Тема 3. Средневековая европейская философия.
Вопросы по лекциям:
- в чем заключается основное отличие понятия Абсолюта от интуиции Единого?
-что такое знание как откровение? Каковы пределы человеческого знания в рамках концепции откровения?
-как соотносятся категории тождества и различия, движения и покоя в концепции творения?
- почему проблема универсалий оказывается значимой именно в концепции творения?
-каковы основания позиции реализма?
- какие аргументы можно привести в пользу позиции номинализма?
-как связаны между собой идея творения и понимание сущности зла в средневековой философии?
-какое место занимает человек в средневековой картине мира?
- в чем заключается двойственность природы человека в концепции творения?
- как осмысляется проблема свободы в средневековой христианской философии?
-как связаны между собой идея откровения и понятие «внутреннего человека»?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 2. Средневековая философия: онтология творения.
Вопросы к семинару:
1. Статичность и иерархичность средневековой картины мира. Абсолютное и относительное благо.
2. Средневековые христианские мыслители о времени и вечности
3. Проблема статуса общих понятий в контексте идеи творения. Реализм, номинализм, концептуализм.
4.Проблема бытийности зла.
5.Внешний и внутренний закон. Открытие «внутреннего измерения» человека.
6. Идея предопределения и проблема свободы.
Литература:
Августин. Исповедь. Кн. 1 (разд. 6),кн. 2. ( разд. 5), кн. 4 ( разд. 9), кн. 11 (разд. 4,5,8, 10-14, 18-21, 30).
Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. с.840-842, 860-861.
Антология мировой философии.М.,1970, Т.1. Ч.2., с. 820-822, 836-839, 892-900, 907.
Августин. Исповедь.Кн.3.(разд. 7,8), кн. 7( разд. 3, 12-16).
П.Абеляр. Этика, или Познай самого себя. – Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 248-268.
Антология мировой философии. М.,1970,Т.1,Ч.2, с.839-842,860-861.
Литература к докладам:
1.Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.,1988, с.24-30.
2. И.С.Эриугена. О разделении природы. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб,2001,с. 166-189.
3. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.1989. – Раздел 2. пар. 1.2.- Истоки схоластического мировоззрения, с.102-115.
4. В.Н.Лосский. Догматическое богословие. Р.2. Путь отрицаний и путь утверждений. – В.Н.Лосский. Боговидение. М.,2003,с. 459-464.
5. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.1989. – Раздел 2. Глава 4. Границы средневековой науки ( проблема универсалий).Р.4.1, 4.2.с. 173-185.
6. А.Великий. Трактат 2. Об интеллигибельном самом по себе. – Антология средневековой мысли. Т.2.Спб, 2002, с.66-80.
7. У.Оккам. Избранное. М.,2002- Ч.2 «Эпистемология». Разделы 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6. с.90-122.
8.М.Лютер. Свобода христианина. - М.Лютер. Избранные произведения.Спб,1997,с.13-43.
9. А.Кентерберийский. О свободном выборе. – Антология средневековой мысли.Т.1. Спб,2001,с. 231-249.
Вопросы по текстам:
Августин:
-как можно понять выражения Августина «мертвая жизнь или живая смерть», «совершенное Бытие и совершенная жизнь»?
-как, по Августину, соотносятся земные блага и «Лучшее и Наивысшее»?
-какова истинная природа человеческих желаний?
- о каком способе сохранения временного и изменчивого говорит Августин?
-какова связь акта творения и божественного Слова?
-установите связь между понятиями в тексте Августина: «разум», «слово», «Начало»;
-почему вопрос о времени сотворения мира является незаконным?
-прокомментируйте выражение «сегодняшний день Твой - вечность»;
-о каких трех видах времени говорит Августин?
Антология мировой философии:
- для чего, по мнению Фомы Аквинского, служит «неравенство во Вселенной»?
-в чем состоит различие между степенями совершенства?
- каковы причины неравенства в сотворенных вещах?
Антология мировой философии:
-как соотносятся в концепции Ф.Аквинского понятия «форма», «материя», «субстанция»?
-как Ф.Аквинский определяет идеи?
-что, согласно Аквинскому, в первую очередь познает в вещи человеческий ум?
