Личность и художественный мир
Вырос в особой атмосфере Замоскворечья, знал досконально купеческую среду и стал, по сути дела, «поэтом» этого сословия. В творчестве отдал полное предпочтение драматургии, создав в середине XIX века русскую драматургическую и театральную школы.
Многие его пьесы («Бешеные деньги», «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница» и др.) посвящены проблемам купеческой среды. Но он всегда шёл дальше, в его пьесах подняты проблемы общечеловеческие, выходящие далеко за рамки изображаемой обстановки. Главный конфликт он видел в противостоянии денег, корысти, власти самодурства – и любви, живых чувств, чистоты помыслов.
В мужских и женских персонажах в пьесах А.Островского можно увидеть определённые повторяющиеся типы. Среди мужских характеров почти в каждой пьесе есть как самоуверенные хозяева жизни, для которых всё определяет власть денег, так и безвольные, почти безропотные, слабые духом герои, не способные ни на малейшее противоборство. Кроме того, в ряде пьес появляются чистые духом наивные мечтатели (Кулигин в «Грозе», Мелузов в «Талантах и поклонниках»).
Столь же интересны женские характеры. Один из женских типов представлен корыстолюбивыми, властительными самодуршами. Но главное достижение А.Островского – создание целой галереи образов молодых чувствительных женщин – «горячих сердец». Обычно они естественны, искренни, мечтательны, романтичны, свободолюбивы, но скованы либо неустроенностью, либо самодурством окружающих, либо собственными предрассудками и нравственными переживаниями.
Второй после купечества интерес А.Островского – театр. Лучшие из пьес о театральной жизни – «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники». В них тоже обнаруживается связь с купеческой темой. Всё ли продаётся и покупается? Но несправедливость жизни в этих пьесах предстаёт в усложнении конфликтов – возникновении своеобразного треугольника: деньги – искусство – любовь. Деньги важных персон открывают таланту дорогу к искусству, но выбор в пользу искусства ведёт к предательству любви.
Особенности поэтики А.Н.Островского-драматурга:
· частое использование так называемых «говорящих» фамилий героев;
· строгое следование драматургическим канонам в композиции: экспозиция, завязка действия, его развитие, кульминация, развязка (обычно лишь в 5-м действии);
· яркие речевые характеристики персонажей;
· взаимохарактеристики героев;
· употребление большого количества народных, просторечных выражений, поговорок и пословиц (даже в названиях пьес);
· наличие в пьесах явного и внутреннего конфликтов;
· использование контрастов, иносказаний, образов-символов.
«Гроза»
Драма написана с июня по октябрь 1859 года, под впечатлением от недавнего путешествия по Волге. Опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С.В.Васильевой, с Л.П.Никулиной-Косицкой в роли Катерины.
Символика названия
Гроза в общем понимании – явление многогранное. Это и что-то страшное, грозное, громкое в природе. Но это и прозрачный ливень, освежающий землю. Кроме того, гроза ассоциируется с очищением от грязи, свежим запахом озона, остающимся после неё в воздухе.
Так и в самой пьесе. Для Катерины гроза – кара небесная за её грехи. Для странниц – что-то загадочное и страшное. Для Кулигина – обычные электрические разряды, имеющие простое научное объяснение. Для Тихона – власть Маменьки. Наконец, для пьесы в её общем понимании гроза – символ начала очищения от власти самодуров и тёмной силы предрассудков и страха.
Афиша. Экспозиция
Среди действующих лиц заметны «говорящие» фамилии (имена): Дикой (подчёркнуто самодурство), Кабаниха (нечто злое), Тихон (безропотность), Кулигин (напоминание о Кулибине), Кудряш (лихой парень).
Интересна ремарка: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это подчёркивает особость Бориса в провинциальном Калинове, что дополнительно привлечёт внимание Катерины к нему.
Действие происходит «на высоком берегу Волги», что, с одной стороны, обещает русскую красоту и раздолье, а с другой – словно предупреждает героиню об опасности.
В первом же диалоге (Кулигина с Кудряшом) используется художественный приём контраста: красота русской природы и поэтическое любование этой красотой Кулигиным контрастирует с невежеством Кудряша и безобразным размахиванием руками Дикого. Эта антитеза предваряет будущую картину дико устроенной жизни в столь райском уголке русской природы, что усиливает трагедийность.
В первых же сценах 1-го действия намечаются черты деспотизма и самодурства «хозяев жизни» города Калинова: разнузданность, грубость и безнаказанность Дикого и двуличие и хитрость Кабанихи («всё под видом благочестия»).
Кудряш и Кулигин предлагают два противоположных способа противостояния самодурству: Кудряш – самодурство против самодурства, Кулигин – «лучше уж стерпеть» (снимает шляпу перед проходящими мимо Диким и Борисом).
В экспозиции читатель узнаёт также ряд важных обстоятельств:
· о зависимости от Дикого и жалком положении Бориса;
· о возможной внутренней слабости внешне грозного Дикого (рассказ Кудряша об обругавшем Дикого гусаре);
· о противоречивости Кулигина: с одной стороны – «надо стараться угождать как-нибудь» (Кудряшу), «как можно, сударь! Съедят, живого проглотят» (Борису); с другой стороны, в самом начале говорит Борису: «Охота вам жить у него да брань переносить», - а позже произносит полный обиды и скрытого протеста монолог о «жестоких нравах». Кроме того, узнаём о добрых намерениях Кулигина («работу дать… мещанству») и о точной оценке, вполне открыто данной им Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Лишь в 5 явлении появляется главная героиня Катерина. Видимо, драматургу в начале пьесы важно убедить читателя в гнусности обстановки, а затем по контрасту с этой обстановкой нарисовать светлый образ героини.
Первой же своей репликой в пьесе Катерина не просто вступает в разговор, а заступается за мужа, что сразу подчёркивает силу и красоту её характера. Кроме того, тема первой реплики – любовь, и это тоже не случайно, т.к. именно любовь составляет сущность её натуры. Катерина говорит ворчливой свекрови: «для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты…» И это не лицемерие и не ложь. Она лишь может принимать желаемое за действительное. Воспитанная в любви в родительском доме, она хочет, чтобы и здесь ей жилось по любви. Именно таким будет и её отношение к Тихону.
Тихон с первых же своих появлений в пьесе показан слабым, но не глупым. Его уничижения перед «маменькой» - всего лишь искусная игра (не случайна реплика «в сторону» в момент маменькиных наставлений). Он пытается лишь побыстрее «отвязаться» и от маменьки, и от всех – лишь бы отстали.
По всей обстановке видно, что подлинная, внутренняя власть над близкими уже выскользнула из рук Кабановой, и она превращается в формалистку: если нет настоящей власти, то пусть будет хотя бы видимость порядка, его обрядовая сторона, всё как положено.
Характеры Катерины и Варвары продолжают развиваться в их диалоге в 7 явлении. Мы узнаём о таких чертах Катерины, как искренность, любовь к людям, нежность, наивность, поэтичность, мечтательность, вольнолюбие. Но важнее другое. Во-первых, её предчувствие (особенность тонких натур): «Я умру скоро». Во-вторых, колебания в ней, раздирающая душу героини внутренняя борьба и, наконец, зарождающееся вопреки представлениям о долге чувство к Борису. В Варваре же поражают дружелюбие, простота, проницательность и предельные практичность и приземлённость в решении жизненных проблем.