Pound; объяснительно-информационную

£ аксиологическую

£ идеологическую

£ гуманистическую

64. Отметьте правильный ответ

Создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания связано с _____________ функцией философии.

Pound; эвристической

£ интегрирующей

£ гуманистической

£ объяснительно-информационной

65. Отметьте правильный ответ

Объединяя достижения науки в единое целое, философия реализует ____________функцию.

Pound; интегрирующую

£ эвристическую

£ информационную

£ методологическую

66. Отметьте правильный ответ

Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни связано с ____________функцией.

Pound; гуманистической

£ аксиологической

£ идеологической

£ критической

67. Отметьте правильный ответ

Решение вопроса о смысле жизни связано с ___________функцией философии.

Pound; мировоззренческой

£ эвристической

£ методологической

£ информационной

68. Отметьте правильный ответ

Формируя у человека определенное видение мира и место в нем человека, философия выполняет ____________ функцию.

Pound; мировоззренческую

£ гуманистическую

£ методологическую

£ познавательную

69. Отметьте правильный ответ

Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как…

Pound; рационалистическая

£ метафизическая

£ диалектическая

£ сенсуалистическая

70. Отметьте правильный ответ

Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как…

Pound; иррационалистическая

£ мистическая

£ алогичная

£ волюнтаристская

71. Отметьте правильный ответ

Преодоление противоположности субъекта и объекта характерно для ______ философии.

£ современной

£ новоевропейской

£ средневековой

Pound; античной

72. Отметьте правильный ответ

Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами…

Pound; А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

£ К. Маркса и Ф. Энгельса

£ О. Конта и Г. Спенсера

£ Ч. Пирса и У. Джемса

73. Отметьте правильный ответ

Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху…

Pound; Просвещения

£ Средних веков

£ Возрождения

£ Нового времени

74. Отметьте правильный ответ

Вершиной европейской рационалистической философии является…

£ Английский эмпиризм

£ Итальянский гуманизм

£ Французский материализм

Pound; Немецкий идеализм

75. Отметьте правильный ответ

Греческие слова phileo – любовь и sophia – мудрость дали начало термину…

Pound; философия

£ софистика

£ эклектика

£ гемофилия

76. Отметьте правильный ответ

Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла

Pound; в Древней Греции

£ в Древнем Риме

£ в Древнем Китае

£ в Древней Индии

77. Отметьте правильный ответ

Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был …

Pound; Пифагор

£ Фалес

£ Гераклит

£ Платон

78. Отметьте правильный ответ

Философия возникла в период…

Pound; VII – VI вв. до н.э.

£ II - I вв. до н.э.

£ I - II вв. н.э.

£ III - IV вв. н.э.

79. Отметьте правильный ответ

Философия родилась через преодоление…

Pound; мифа

£ магии

£ религии

£ эпоса

80. Отметьте правильный ответ

Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира является…

Pound; Фалес

£ Платон

£ Демокрит

£ Аристотель

81. Отметьте правильный ответ

Философия зарождается…

Pound; в древнем мире

£ с возникновением человечества

£ с возникновением христианства

£ в первобытном обществе

82. Отметьте правильный ответ

Древнегреческая философия зарождается как…

Pound; рационалистическая

£ мистическая

£ гедонистическая

£ прагматическая

83. Отметьте правильный ответ

Древнеиндийская философия зарождается как…

£ мистическая

£ рационалистическая

£ прагматическая

£ альтруистическая

84. Отметьте правильный ответ

Древнекитайская философия зарождается как…

£ прагматическая

£ мистическая

£ гедонистическая

Pound; альтруистическая

85: Перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира – это антропоморфизм

86: Философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания – это антропоцентризм

87: Парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик, трудноразрешимая проблема – это апория

88: Термин идеалистической философии означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию – это априори

89: Cостояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом – это атараксия

90: Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований– это герменевтика

91: Философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены – это гилозоизм

92: Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни – это гуманизм

93: естественный путь вещей в древнекитайской философии – это дао

94: Представление о Боге, по которому Он создал мир, наделил его законами и самоустранился – это деизм

95: одновременное наличие у предмета двух, как правило, противоположных качеств – это дуализм

96: Различные отклонения от официального вероучения какой-либо религии, оппозиционные или враждебные ему – это ересь

97: Философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир – это идеализм

98: Грамота об «отпущении грехов», которую в Средние века мог купить у католической церкви любой человек – это индульгенция

99: Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это ян

100: Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – это инь

101: Понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека – это катарсис

102: Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления – это категория

103: Одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм) – это концептуализм

104: Идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом (мыслительном) акте Богом из «ничто» – это креационизм

105: Наука о формах и законах правильного мышления – это логика

106: Термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию – это логос

107: Высказывание, искажающее действительное положение вещей – это ложь

108:Философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину – это майевтика

109:Философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления являются результатом деятельности человеческого сознания – это материализм

110: Направление в духовной жизни Средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них– это мистика

111: Философский термин, обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – это модус

112:Философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия – это монада

113: Единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог – это монотеизм

114: Характерное для древности умозрительное и обобщенное описание и объяснение действительности (или – для древних – природы) – это натурфилософия

115:Точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами – это нигилизм

116:Направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов, утверждавшее, что универсалии – чисто мыслительные образования, существующие в уме человека – это номинализм

117:В философии Канта – «вещь в себе», то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо – это ноумен

118: В учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса отделение какого-либо творения или продукта от своего создателя, при котором творение становится не зависящим от него и враждебным ему – это отчуждение

