Покровский И.А. Основные проблемыгражданского права.С. 118
новления полномочий публичным актом'. Простое опубликование учредительных документов не может отождествляться с публичностью в смысле презумпции известности третьим лицам ограничений полномочий руководителя2.
Впрочем, можно встретить и такой подход, согласно которому наличие в договоре ссылки на то, что полномочия директора основаны на уставе, вводит презумпцию ознакомления третьего лица с уставом и следовательно, с действительным объемом полномочий. Этот подход критикуется, например, с тех позиций, что он "противоречит деловым обыкновениям, принятым в России, где не принято при заключении договора требовать устав контрагента и анализировать компетенцию его руководителя"3.
' Такая практика применялась по отношению к сделкам, совершенным руководителями акционерных обшеств, созданных в процессе приватизации и подчиненных типовому уставу (см.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 2, С. 93—94). В других аналогичных случаях сделки признавались, впрочем, незаконными (ст. 168 ГК,РФ), (см.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. №9. С. 104-105; 1996. № i0. С. 106-107; 1996.№ 11.С. 72-74;
1997. № 1, С, 62—63). Такоеизменение позиции, видимо, объясняетсятем. что можно говорить, как об отсутствииполномочия, заведомо известном третьему лицу, так и о нарушении правового акта, установившего ограничения полномочий руководителя. '
Комментируя это различие в подходах, М, Брагинский и В.Витрянскийсправедливо отмечают, что возможна аргументация в пользуприменениякак ст. 168, так и ст. 174 ГКРФ, но "с точки зрения признания роли договора и обеспечения стабильности договорных отношений последний вариант <т,е. по норме ст. 174ГК> бцп бы предпочтительнее" {БрагинскийМ., Витрянский В. Договорное право. С. 6^7).
Большое количество споров, возникших на этой почве, свидетельствует,как представляется, об остроте проблемы, которая ищет выхода там, где может найти.
2 Ср. с положением французского корпоративногоправа: "В отношениях с третьими лицами общество связывается также сделками президента административного совета, которые н6 входят в предмет деятельности общества. если оно тольконе докажет, чтотретье лицо знало, чтосделка выхолит за рамкиэтого предмета,или что названноетретье лицо с учетом обстоятельств не могло этого не знать; при атом однолишь опубликование устава не считается достаточнымтому доказательством" (Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов / Под ред. В.К. Пучинского, М.И. Кулагина. М., 1987. С. 28).
3 Каган Е. Сделки, совершенные от имени акционерного общества с превышением полномочий //ЭЖ-Юрист. 1997. № 2. С. 5. Аналогичную позицию занимает С.А. Денисов. См.: Заключение договора неуполномоченным лицом(обзор судебно-арбитражнойпрактики) //Комментарий судсбно-арбитраж-ной практики. Вып. 4/Отв. ред. В.Ф. Яковлев-М..1997, С. 133—134.
Оценивая этуаргументацию, нужноучесть, что принятые вРоссии деловые обыкновения не предусматривают получения от руководителей реальных гарантий возмещения причиненногоими обществу вреда и вследствие этого все механизмыкомпенсации убытков засчет руководителей оказываются бездейственными-Этот последний обычайхорошо известен судам,как и всемпрактикующим юристам.
Это, надо полагать, один из наиболее далеко идущих способов решения проблемы, возможных на почве формального толкования полномочия. Он свидетельствует о наличии в судебной практике тенденции поиска выхода из кризиса, но в то же время показывает и ограниченность формального подхода к определению полномочия. Достаточно задаться вопросом: как быть, если третье лицо по обстоятельствам сделки видело, что она клонится к получению личной выгоды руководителем, но при этом формального выхода за пределы полномочий нет?
Только содержательный подход, сосредоточенный на анализе соответствия сделки общему интересу учредителей, позволяет и даже заставляет одновременно решать и вопрос о добросовестности третьего лица. Чтобы убедиться в этом, обратимся вновь к приведенным выше делам.
В первом случае, когда речь шла о продаже акций третьему лицу вопреки интересам учредителей, истцы доказывали, что покупатель тесно связан с директором и их совместные действия направлены на получение контроля над АО "Элеватбрмель-маш", акции которого стали предметом спорной сделки. Очевидно, что доказательство того обстоятельства, что сделка была совершена именно с такой целью, будет означать и доказательство недобросовестности покупателя.