- о каких двух видах интеллекта говорит Ф.Аквинский?
-почему, согласно У.Оккаму, интуитивное знание первично?
- как У.Оккам трактует универсалии?
- перечислите основные аргументы Оккама против реализма.
Августин:
-какую трактовку зла предлагает Августин?
-как соотносятся между собой изменчивость и неизменность блага (правды)?
- как связаны «благо» и «целостность»?
-какова, по Августину, основная причина греха?
-почему, согласно автору, зло- проявление «страдательного начала»?
-какое определение греховности дает Августин в тексте «Исповеди»?
Абеляр:
- чем отличаются друг от друга «порок души», «грех» и «злодеяние»?
-как оценивает Абеляр человеческие желания?
-в чем заключается отличие «факта поступка»от «духа поступка»?
- почему совершение поступка не увеличивает грех, по Абеляру?
Тема 4. «Гносеологический поворот» в философии Нового времени.
Вопросы по лекциям:
- как изменяется трактовка категории бытия в философии Нового времени в сравнении со средневековой мыслью?
-как связаны эти изменения и «гносеологический поворот» философии Нового времени?
-в чем состоит основной предмет спора между рационализмом и эмпиризмом? Каковы общие основания этого спора?
-особенности осмысления бытия как объекта; почему в философии Р.Декарта появляется различение мыслящей и протяженной субстанции?
-каковы основные характеристики объекта?
-какие понятия философии Нового времени близки по смыслу понятию объекта?
-дайте определение механицизма;
-как в новоевропейской философии трактуются понятия пространства и времени? Как проявляется это понимание в культуре?
-как трактуются основные категории детерминизма (необходимость и случайность, возможность и действительность, причина и следствие) в философии Нового времени?
-что такое «линейная причинность»?
-почему проблема свободы приобретает особую остроту в философии и культуре Нового времени?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 3. Онтология субъекта.
Вопросы к семинару:
1. Переориентация философии на проблемы познания. Проблема достоверного знания. Рационализм и эмпиризм.
2. Наука и философия Нового времени о понятиях материи и движения. Механицизм.
3. Представления о пространстве и времени в философии и науке 17 -18 вв.
4. Детерминизм и свободная причинность.
5. Соотношение спекулятивного и практического разума в философии И.Канта.
6. Автономия нравственного субъекта . Человек как цель.
Литература:
Антология мировой философии. М.,1970, Т.2. с. 237-248, 309-318, 413-419.
Антология мировой философии. М.,1970, Т.2, с. 256-261.
П.А.Гольбах. Избранные произведения. Т.1.М.,1963- «Система природы»,гл. 2,3.
П.А.Гольбах. Избранные произведения.Т.1.М.,1963,- «Система природы»,Гл. 4.
И.Кант. Основание метафизики нравов. – И.Кант. Лекции по этике.М.,2000, с. 239-265, 269-271.
И.Кант. Критика практического разума. Гл.2. Ч. 1,2,3. –И.Кант. Лекции по этике. М.,2000, с. 369-375.
Литература к докладам:
1.А.В.Ахутин. Новация Коперника и коперниканская революция. 3.1. Замысел «коперниканского» разума.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб,2005, с. 382-398.
2.П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (17-18 вв). М.,1987,гл.3. «Научная программа Декарта». Р. 1 «Философские предпосылки картезианской научной программы». С. 139-150.
3. Н.Кузанский. О предположениях. Пролог, Гл. 1-9. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х томах, Т.1. М.,1979,с.187-204.
4.М.Хайдеггер. Время картины мира. – М.Хайдеггер. Время и бытие
5.П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки ( 17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987, с. 259-267, с. 150-165.
6. П.П.Гайденко. Время. Длительность. Вечность. М.,2006.- Гл.4, Р.1. «Абсолютные время, пространство и движение». – С. 134-138.
7.Р.Декарт. Размышления о первой философии. Размышление 6. О существовании материальных вещей и о реальном различии между умом и телом. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 174-185.
8.М.К.Мамардашвили. Кантианские вариации. М.,1997.- Лекция 6. с.103-124.
9.Б.Спиноза. Этика. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 358-364.
