познания. Другое название махизма – эмпириокритицизм. имеют внеопытную, метафизическую, философскую природу. |
неопозитивизм | - третья историческая форма позитивизма – возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Неопозитивисты считали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Потому первоначально эта форма позитивизма называлась логический позитивизм или лингвистический анализ. | |
экзистен-циализм | - (философия существования) – направление в современной иррационалистической философии, возникшее в начале XX века и стремящееся постигнуть бытие как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Основные представители: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов – первая волна; Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти – вторая волна. | |
психоанализ | (1) особый метод лечения неврозов и истерии при помощи катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской практики психоанализ, как (2) особый подход в понимании психики человека, получил более широкое толкование, и превратился, в итоге, во (3) влиятельноефилософское направление XX века, претендующее на объяснение многих личностных, социальных и культурно-исторических явлений. | |
Фрейдизм | - это учение З. Фрейда. Его заслуга - масштабное и глубокое изучение особой области (бессознательного), которое, как он полагал, является центральным компонентом всей психикичеловека, в то время как разуму отводил второстепенную, подчиненную роль. | |
«либидо» | - или («Оно»)- в психоанализе–глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. Это «кипящий котел» психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью. | |
«эго» | - («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Связанное с реальность, Эго служит посредником, связующим звеном между Либидо и реальностью, между влечением и удовлетворением. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо. | |
«Супер-эго» | -(«Сверх-Я»)– третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики, Деятельность его осуществляется в основном бессознательно, или точнее надсознательно. | |
сублимация | - процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности. | |
неофрейдизм | - учение последователей Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей. | |
Тема 2.10. | Белорусские просветители | - передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний. |
“Беларускі шлях” | - творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания своего, самобытного пути («шляху») исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского. | |
“Русская идея» | - попытка национального самосознания, философское осмысление русской истории, культуры менталитета и исторической миссии русского народа. Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество. Основное содержание этой идеи изложено в философском эссе Вл. Соловьева – «Русская идея». | |
соборность | - одна из более величественных русских идей, Суть ее сформулировал еще Ф.С.Хомяков. Соборность– это идеал жизни и познания, а точнее это единство жизни и познания в рамках православной веры. То есть и сама истинная жизнь, и познание не возможны для отдельных индивидов. Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью. | |
Богочело-вечество | – есть, по сути, Церковь в ее историческом развитии, которая в конце времен должна объять все человечество и всю природу в одном Богочеловеческом организме. Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве». Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке. | |
Русский космизм | –учение о соизмеримости и соотнесенности человека и мира, как макрокосма и микрокосма. Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Вернее человек одновременно есть и макрокосм, и микрокосм, в зависимости от угла зрения на него. Отсюда взаимовлияние друг на друга: не только космос влияет на человека, но и человек влияет на космические процессы. Следовательно, в космосе запечатлеваются внутренняя и внешняя деятельность человека. В итоге внутренняя духовная работа человека над собой реально преобразует не только его, но и вселенную. |
Приложение 2.