В том деле, где спор шел о получении директором муниципального предприятия "Радуга" наличных средств у должника в обход установленного порядка, истец доказывал, что должник имел все возможности исполнить свое денежное обязательство надлежащим образом, т.е. путем платежа через банк, и умышленно пошел на нарушение, чтобы содействовать директору в незаконном получении средств. И здесь доказательство того, что директор действовал вопреки интересу учредителя, одновременно повлечет признание недобросовестности третьего лица.
Наконец, когда учредитель Т. оспаривал сделку директора Р. по продаже недвижимости К. — родной сестреР., он не только ссылался на то, что имущество продано в 10 раз дешевле его стоимости, но и на то, что даже эта заниженная сумма на счет общества не поступила. Нет сомнений, что и в этом случае доказывание факта выхода директора за пределы своих полномочий, которые состоят в деятельности в интересах общества, в то же время — доказывание недобросовестности другой стороны оспариваемой сделки.
Можно заметить, что все дела могли бы быть разрешены прямо на основании ст. 174 ГК (при обсуждении полномочия с
точки зрения его содержания) и именно в этом случае возникшие конфликты получили бы наиболее точную квалификацию. Однако такой путь, требующий от суда сойти с почвы формального понимания полномочия, пока остается проблематичным, так как встречает препятствия, обычно основанные на том, что такого понимания полномочия нет в Гражданском кодексе РФ (как будто ГК РФ вообще определяет, что такое полномочие руководителя)'. В практических целях приходится искать другие основания, которыеи были указаны вначале, при изложении сути судебных споров.
Конечно, внутренняя логика закона, требующая его непротиворечивости, позволяет обычно найти иные доводы, ведущие к тем же следствиям, но они менее адекватны, в известной мере случайны, поскольку не описывают саму суть спора — действие органа вопреки интересам учредителей (общества). До сих пор суды крайне неохотно идут на аннулирование сделок, совершенных органами юридического лица, хотя вся описываемая проблематика обычно неплохо чувствуется в суде. Объясняется это тем, что суд опасается вторгнуться в сферу права, полагая, что аннулирование сделки по основанию направленности вопреки интересам общества одновременно означает ревизию общих норм, согласно которым вся дееспособность юридического лица воплощена в его органе и, следовательно, орган тем самым может все, что может и юридическое лицо. Из этого вытекает впечатление опасности лишения юридического лица дееспособности. На самом деле такая опасность только видимая, мнимая. Суть проблемы в том, что каждый раз, аннулируя сделку по мотиву совершенияее вопреки интересам общества, суд остается на почве факта и ни в коем случае не предрешает вопросов права: если точно такая же сделка в иных обстоятельствах окажется направленной к выгоде общества, то и оснований ее аннулировать не окажется. Эти трудности, как во многих других сходных случаях, проистекают не столько из сложности вопроса, сколько из его упрощения.
Остается лишь привлечь внимание к этой проблеме, которая может быть разрешена и без изменения закона, но требует достаточно решительного разворота судебной практики.
1 Норма п. 3 ст. 53ГК РФ, обязывающая руководителя действовать "винтересах представляемогоим юридического лица добросовестно к разумно" (подразумевая, конечно, полномочие), прямо указывает только одно последствие нарушенияуказанной обязанности — возмещение причиненных убытков.
Глава 14
Переход права собственности и передача вещи
Следуя известной истине экзистенциализма, любое явление обнаруживает высшее напряжение в своем бытии в пограничных, крайних состояниях, которые одновременно, конечно, и являются переходами в другое качество. Соответствуя этой логике, и собственность, и владение демонстрируют самые существенные свои черты в моменты перехода. Конечно, не случайно процедура перехода вещи из одного царства этого мира (а значит, и мира вещей) в другое — мытарство, всегда выступавшая как допрос и испытание (и до сих пор таможенный досмотр сохраняет это, пусть ослабленное, качество), была использована для описания самых драматичных переживаний возносящейся души во время пребывания ее в переходном между вещественным и духовным миром состоянии. Переход вещи — пересечение лично-вешественной границы, возмущение самодостаточного атома субъекта собственности — всегда значил больше самого себя и нес повышенное смысловое значение, получаемое извне. Это постоянно ускользающее от внимания несовпадение знакового (сначала воплощенного в ритуале) и непосредственного, очевидного смысла акта передачи составляет одну из основных трудностей.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
- Следовательно, передача вещи приобретает особое значение не только в смысле установления момента возникновения собственности, но и в смысле самого способа ее перехода, ведь увязывание момента перехода права применительно к процедуре передачи вещи позволяет считать, что не что иное, как сама эта передача, и есть переход собственности.