10. И.Кант. Критика практического разума. Кн.1.Гл.1. пар.8,ч. 2: «О праве чистого разума». – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000,с. 321-326.
11. И.Кант. Критика практического разума. Кн.1, Гл.3. «О мотивах чистого практического разума». – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000,с.337-350.
Вопросы по текстам:
Декарт:
-почему в познании необходим момент сомнения?
-почему в области поступков сомнение неуместно?
-какие аргументы против существования чувственных вещей приводит автор?
-почему необходимо сомневаться также в существовании идей?
-какое достоверное положение может рассматриваться основание всего человеческого познания?
-как Декарт понимает соотношение души и тела?
-как определяются в тексте мышление и врожденные идеи?
-какое определение «ясного и отчетливого мышления» дает Декарт?
Гоббс:
-почему ощущения Гоббс называет «призраками»?
-находятся ли качества в объектах, согласно автору?
-что такое, по Гоббсу, «представление» и «опыт»?
- как трактуется «чудо» в концепции Гоббса?
-как понимаются автором категории конечности и бесконечности?
-каковы, согласно Гоббсу, условия формирования человеческих представлений о вещах?
Локк:
-на каком основании Локк отрицает врожденные идеи?
-о каких двух источниках формирования идей в человеческом познании говорит Локк?
Антология мировой философии:
-какие качества, согласно Декарту, составляют природу тела? Почему?
-почему мир, по мнению Декарта, не может быть конечным?
-почему необходимо отрицать множество миров?
-какое определение движения предлагает Декарт?
-о каких трех законах природы говорит автор?
Гольбах:
-как Гольбах понимает движение, причину, следствие?
-на чем, согласно автору, основано единство природы?
-как в концепции Гольбаха трактуется «жизнь»?
-как автор относится к сверхъестественному?
-как можно понять выражение автора: «материя без свойств есть чистое ничто»?
-почему Гольбах утверждает вечность материи?
-познаваема ли, по мнению автора, материя в своей сущности?
Гольбах:
-каковы, согласно автору, основные источники наших представлений о сверхъестественном?
-какое определение необходимости дается в тексте?
-существуют ли, по мнению Гольбаха, беспричинные явления? Как автор понимает случайность?
Кант:
«Основания метафизики нравов»:
-можно ли вывести представления о нравственности из опыта?
-почему идея нравственности должна основываться на чистом разуме?
-как автор определяет волю и практический разум?
-что такое императив ,согласно Канту?
-как автор понимает различие между «хорошим» и «приятным»?
-как понимается различие гипотетического и категорического императивов?
-чем, по Канту, отличаются друг от друга «правила умения», «советы благоразумия» и «законы нравственности»?
-почему, согласно Канту, «в отношении счастья невозможен никакой императив»?
-почему «только категорический императив нравственности является практическим законом»? Какие примеры ,подтверждающие это суждение, приводит Кант?
- почему, по мнению Канта, императив нельзя выводить из человеческой природы?
-что значит «увидеть добродетель в ее собственном облике»?
-как понимается Кантом выражение «человек как цель сама по себе»? (Приведите примеры из текста);
-в чем, по мнению автора, заключается различие между «вещами» и «лицами»?
-как формулируется автором категорический императив нравственности?
-как в тексте определяются автономия и гетерономия воли?
- что такое «царство целей»?
-в чем, по мнению Канта, заключается различие «рыночной цены» от «достоинства»?
-что ,согласно Канту, составляет абсолютную ценность человека?
-почему свобода является «свойством воли всех разумных существ»?
-в чем, по мнению Канта, заключается «круг свободы»?
-в чем заключается отличие рассудка от разума?
-как возможен категорический императив?
«Критика чистого разума»
-как формулируется антиномия чистого практического разума?
-как, по мнению Канта, можно разрешить эту антиномию?
-как определяется в тексте «самоудовлетворенность» или «довольство»?
-почему практический разум первичнее спекулятивного (теоретического)?
Тема 5. Формирование либеральной концепции права в европейской философии.
Вопросы по лекции:
-как связаны между собой идея естественных прав человека и понятие автономии личности?
-каково основное условие создания гражданского общества и правового государства?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 3. Онтология субъекта. Лекции 4-5. .
