Глава ii
О естественной теологии; учение об ангелах и духах, являющеесяприложением к этой науке Итак, отведя положенное место общей родительнице наук, которая, подобноБерекинтии (Кибеле) ", радуется, видя столь многочисленное потомство богов-- Всех -- небожителей, всех -- обитающих крайние выси ", вернемся к нашему разделению философии на три учения: о Боге, о природеи о человеке. Действительно, естественная теология совершенно правильноназывается также и божественной философией. Ее определяют как такое знаниеили скорее даже искру знания, которое можно получить о Боге с помощью светасамой природы и созерцания его творений, как науку, которая вполне можетсчитаться божественной (имея в виду характер ее объекта) и в то же времяестественной дисциплиной (имея в виду метод ее изучения). Подлинные целиэтой науки сводятся к изобличению и опровержению атеизма, а также краскрытию законов природы, и она не ставит своей задачей установлениерелигии. Ведь Бог никогда не творил чуда для того, чтобы обратить в веруатеиста, ибо тот может прийти к познанию Бога и с помощью самого светаприроды; чудеса же существуют для обращения идолопоклонников и суеверных,которые уже познали божество, но не нашли достойного его почитания, потомучто света природы недостаточно для понимания воли божьей или познаниядостойного его почитания. Подобно тому как творения мастера раскрывают намего талант и мастерство, но ни в коей мере не могут нарисовать его образ,так и творения создателя говорят об его всемогуществе и мудрости, но ни вкоей мере не рисуют его образ. И здесь представления язычников отступают отсвятой истины. Ведь они считали мир образом Бога, человека же -- образоммира. Но Священное писание не удостаивает подобной чести мир и считает егоотнюдь не образом божьим, но лишь творением рук его; человека же ононазывает непосредственным образом и подобием божьим. Поэтому то, что Богсуществует, что он управляет миром, что он всемогущ, что он мудр и знает всенаперед, что он добр, что он воздает всем по заслугам и наказывает виновных,что он заслуживает поклонения, можно доказать лишь с помощью его творений;эти же творения могут раскрыть нам и многие удивительные тайны его атрибутови еще в значительно большей степени -- тайны его мудрого управленияВселенной. Эта тема была весьма плодотворно исследована рядом писателей. Но,как мне кажется, весьма рискованно, опираясь на созерцание материальногомира и принципы человеческого разума, рассуждать о таинствах веры, илиубеждать кого-то более или менее настойчиво, или, наоборот, с любопытствомисследовать все это и пытаться проникнуть в то, каким образом совершаетсяэто таинство. "Отдай вере то, что ей принадлежит". Ведь даже язычникиприходят к тому же самому выводу в своем знаменитом, поистине божественноммифе о золотой цепи, ибо ни люди, ни боги не смогли сбросить Юпитера с небана землю; Юпитер же, наоборот, сумел поднять их с земли на небо ^ Поэтомунапрасно потратит свои (илы тот, кто попытается подойти к небесным тайнамрелигии с мерками нашего разума. Вместо этого следует с восторгом ипреклонением обратить наши мысли к престолу небесной истины. Таким образом,я не вижу никаких недостатков в этой части естественной теологии, скорее ужздесь можно найти некоторые излишества, и, для того чтобы указать на них, ясделал это небольшое отступление, имея в виду огромные трудности иопасности, угрожающие в результате как религии, так и философии, посколькуименно это обстоятельство порождает как религиозную ересь, так и пустую иложную философию. Совсем иначе обстоит дело с природой ангелов и духов, которую нельзяназвать непознаваемой и запретной для человеческого ума, наоборот, доступ кее познанию в значительной мере облегчен тем родством, которое существуетмежду нею и человеческой душой. Правда, Священное писание предупреждает нас:"Пусть никто не обманет вас высокопарными речами и почитанием ангелов,вмешиваясь в то, чего он не знает" '°. Однако если внимательно продумать этопредостережение, то мы обнаружим лишь две вещи, которые нам запрещаютделать: первое -- чтить ангелов наравне с Богом, второе -- придерживатьсясумасбродных представлений о них, считая их отличными от всех остальныхтворений или претендуя на такое знание их природы, которым вдействительности никто не обладает. Но разумное их исследование, пытающеесяподняться к познанию их природы по лестнице телесных вещей либо увидеть еекак в зеркале в человеческой душе, никогда не встречает никаких препятствий.То же самое следует сказать и о нечистых духах, утративших свое прежнеесостояние. Общение с ними и использование их помощи непозволительны, темболее какое бы то ни было их почитание и поклонение им. Но изучение ипознание их природы, могущества и коварства с помощью не только отдельныхмест Священного писания, но и путем размышления и опытного исследованиязанимает отнюдь не последнее место в духовной мудрости". Ведь именно такговорит апостол: "Нам известны их хитрые замыслы" '^. Поэтому с таким жеправом можно исследовать в естественной теологии природу демонов, как и вестествознании природу ядов, или в этике природу пороков. Однако не стоитотносить эту часть науки, посвященную изучению ангелов и демонов, к числутребующих дальнейшего исследования, поскольку об этом писали уже достаточно.Скорее следовало бы уличить немалую часть такого рода авторов внесерьезности, суеверии или бесполезных тонкостях.