То место, которое передача вещи заняла с формированием системы традиции в праве, нельзя объяснить только здравым
смыслом (наоборот, скорее отсюда могут последовать уводящие от правильных решений догадки). Здесь заключено уже завершенное историческое развитие, и в видимом результате, как это всегда бывает, отзываются едва ощущаемые предшествующие явления.
Попробуем бегло коснуться наиболее известного из них — манципации. Согласно описанию Гая, манципация (воображаемая продажа) состояла в следующем: в присутствии не менее чем пяти свидетелей и несодержателя ириобретатель схватывал рукой приобретаемую вещь, держа в другой медь (aes), и произносил формулу покупки (nuncupatio): "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным за этот металл и посредством этой меди и этих весов"1.
Д. Дождев обращает внимание на то, что в этой формуле, если использовать ретроспекцию, присутствуют как реальный (вещноправовой) эффект, выраженный в словах "meum esse aio" (мой), так и "обязательственноправовой", которому соответствует "mihi emptus esto" (куплен). При этом, по свидетельству Феста, в древности елпеге (покупать) означало accipiere (приобретать) с "ограниченным реальным эффектом" (по словам Ульпиана, "взять — и в том случае, если кто-то приобретает не так, чтобы получить в собственность"),
Тем самым римская купля-продажа не имела реального эффекта, как и не выло обязанности dare (передать в собственность) у продавца2.-
Хотя уже Гай понимал манципацию как абстрактную сделку, создающую реальный эффект независимо от правового основания (causa) (imaginaria venditio — воображаемая продажа), существует устойчивое мнение, считающее такое понимание вторичным, а первоначальную манципацию, — куплей-продажей за наличные с реальным эффектом.
Представлен и взгляд на манципацию как на ритуал символического исполнения договора о возмездием отчуждении вещи3.
Широко распространенные представления о манципации как о воображаемой продаже опираются главным образом на доказательства условности взвешивания меди.
' Гай. Институции. С. 57; см. также: Покровский. И, История римского права. Пг„ 1918. С. 253.
1 Дождев Д. В.Основание зашиты владения в римском праве. М., 1996. С. 105—106-Автор приводит суждение Ф. Мэйлана,пришедшего к выводу овторичности "реальной" формулыmeum esse aioв nuncupatioпокупателя.
^амжс.С. 107.
Возражения против такого подхода состоят в том, что если манципация — воображаемая продажа, то, значит, предполагается и невоображаемая — консенсуальная сделка продажи, и юридическое значение должно придаваться-и мен но предшествующему неформальному соглашению, а это предвосхищает и опережает реальное историческое развитие. Поэтому манципация сама по себе должна быть продажей'.
Другой подход демонстрирует Казер, который вслед за Ие-рингом выводит первоначальное значение манципации (manu сареге) из акта одностороннего присвоения2, даже открытого заквата; затем прибавлением процедуры взвешивания меди этот акт становится продажей и, наконец, приобретает качества акта переноса права.
Эта позиция оспаривается Диошди, который считает малоубедительным предположение, что грабитель после похищения вещи стал бы прибегать к ритуалу для укрепления своего права. Не больше оснований увязывать манципацию с оккупацией, которая вовсе была лишена формы, а также с выкупом захваченного трофея и др. В итоге он считает манципацию в ее первоначальной форме продажей товара за металл. В своих существенных чертах (присутствие свидетелей, использование сырых металлов, подлежащих взвешиванию, односторонняя активность покупателя) первоначальная манципация, как считает автор, была аналогична продаже в вавилонском, еврейском, греческом, вообще средиземноморском праве3.
Различия стали обнаруживаться позже, с появлением манципации nummo uno (одной монетой), т.е. с выплатой символической цены. Тем самым акт утратил характер продажи и
' Diosdi G. Ownership in ancient and preclassical Roman law. Budapest.1970.P. 66-67.