Вопросы к семинару:
1. Идея естественных прав человека.
2. Концепция общественного договора.
3. Философия Нового времени о правовом государстве и гражданском обществе.
Литература:
Антология мировой философии. М.,1970, Т. 2, с. 334-339.
Антология мировой правовой мысли. М.,1999.Т.3. с.84-89, 127-140, 303-306, 346-351.
Литература к докладам:
1.Э.Ю.Соловьев. Феномен Локка.- Э.Ю.Соловьев. Прошлое толкует нас. М.,1991, с. 146-166.
2. И.Кант. Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?» - И.Кант. Метафизические начала естествознания. М.,1999,с.957-967.
Вопросы по текстам:
Антология мировой правовой мысли:
1.Локк:
-что такое «естественное состояние человека»?
-в чем заключается отличие свободы от своеволия?
-в чем заключается отличие естественной свободы от свободы в обществе?
-как Локк понимает право собственности?
-какое понятие закона дает автор?
-почему, по мнению Локка, абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом?
- как автор объясняет возникновение гражданского общества?
2.Руссо:
-как автор понимает общественный договор?
-чем различаются естественная и гражданская свобода?
-в чем отличие «воли всех» от «общей воли»?
-каковы, по мнению Руссо, границы власти?
-в чем , по мнению автора, заключается сущность закона?
-как понимается в концепции Руссо свобода и равенство?
-каковы, по мнению автора, способы установления истинной демократии?
3.Кант:
-что такое гражданское общество, по Канту?
-каковы , согласно Канту, основные принципы правового состояния?
4. Гумбольдт:
-какова основная цель человека , по мнению автора?
-как понимается свобода в концепции Гумбольдта?
-почему государство, по мнению автора, «должно воздержаться от заботы о положительном благе граждан»?
-как понимает Гумбольдт задачи государства?
- в чем заключается, по мнению автора, отличие государства от народного союза?
Антология мировой философии:
-как понимает естественное состояние человека Т.Гоббс?
-как понимает Гоббс причины возникновения государства?
-какое определение государства дает автор?
-как трактуется свобода в концепции Гоббса?
Тема 6. Отказ от идеи автономии субъекта в творчестве К.Маркса, З.Фрейда и Ф. Ницше.
Вопросы по лекции:
-какие события мировой истории сопровождали переосмысление понятия «субъект»?
-что объединяет концепции Маркса, Ницше и Фрейда?
-в чем заключается внутренняя противоречивость этих концепций?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 4. Онтология события. Лекция 1.
Вопросы к семинару:
1. Общий культурный и исторический контекст представлений о вторичности трансцендентального субъекта.
2. К.Маркс: сознание как функция общественно-исторической практики.
3. Статус сознания и роль бессознательного в психоаналитической концепции З.Фрейда.
4. Идея преодоления метафизики в философии Ф.Ницше.
Литература:
К.Маркс. Немецкая идеология. М.,1988, с. 11-38.
З.Фрейд. Введение в психоанализ. М.,1989. Лекция 31: «Разделение психической личности».
Ф.Ницше. По ту сторону добра и зла. Гл. 1, 2.- Ф.Ницше. Избранные произведения. Кн. 2.М.,1990.
Литература к докладам:
1. Э.Ю.Соловьев. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса. – Э.Ю.Соловьев. Прошлое толкует нас.М.,1991, с.185-208.
2.П.Рикер Герменевтика и психоанализ. Р.2.2. «Маркс, Ницше, Фрейд»- П.Рикер. Конфликт интерпретаций. М.,1995, с. 230-234
Вопросы по текстам:
Маркс:
-каковы предпосылки материалистического понимания истории?
-в чем, по мнению автора, заключается основное отличие человека от животного?
-что такое «способ производства»?
-как понимает Маркс происхождение идей в том или ином обществе?
-какое определение сознания дает автор?
-каковы, по мнению Маркса, условия освобождения людей?
-какие «основные стороны социальной деятельности» называет Маркс?
-как понимается язык в концепции Маркса?
-каковы причины отделения сознания от материальной деятельности?
-как понимается отчуждение в концепции Маркса?