119:Представление о Боге, по которому он тождествен мирозданию – это пантеизм

120:Христианское богословие II-VIII веков, апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией – это патристика

121:Философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических (глобальных, вечных) вопросов и стать методологией науки – это позитивизм

122:Многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов– это политеизм

123: Форма мышления, которой обозначаются разные предметы (выражается в слове или словосочетании) – это понятие

124:Философское направление XX в., по которому истинно то, что может принести конкретную пользу человеческой жизни и помочь человеческой деятельности – это прагматизм

125:Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества определяется таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами (провидением, богом) – это провиденциализм

126:Одна из ветвей христианства, отколовшаяся от католицизма в результате реформации в XVII в. – это протестантизм

127: Учение 3. Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии – это психоанализ

128:Философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания – это рационализм

129:Одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами – это реализм

130:Философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно – это релятивизм

131:Европейское общественно-политическое движение XVI в. против католической церкви, а вернее, за ее радикальное преобразование – это реформация

132:Идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии – это секуляризация

133:Философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум – это сенсуализм

134:Философское сомнение в достоверности каких-либо положений – это скептицизм

135:Философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное – своими ощущениями есть солипсизм

136:Внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов – это софизм

137:Философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия – это субъективизм

138:Средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов – это схоластика

139: Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику – это сциентизм

140:Религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует – это теизм

141:Богооправдание – религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла и несправедливости в отношении всемогущего, премудрого и благого бога – это теизм

142:Религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания – это теоцентризм

143:Ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским – это томизм

144:В средневековой философии – общие идеи, понятия – это универсалия

145:Идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу – это утилитаризм

146:Философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект) – это утопия

147:Идея о предопределенности всего существующего, в том числе любой человеческой жизни – это фатализм

148:Философская идея вечного мирового круговорота вещей и явлений – это циклизм

149:Философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину – это эвристика

150:Направление в философии XX в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование – это экзистенциализм

151: Смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. – это эклектика

152:Философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт – это эмпиризм

153:Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде – это эсхатология

154:Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль – это этика

155: К древнеиндийской философии относятся философские школы ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика

156: Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает Брахманы, Камасутру, Бхагавадгиту, Веданту

157: Карма – это одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения

158: Настиками или отрицателями называли в Древней Индии представителей материализма, индуизма, буддизма, брахманизма

159: Одной из школ древнекитайской философии является «натурфилософы» (инь-ян цзя); «ученые конфуцианцы» (жу цзя); «моисты» (мо цзя); «школа имен» (мин цзя); «законники» (фа цзя); «даосисты» (дао дэ цзя)

160: Основу философии Конфуция составляет (-ют) проблемы человека, семьи и государства

161: Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался дао

162: Основателем даосизма является Чжуан-цзы, другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы

163: Античная философия зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в Афинах

164: Античный философ Сократ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.

165: Выдающийся мыслитель и учёный античности, создатель «Ликея», – это Аристотель

166: Заслуга софистов состоит в том, что они первые повернули философию к человеку, поставив именно его в центре своих философских поисков

167: По мнению Пифагора, число, как первое сущее, позволяет различать, вносить определенность в бытие.

168: Утверждение существования двух видов бытия – « идей» и «мира вещей» – принадлежит Платону

169: К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа эпикурейцев

170: В эллинистический период древнегреческой философии центральное место занимает проблема человека, познания, бытия, первоначала

171: Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем Сократа

172: Древнегреческий философ, ставший символом грубой откровенности Диоген

173: Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага Платон

174: Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма Аристотель

175: IX – XIV вв. средневековой европейской философии называются этапом схоластики

176: «Бритва Оккама» отражает содержание принципа о «все сущее есть благо» о «не следует умножать сущности сверх необходимости»

177: Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря реалистов и номиналистов

178: Под эсхатологией понимается учение о будущем социальном порядке

179: Выдающимся представителем этапа патристики является Августин Аврелий

180: Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является теоцентризм

181: В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о свободе воли человека

182: Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовал …

183: Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал Ф.Аквинский

184: Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т. е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: реалистов и номиналистов

185: Средневековая схоластика ориентирована на учение Аристотеля

186: Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется креационизмом

187: Обоснование догмата о триединстве Бога есть христианская онтология

188: Христианская философия неразрывно связана с проведециализмом, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога.

189: Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к религии

190: Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется гуманизм

191: Главной целью Реформации XVI в. являлось (-ась) преобразование католической церкви

192: В основе натурфилософии Возрождения лежит гуманизм

193: Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (во) Италии

194: Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в трактате «Государь»

I: Выберите один вариант ответа

195: Тезис Джордано Бруно «...природа...есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию пантеизма

196: Для эпохи Возрождения характерен …

197: Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира – это Н. Кузанский

198: Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой схоластики

I: Выберите один вариант ответа

199: Автор «Опытов» и создатель нового литературного жанра – эссе: М. Монтень

200: Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» Э Роттердамский

201: Философия приверженцев и продолжателей Декарта – это КАРТЕЗИАНСТВО

202: Философское течение, которое воспринимает Бога не как личность, а как сверхличность, существующую в единстве с природой – это …

203: Латинское слово «секуляризация» означает светский

204: Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии просвещения

205: Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в (во) Франции

206: До середины XIX века царило общее убеждение, что философия – царица наук

207: «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это война всех против всех

208: И. Кант в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц.

209: Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

210: Представителями рационализма в философии XVII века были

Наши рекомендации