2 При манципации активнойи говоряшей — объявляющей оприсвоении — стороной был только покупатель, что наряду с этимологией и дает иногдаповод выводитьманципацию из одностороннего (и даже насильственного) присвоения(хотя, как подчеркивает Диошди, пассивность продавца присуща вообщенеразвитым правовым системам).Однако, по классическим представлениям,активность говорящего лица должна бытьистолкована иначе, если учесть,что словообязывает говорящего, а недругого: "Мы можем улучшить положение другого лица даже без его ведома и волн, но не можем ухудшить его" (Дигесты.Указ. изд. С. 79). Конечно, здесь продавецприсутствует, темсамым предполагаетсяи его воля, но аргументация,подчеркивающая пассивность продавца, идет дальше в архаику, когда "слово говорится для говорения,но не дляслушания" (ФрейденбергО.М.Поэтика сюжета и жанра. С. 166).
Впрочем, эти доводы непосредственно затрагиваюттолько обязательственный, а не всшный эффект манципашш-
) Diosdi G. Op,cil. Р. 68-72.
стал актом передачи права на вещь, ведь он больше не зависел от уплаты цены.Получаемое право (сначала mancipium, затем dominium) теперь опиралось не на оплату, а на сам акт манци-пации.
Если "в греческом и семитском праве собственность переходила к покупателю только после уплаты цены' и тем самым переход собственности и передача веши были разделены, то в Риме переход права и продажа были разграничены в ранний период с созданием mancipatio nummo uno, Т.е.путем уплаты символической цены. Как следствие акт постепенно утратил природу продажи и стал актом передачи права"2. Тем самым был устранен характер mancipatio как продажи и она стала пригодной для других юридических целей. "Этот шаг оказался событием громадного исторического значения. Отважные понтифики, конечно несознательно, создали первый тип акта пе-jNfaaeH права, независимый от договорного обязательства"3.
''Пафос Диошди будет иметь меньше оснований, впрочем, если не считать первоначальную манципацию куплей-продажей без предшествующей causa (небезынтересно также, что и после возникновения mancipatio nummo uno медный брусок как элемент процедуры сохранялся)4. Ведь в этом случае ман-ципация и раньше имела абстрактные, отвлеченные черты и переворот, стало быть, не был столь радикальным,
Д. Дождев связывает использование меди не с замещением цены, а с установлением личной связи (auctoritas) посредством манципации. Тем самым проблема приобретает заметно большую сложность, не сводясь только к выделению абстрактного акта передачи праваиз архаичной продажи. Возникает и второй план развития — вытеснение личного характера отно-
' Д. Дождев приводит классическоеобоснование: "Проданная же и переданная вешь приобретается покупателемтолько в том случае, еслион уплатит продавцу иенуили удовлетворит егокаким-либо иным образом, например предоставив поручителя или залог.Это предусматривается дажеЗаконом XII таблиц, однако правильно говорится, что этого требует и всеобщее,т.е-естественное, право". Далееавтор подчеркивает, что и купля-продажа (emp-tiovenditio) — институт праванародов, а не специфически римский (поэтому ссылку на Закон XII таблиц в указанной цитате многие считают ложной) {Дождев Д.В. Основание зашитывладения в римском праве. С. 111—112).
Соответственно и "утверждениев посткласснческувд эпохуправила об уплате цены как условии переходасобственности", являясьпроявлением вульгаризации римского права (Дождев Д.В.Указ. соч. С. 114),свидетельствует о том. что этот широко распространенный взгляд вообщеприсущ менее развитому (т.е.вульгарному) правовому сознанию.
Diosdi G. Op.cil. P. 73.
' Ibid. P. 74.
* Дождев Д.Основание защиты владения в римскомправе. С- 111.
шений при архаичной продаже вещным — тогда оригинальная манципация не могла иметь вещно правового эффекта раньше, чем возникли вещные права.
Но здесь важно, что результатом этого сложного развития стала концентрация различных способов передачи права на вещь в одном: "При манципации в классическую эпоху собственность переходит независимо от causa"'. "Манципация используется для исполнения обязательства, установленного предшествующей сделкой или иным юридическим событием (например, решением суда), но стороны в любом случае вынуждены имитировать исполнение договорЗ купли-продажи. Иными словами, манципация в классическую эпоху обладает causa для самой себя и переносит право собственности независимо от действительности основания. Ее реальный эффект опирается на древнюю силу ритуала, синкретичность которого со временем дифференцировалась на способ .производного приобретения права собственности (когда результирующее право приобретателя зависит от юридической позиции отчуждателя)2 и источник штрафной ответственности неправомерного отчуждателя перед утратившим вещь приобретателем"3.
Тем самым была создана почва для дальнейшего развития, в котором на первое место выходит традиция.