-как, по мнению Маркса, возможно «преодоление ложного сознания»?
Фрейд:
-каковы, по мнению Фрейда, отношения «Я» и «Сверх-Я»?
-какое определение бессознательного дает автор?
-как понимается «Оно» в концепции Фрейда?
-почему область «Оно» несовместима с логикой?
- каковы отношения между основными элементами структуры личности в концепции Фрейда?
-каким Фрейд видит положение «Я»?
-какова основная задача психоанализа, по мнению Фрейда?
Ницше:
-как Ницше понимает «основное заблуждение метафизиков»?
-каковы аргументы Ницше против основных метафизических концепций?
-какие признаки, согласно Ницше, характеризуют «свободный ум»?
- каковы основания критики морали в концепции Ницше?
Тема 7. Попытка отказа от спекулятивного мышления в философии позитивизма.
Вопросы по лекции:
- каковы общие положения позитивистской философии?
-дайте определение сциентизма;
-в чем заключается противоречивость понятия опыта?
-каковы границы позитивистской философии?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 4. Онтология события. Лекция 1.
Вопросы к семинару:
1. О.Конт о наступлении «эпохи позитивного знания».
2. Неопозитивизм: философия как «деятельность по прояснению предложений».
3. Постпозитивистская критика идеи демаркации философии и науки .
Литература:
Антология мировой философии. Т.3. М.,1971, с. 550-577.
М.Шлик. Поворот в философии. О фундаменте познания. – Аналитическая философия. Избранные тексты. М.,1993, с. 28-50.
К.Поппер. Логика и рост научного знания. М.,1983- «Предположения и опровержения» Гл.3, с. 290-324.
Вопросы по текстам:
Антология мировой философии:
-какое определение позитивной философии дает О.Конт?
-как формулируется «закон трех стадий» в концепции Конта?
-каково отношение Конта к первичным и конечным причинам?
-как Конт понимает задачи позитивной философии?
-на чем, по мнению Конта, основывается исследование методов научного познания?
-что такое «логические факты»?
Шлик:
-какие критерии определения «базисных предложений» науки предлагает Шлик? Почему?
-насколько убедителен этот критерий?
Поппер:
-в чем заключается противостояние реализма и инструментализма?
- какова позиция автора по вопросу о статусе научной теории и научных фактов?
Тема 8. Философия экзистенциализма о человеке и мире.
Вопросы по лекции:
- какова специфика понятия экзистенции?
-как соотносятся экзистенция и сознание?
-как соотносятся переживание и «объективная реальность»?
-как осмысляется человек в философии экзстенциализма?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 4. Онтология события. Лекции 1, 5.
Вопросы к семинару:
1. Сущность и существование в философии экзистенциализма.
2. Основные экзистенциалы человеческого бытия.
3. Философы – экзистенциалисты о свободе, морали, ответственности. Абсурд и бунт.
Литература:
Ж.-П.Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм. – Сумерки богов. М.,1989, с.319-344.
А.Камю. Бунтующий человек. М.,1990, с. 120-137.
Литература к докладам:
1. Г.Марсель. Фундаментальная ситуация и пограничные ситуации у К.Ясперса. – Г.Марсель. Опыт конкретной философии. М., 2004,с. 170-193.
2. А.Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. Разделы : «Абсурдные стены», «Философское самоубийство», «Абсурдная свобода» - Сумерки богов.М.,1989,с. 268.
3.М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме. – М.Хайдеггер. Время и бытие. М.,1993,с. 192-220.
Вопросы по текстам:
Сартр:
-что означает выражение «существование предшествует сущности»?
-какое определение экзистенциализма дает Сартр?
- что означает определение человека как «проекта»?
-как понимается ответственность в концепции Сартра?
-с чем связана неустранимость тревоги из человеческого бытия?
-как Сартр трактует «заброшенность»?
-какое понятие свободы дается в концепции Сартра?
-проинтерпретируйте выражение Сартра «реальность – в действии»;
-каковы основания нравственного выбора, по Сартру?
Камю:
-почему именно бунт является выходом в ситуации абсурда?
-в чем заключается сущность бунта, согласно Камю?
-на что опирается «бунтующий человек» Камю?