C) Связь взаимна: теория вырастает из потребностей практики, служит удовлетворению практических задач и проверяется практикой.
d) Связь абсолютна: теория может рассматриваться как разновидность практики, а практика - как разновидность теории.
75. "...впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые ... занимается душа в деятельности, называемой вами "восприятием, воспоминанием, размышлением, рассуждением" и т. д." Какое течение в гносеологии выражено в приведенном высказывании?
a) Агностицизм.
B) Сенсуализм.
c) Рационализм.
d) Интуитивизм.
76. "... заключение "я мыслю, следовательно, я существую... есть первейшее и вернейшее из всех заключений". На какой точке зрения стоит автор приведенного высказывания?
A) Рационализм.
b) Агностицизм.
c) Интуитивизм.
d) Сенсуализм.
77. "Каковы предметы в себе и обособленно от ... восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их... Мы имеем дело только с этим способом восприятия". Какую точку зрения в гносеологии выражает автор приведенного высказывания?
a) Интуитивизм.
b) Рационализм.
C) Сенсуализм.
d) Агностицизм.
78. Какая точка зрения на познание выражена в следующем высказывании: "...если мы люди, то мы имеем знание неисчислимого множества предметов, прямое, непосредственное знание их, их самих; оно дается нам нашею реальною связью"?
A) Главным источником познания является материальная деятельность.
b) Главным источником познания является деятельность органов чувств.
c) Главным источником познания является деятельность разума.
d) Главным источником познания является интуиция
ТЕСТЫ ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями; тестовый вопрос считается выполненным, если вставлены все слова)
1. В Древнем Востоке существовала устойчивая организация общества, которая характеризовалась с одной стороны, наличием большого количества земледельческих общин с традиционными социальными связями между людьми, а с другой — наличием очень сильной государственной власти в лице восточных деспотов и централизованной бюрократической системы управления, которая осуществляла взаимодействие между этими земледельческими общинами.
2. В Индии, почти все философские школы видели основу своих теоретических основв сборниках древних индийцев - ведах и в философских пояснениях к ним – упанишадах
Социально-политический строй Древнего Китая характеризовался не сословно-кастовой, а административно-бюрократической иерархией, при которой оценивалась главным образом не принадлежность человека к той или иной социальной группе, а, в первую очередь его личные заслуги
4. Социально-политический строй Древнего Китая сочетал высокую социальную мобильность с необходимостью функционирования устойчивой государственной власти с деспотическими формами руководства.
5.Две, в определенной степени, противоположные тенденции функционирования древнекитайского общества и обусловили основные особенности истории китайской философии. В основе которой лежала. идея этико-социокультурного Порядка, санкционированного Небом.
6. Практицизм древнекитайской философии, отрицание самостоятельной роли теории, в конечном счете, привели к тому, что традиционная китайская философия не выработала развитой логики и онтологии, что существенно отразилось на развитии научных знаний в Древнем Китае.
Необходимость сильной государственной власти, которая сводила в единое хозяйственное целое всю совокупность мелких крестьянских общин, без чего они не могли адекватно выполнять свою хозяйственную функцию, привела к тому, что в социально-политических учениях китайских мыслителей интересы не только отдельного индивида, но и целых структур (семья, община, народ) приносились в жертву интересам государства, а сама идея мирового социального Порядка, которая была фундаментом китайской философии, отождествлялась с идеей государства.
8.Самосовершенствование в истории китайской философии трактовалось как самообуздание личных и социальных амбиций индивида, подчинение его традиционным нормам морали, дисциплины.
9. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст) - брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр, по сути, строго определяла всю его жизнь.
10. Жестокая детерминация индивидуальной деятельности человека со стороны сельской общины и деспотического государства (которое было характерно для всех древневосточных обществ) дополнялась в Индии железной кастовой системой. Лишенная способности действовать вне себя, в обществе, энергия индивида концентрировалась на его внутреннем мире, его душе.
Понятие практики в западной философии указывает на связь человека с природой, в китайской философии на взаимосвязь людей в обществе, а в индийской философии этот термин, употребляется для выражения осуществимых изменений внутри "самости" (самого себя), где все усилия направлены на преобразование эмпирического "Я" в чистую "самость".
12.Чистая "самость" в индийской философии лишена всех эмпирическихкачеств, которые погружают человека во внешнее социальное и природное окружение, что толкает человека на путь сансары — путь перерождения.