Поскольку traditio в это время4 имела и не могла не иметь подчеркнутое качество нелегитимности, постольку ее значение было чисто негативным — это была неманципация, но, подчеркнем, это уже было значение, а не еще более ранние пустота, "бесцветность".Речь идет о сравнительно позднем периоде, когда, по крайней мере, произошли описанные изменения манципации. Соответственно можно говорить об известном проти-
' В этом смысле манципация быласильнее традиции, для которойналичие соглашения, т.е.основание, "существенно" {Дождев Д.В.Основание защиты владенияв римском праве. С. 116).
2 В древности "ритуальный характер актаper aes el tibram приводилк тому, что дажепри манципации вещи несобствснником попрошествии года или двухистинный собственник утрачивал свое право и не мог истребоватьвещь у приобретателя"{Дождев Д.В. Римское частное право. С. 387).
3 Дождев Д.В. Римское частное право. С- 388—389. Под штрафной ответственностью имеется в виду ответственность в двойном размере покупной цены за эвикцию.
4 "Несомненно, что традиция как факт, — пишет Диошди, — существовалавсегда" (как и владение, добавим мы). Отсюда высказанное Гаем представление о принадлежноститрадиции к правународов и ее соответствии"естественнойсправедливости" {Дождев Д.В.Римское частное право. С. 380). Но "в древнемправе традицияеще не былаактом, обеспечивающим юридический эффект... Традиция была, пользуясьвыражением Казсра."бесцветной фазой" {Dtosdi G. Ор. сЧ. Р. 140).
востоянии манципации и традиции, которые привели к возникновению бонитарной собственности в отличие от квирит-ской. Само по себе проводимое, например. Гаем противопоставление традиции как отчуждения "по естественному праву" и манципацин — по цивильному праву' означает приобретение традицией значения, указывая также и ту сферу, в которой ей суждено развиваться, — вытеснение и замещение манципации.
Затем, как указывает Диошди, под влиянием негативного примера греческого права, не признававшего передачу как независимый юридический акт, значение традиции начинает возрастать.
Автор относит этот период к III—II вв. до н.э.: "Очевидно, что traditio может быть признана как юридический акт, только если оборот достиг того пункта, когда договор о продаже и момент его исполнения уже не должны обязательно совпадать. Такое положение, несомненно, уже существовало в последние века Римской республики". Варрон, писавший в I в. до н.э., объяснял, что договор продажи стада позволяет покупателю требовать по суду передачи животных, а продавцу — покупной цены. Стипуляция, выплата цены еще не приводят к получению собственности — нужен и акт передачи2.
Итак, когда поддавлением экономики был настоятельно поставлен вопрос, какой из трех актов — договор продажи, выплата цены или передача вещи— передает собственность, выбор был сделан в^дользу третьего, поскольку этот путьуже был показан манцилацией nummo uno3.
В конечном счете манципация была поглощена традицией, и уже "по Юстинианову праву передача есть общая и необходимая форма добровольного отчуждения телесных вещей". Всеобщность и необходимость традиции Дернбург объясняет тем, что, во-первых, "нормальным считается, чтобы собственник владел своей вещью" и, во-вторых, при этом обеспечивается и гласность, важная для отношения, обычно затрагивающего и третьих лиц4.
Установление системы традиции, стало быть, означает, что весь гражданский оборот сориентирован на фактическую принадлежность вещей и исходит из законного предположения, что владелец вещи является ее собственником,
' Гай.Институции. 2,65. С. 103.
1 Комментируя этот текст, Д. Дождев обращает внимание на то, что традиция производит реальный эффект после установления causa — покупки (Дождев Д.В. Основание зашиты владения в римском праве. С. 113).
* Divsdi С. Ор. cit. P. 141—143.
< См.: ДернбургГ.Пандекты. Т. I. Ч- 2: Вещное право.СПб., 1905. С. ]09— 110; ХвостовВ.М.Указ. соч. С. 238.
Всеобщность традиции, концентрация в ней всех до тех пор возможных путей переноса собственности заставили выделить традициюиз целостного но своей природе взаимоотношения отдающего и получающего вещь лиц, оставив содержательному, отражающему все стороны волеизъявления сторон, предшествующему процессу значение предваряющего основания, а самой традиции — качество знакового "реального" действия:
"те сделки, в которых стороны только выражают свое намерение перенести право собственности, сами посебе собственности не переносят"'; "договору, по существу его, чуждо установление вещной связи — он создает лишь право требования и таким путем подготовляет вещное право"2.
