Pound; объяснительно-информационную
£ аксиологическую
£ идеологическую
£ гуманистическую
64. Отметьте правильный ответ
Создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания связано с _____________ функцией философии.
Pound; эвристической
£ интегрирующей
£ гуманистической
£ объяснительно-информационной
65. Отметьте правильный ответ
Объединяя достижения науки в единое целое, философия реализует ____________функцию.
Pound; интегрирующую
£ эвристическую
£ информационную
£ методологическую
66. Отметьте правильный ответ
Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни связано с ____________функцией.
Pound; гуманистической
£ аксиологической
£ идеологической
£ критической
67. Отметьте правильный ответ
Решение вопроса о смысле жизни связано с ___________функцией философии.
Pound; мировоззренческой
£ эвристической
£ методологической
£ информационной
68. Отметьте правильный ответ
Формируя у человека определенное видение мира и место в нем человека, философия выполняет ____________ функцию.
Pound; мировоззренческую
£ гуманистическую
£ методологическую
£ познавательную
69. Отметьте правильный ответ
Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как…
Pound; рационалистическая
£ метафизическая
£ диалектическая
£ сенсуалистическая
70. Отметьте правильный ответ
Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как…
Pound; иррационалистическая
£ мистическая
£ алогичная
£ волюнтаристская
71. Отметьте правильный ответ
Преодоление противоположности субъекта и объекта характерно для ______ философии.
£ современной
£ новоевропейской
£ средневековой
Pound; античной
72. Отметьте правильный ответ
Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами…
Pound; А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
£ К. Маркса и Ф. Энгельса
£ О. Конта и Г. Спенсера
£ Ч. Пирса и У. Джемса
73. Отметьте правильный ответ
Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху…
Pound; Просвещения
£ Средних веков
£ Возрождения
£ Нового времени
74. Отметьте правильный ответ
Вершиной европейской рационалистической философии является…
£ Английский эмпиризм
£ Итальянский гуманизм
£ Французский материализм
Pound; Немецкий идеализм
75. Отметьте правильный ответ
Греческие слова phileo – любовь и sophia – мудрость дали начало термину…
Pound; философия
£ софистика
£ эклектика
£ гемофилия
76. Отметьте правильный ответ
Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла
Pound; в Древней Греции
£ в Древнем Риме
£ в Древнем Китае
£ в Древней Индии
77. Отметьте правильный ответ
Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был …
Pound; Пифагор
£ Фалес
£ Гераклит
£ Платон
78. Отметьте правильный ответ
Философия возникла в период…
Pound; VII – VI вв. до н.э.
£ II - I вв. до н.э.
£ I - II вв. н.э.
£ III - IV вв. н.э.
79. Отметьте правильный ответ
Философия родилась через преодоление…
Pound; мифа
£ магии
£ религии
£ эпоса
80. Отметьте правильный ответ
Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира является…
Pound; Фалес
£ Платон
£ Демокрит
£ Аристотель
81. Отметьте правильный ответ
Философия зарождается…
Pound; в древнем мире
£ с возникновением человечества
£ с возникновением христианства
£ в первобытном обществе
82. Отметьте правильный ответ
Древнегреческая философия зарождается как…
Pound; рационалистическая
£ мистическая
£ гедонистическая
£ прагматическая
83. Отметьте правильный ответ
Древнеиндийская философия зарождается как…
£ мистическая
£ рационалистическая
£ прагматическая
£ альтруистическая
84. Отметьте правильный ответ
Древнекитайская философия зарождается как…
£ прагматическая
£ мистическая
£ гедонистическая
Pound; альтруистическая
85: Перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира – это антропоморфизм
86: Философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания – это антропоцентризм
87: Парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик, трудноразрешимая проблема – это апория
88: Термин идеалистической философии означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию – это априори
89: Cостояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом – это атараксия
90: Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований– это герменевтика
91: Философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены – это гилозоизм
92: Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни – это гуманизм
93: естественный путь вещей в древнекитайской философии – это дао
94: Представление о Боге, по которому Он создал мир, наделил его законами и самоустранился – это деизм
95: одновременное наличие у предмета двух, как правило, противоположных качеств – это дуализм
96: Различные отклонения от официального вероучения какой-либо религии, оппозиционные или враждебные ему – это ересь
97: Философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир – это идеализм
98: Грамота об «отпущении грехов», которую в Средние века мог купить у католической церкви любой человек – это индульгенция
99: Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это ян
100: Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – это инь
101: Понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека – это катарсис
102: Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления – это категория
103: Одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм) – это концептуализм
104: Идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом (мыслительном) акте Богом из «ничто» – это креационизм
105: Наука о формах и законах правильного мышления – это логика
106: Термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию – это логос
107: Высказывание, искажающее действительное положение вещей – это ложь
108:Философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину – это майевтика
109:Философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления являются результатом деятельности человеческого сознания – это материализм
110: Направление в духовной жизни Средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них– это мистика
111: Философский термин, обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – это модус
112:Философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия – это монада
113: Единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог – это монотеизм
114: Характерное для древности умозрительное и обобщенное описание и объяснение действительности (или – для древних – природы) – это натурфилософия
115:Точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами – это нигилизм
116:Направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов, утверждавшее, что универсалии – чисто мыслительные образования, существующие в уме человека – это номинализм
117:В философии Канта – «вещь в себе», то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо – это ноумен
118: В учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса отделение какого-либо творения или продукта от своего создателя, при котором творение становится не зависящим от него и враждебным ему – это отчуждение
119:Представление о Боге, по которому он тождествен мирозданию – это пантеизм
120:Христианское богословие II-VIII веков, апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией – это патристика
121:Философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических (глобальных, вечных) вопросов и стать методологией науки – это позитивизм
122:Многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов– это политеизм
123: Форма мышления, которой обозначаются разные предметы (выражается в слове или словосочетании) – это понятие
124:Философское направление XX в., по которому истинно то, что может принести конкретную пользу человеческой жизни и помочь человеческой деятельности – это прагматизм
125:Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества определяется таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами (провидением, богом) – это провиденциализм
126:Одна из ветвей христианства, отколовшаяся от католицизма в результате реформации в XVII в. – это протестантизм
127: Учение 3. Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии – это психоанализ
128:Философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания – это рационализм
129:Одно из решений средневековой полемики об универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами – это реализм
130:Философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно – это релятивизм
131:Европейское общественно-политическое движение XVI в. против католической церкви, а вернее, за ее радикальное преобразование – это реформация
132:Идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии – это секуляризация
133:Философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум – это сенсуализм
134:Философское сомнение в достоверности каких-либо положений – это скептицизм
135:Философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное – своими ощущениями есть солипсизм
136:Внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов – это софизм
137:Философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия – это субъективизм
138:Средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов – это схоластика
139: Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику – это сциентизм
140:Религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует – это теизм
141:Богооправдание – религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла и несправедливости в отношении всемогущего, премудрого и благого бога – это теизм
142:Религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания – это теоцентризм
143:Ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским – это томизм
144:В средневековой философии – общие идеи, понятия – это универсалия
145:Идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу – это утилитаризм
146:Философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект) – это утопия
147:Идея о предопределенности всего существующего, в том числе любой человеческой жизни – это фатализм
148:Философская идея вечного мирового круговорота вещей и явлений – это циклизм
149:Философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину – это эвристика
150:Направление в философии XX в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование – это экзистенциализм
151: Смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. – это эклектика
152:Философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт – это эмпиризм
153:Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде – это эсхатология
154:Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль – это этика
155: К древнеиндийской философии относятся философские школы ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика
156: Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает Брахманы, Камасутру, Бхагавадгиту, Веданту
157: Карма – это одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения
158: Настиками или отрицателями называли в Древней Индии представителей материализма, индуизма, буддизма, брахманизма
159: Одной из школ древнекитайской философии является «натурфилософы» (инь-ян цзя); «ученые конфуцианцы» (жу цзя); «моисты» (мо цзя); «школа имен» (мин цзя); «законники» (фа цзя); «даосисты» (дао дэ цзя)
160: Основу философии Конфуция составляет (-ют) проблемы человека, семьи и государства
161: Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался дао
162: Основателем даосизма является Чжуан-цзы, другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы
163: Античная философия зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в Афинах
164: Античный философ Сократ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.
165: Выдающийся мыслитель и учёный античности, создатель «Ликея», – это Аристотель
166: Заслуга софистов состоит в том, что они первые повернули философию к человеку, поставив именно его в центре своих философских поисков
167: По мнению Пифагора, число, как первое сущее, позволяет различать, вносить определенность в бытие.
168: Утверждение существования двух видов бытия – « идей» и «мира вещей» – принадлежит Платону
169: К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа эпикурейцев
170: В эллинистический период древнегреческой философии центральное место занимает проблема человека, познания, бытия, первоначала
171: Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем Сократа
172: Древнегреческий философ, ставший символом грубой откровенности Диоген
173: Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага Платон
174: Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма Аристотель
175: IX – XIV вв. средневековой европейской философии называются этапом схоластики
176: «Бритва Оккама» отражает содержание принципа о «все сущее есть благо» о «не следует умножать сущности сверх необходимости»
177: Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря реалистов и номиналистов
178: Под эсхатологией понимается учение о будущем социальном порядке
179: Выдающимся представителем этапа патристики является Августин Аврелий
180: Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является теоцентризм
181: В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о свободе воли человека
182: Из перечисленных ниже признаков средневековую европейскую философию характеризовал …
183: Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал Ф.Аквинский
184: Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т. е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: реалистов и номиналистов
185: Средневековая схоластика ориентирована на учение Аристотеля
186: Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется креационизмом
187: Обоснование догмата о триединстве Бога есть христианская онтология
188: Христианская философия неразрывно связана с проведециализмом, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога.
189: Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к религии
190: Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется гуманизм
191: Главной целью Реформации XVI в. являлось (-ась) преобразование католической церкви
192: В основе натурфилософии Возрождения лежит гуманизм
193: Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (во) Италии
194: Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в трактате «Государь»
I: Выберите один вариант ответа
195: Тезис Джордано Бруно «...природа...есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию пантеизма
196: Для эпохи Возрождения характерен …
197: Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира – это Н. Кузанский
198: Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой схоластики
I: Выберите один вариант ответа
199: Автор «Опытов» и создатель нового литературного жанра – эссе: М. Монтень
200: Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» Э Роттердамский
201: Философия приверженцев и продолжателей Декарта – это КАРТЕЗИАНСТВО
202: Философское течение, которое воспринимает Бога не как личность, а как сверхличность, существующую в единстве с природой – это …
203: Латинское слово «секуляризация» означает светский
204: Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии просвещения
205: Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в (во) Франции
206: До середины XIX века царило общее убеждение, что философия – царица наук
207: «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это война всех против всех
208: И. Кант в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц.
209: Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»
210: Представителями рационализма в философии XVII века были