Следствием этого стало известное однообразие, стандартизи-рованность, содержания (впрочем, небогатого) традиции, конечно, отличное от той ее архаичной "бесцветности",, которая была результатом сосредоточения всего правового эффекта в форме и ритуале, прежде всего — манципации. Теперь допущение в традицию минимального волевого содержания (только о передаче собственности вообще) — это способ сохранить ее универсальность, ее надежный механизм, который придает устойчивость всему раз-нонаправпенному и пестрому обороту вещей. Но традиция не утратила совсем и качеств ритуала, состоящих в том, что он всегда направлен на "поддержание в дееспособном состоянии, а если потребуется, то в периодическом "возрождении" структуры. Иными словами, дело идет о мерах антиэнтропийного характера, пересекающих накопление неблагоприятных факторов, возникших вследствие "износа", стирания сущности явления3.
Павлов-Сильванский пишет об известных древнему русскому праву (и имеюших аналоги в иных системах права) символических действиях, сопровождавших передачу вещи. Например, передача собственности на землю (а также установление межи) требовала передавать или удерживать комок земли, дерн. Отсюда возникло выражение "продать одерень" как обозначение права высшей юридической силы.
Был известен также обряд передачи вещи из рук в руки, тождественный передаче из полы в полу (иногда заменялся обер-тыванием вещи тканью, что впоследствии, видимо, привело к переносу символического значенияна перчатку)4. Эти наблю-
' Хвостов В.М. Система римского права. С. 238.
3 Шершеневич Г.Ф, Учебник русского гражданского права. С. 183.
* КуббельЛ.Е. Очерки потестарно-полнтической этнографии. М-, 1988. С. 95.
4 Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988- С, 486—496. Аналогичные сведения приводятся Д.И. Мейером, полагавшим значение юридической символики в необходимости "сохранить след" произведенного юридического действия (МейерД.И. Русское гражданское право-Ч. 1. С. 253).
дения, конечно, подтверждают наделение передачи вещи дополнительной, знаковой силой.
Со временем традиция почти утратила внешние признаки ритуала, которые теперь стали вытесняться на ее периферию (например, записи в поземельных книгах, совершение нотариальных актов, заявления перед судом и пр.), где, кстати, обнаруживалась живучесть форм архаичных ритуалов, предшествовавших традиции, но, видимо, это всегда питавшее традицию противостояние и не позволило ей приобрести вновь эти формы. Однако суть ритуала, возвращение с его помощью первоначального смысла и содержания всему явлению — а здесь речь идет о собственности, которая между передачами обычйо выбывает из юридического оборота и действительно может утратить определенность, подвергнуться энтропии — остается, поскольку остается и сам переход. Главное состоит в том, что знаковые, как у любого ритуала, функции традиции приводят к получению ею дополнительного содержания системного значения.
Обсуждая "вступление во владение посредством обозначения"', Гегель заметил, что хотя "это вступление во владение очень неопределенно по предметному объему и значению", оно "есть наиболее совершенное из всех, ибо и другие виды вступления во владение содержат в себе в большей или меньшей степени действие знака"2.
Понимание традиции в качестве знака позволяет увязать ее действие с основанием (предшествующим или предполагаем
: ' Эта форма, несомненно, достаточно древняя, таккак личные печати, накладывавшиеся на имущество, находятся при раскопках в значительных количествах и относятся к глубокой древности.Как отмечает Л. Вулли, печати дляобозначения собственностипоявились раньше письменности (Вулли Л. Забытое царство. М., 1986. С. 23). Трудно не заметить связь таких печатей (клейм) с еще более древним обычаем татуировкикак способом обозначения принадлежности человека к определенной обшности-
Интересно, чтопо вавилонским,сравнительно более поздним правилам клеймение раба влеклоза собой запрет на его последующее отчуждение-Если эта норма имеет рациональное объяснение, оно, видимо, состоитв том, что наличие болеечем одной печати (клейма)не укрепляет, а запутывает вопрос о принадлежности.
Этотобычай хорошо прослеживался еще в начале века у русских поморов. Различались клейма семейные, деревенские, артельные. "Клеймение вещейи продуктов промысла было в Поморье чрезвычайно развито: неклсймс-наявещь все равно,что не твоя". Приэтом самая богатая добыча, брошеннаягде-нибудь наберегу или в промысловой избушке, еслитолько она имела метку, знак собственности,была "более безопаснаот вора,чем за десятью замками" (Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX в. Л.:Наука, 1983. С. 83).