Руководство по чтению санскрита 2 страница
1.44
этайаива савичара нирвичара ча сукшма-вишайа вйакхйата
Здесь нет никаких ограничений.
Этот процесс может иметь место в связи с любым типом объектов, на любом уровне восприятия — поверхностном и общем или глубоком и подробном.
1.45
сукшма -вишайатвам чалинга –парпавасанам
Выбор объектов не ограничен, за исключением того, что ум не может постичь сам источник понимания, находящийся внутри нас.
1.46
та эва сабпджах самадхих
Может ли ум попасть в состояние йоги без объекта?
Все эти процессы управления умом требуют наличия объекта исследования.
Они также требуют подготовки, постепенности продвижения и неугасающего интереса. Если нет интереса, ум будет отвлекаться. Без подготовки не будет фундамента. А если продвижение не будет постепенным, это может вызвать сопротивление человеческого организма.
1-47
нирвичара -ваишарадйе Ьхйатма –прасадах
Какие последствия влечет за собой приобретение этой способности сосредоточивать ум?
Тогда человек получает истинное знание о себе самом.
Когда наш опыт начинает обогащаться правильным пониманием объекта, мы начинаем понимать само свое существование.
1.48
ртам-бхара татра праджна
После этого все, что он видит, и все, чем он делится с другими, безошибочно.
1.49
шрутанумана-праджнабхйам анйа-вишайа вишешартхатват
Его знание больше не основывается на воспоминаниях или предположениях. Это знание спонтанное, прямое и выходит за рамки обычного знания — как по уровню, так и по интенсивности.
В этих обстоятельствах ум просто отражает объект изучения, как чистое и безупречное зеркало.
1.50
тадж-джах самскаро нйа-самстра-пратибандхп
По мере того как это новое качество ума постепенно усиливается, оно начинает вытеснять другие ментальные тенденции, основанные на неправильном понимании.
1.51
тасйапи ниродхе сарва-ниродхан нирбпджах. Самадхих
В конце концов
Ум достигает состояния, когда в нем не содержится никаких впечатлений. Он открыт, чист и прозрачен.
К такому пониманию не надо специально стремиться. Оно неизбежно приходит само, и ничто не может этому помешать. Это высшее состояние йоги, которое невозможно описать словами. Только те, кто его достиг, могут понять его природу.
САДХАНАПАДА
Вторая глава называется «Садханапада». Она посвящена качествам, которые необходимы, чтобы эффективно и последовательно перевести ум из рассеянного состояния в сконцентрированное. Также рассматривается, почему эти качества столь важны и к чему приводит их взращивание.
2.1
тапах -свадхпайешвара -пранидханани крипа –йогах
Практика йоги призвана уменьшить физические и ментальные загрязнения. Она должна развить нашу способность к самоанализу и помочь понять, что в конечном итоге мы не являемся хозяевами того, что делаем.
Если занятия йогой не помогают нам устранить симптомы и причины физических и психических проблем, то они не смогут привести нас к открытию нашего внутреннего бытия и не приведут к пониманию сущности и качества действий. Ценность таких занятий весьма сомнительна. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем лучше понимаем, что необходимо систематически пересматривать все наши поступки и что мы не должны воспринимать плоды наших действий как нечто само собой разумеющееся.
2.2
самадхи-бхаванартхах клеша-тану-каранартхаш ча
Тогда такие практики обязательно устранят препятствия, мешающие ясному восприятию.
От природы мы все обладаем способностью к ясному восприятию. Но нам все время что-то мешает. Что это такое?
2.3
авидйасмита-рага-двешабхинивешак клешах
Препятствиями являются заблуждение, смешение ценностей, чрезмерные привязанности, неоправданная неприязнь и страх.
2.4
авидйа кшетрам уттарешам прасупта-тану-виччхиинодаранам
Следующая сутра объясняет взаимосвязь между вышеназванными препятствиями:
Заблуждение является источником всех остальных затруднений. Они не обязательно появляются одновременно, и их влияние бывает разным. Иногда они смутны и едва различимы. В другое время они становятся явными и оказывают сильное воздействие.
Только когда такие проблемы полностью проявляются, их сущность становится видна людям, хотя как раз тот человек, который находится под влиянием этих проблем, может их не замечать.
2.5
анитйашучи -духкханатмасу нитйа -шучи -сукхатма -кхйатир авидйа
Следующие сутры рассказывают о пяти вышеперечисленных препятствиях:
Заблуждение приводит к ошибкам в понимании характера, происхождения и сущности воспринимаемых объектов.
То, что в какой-то момент может казаться очень полезным, позже оборачивается неприятностями. То, чего мы добиваемся, потому что считаем источником удовольствия, может, наоборот, стать источником страдания. Пирит можно спутать с золотом. Вещи, которые подвержены изменениям (например, красота молодости), могут казаться вечными. Знание, которое представляется наиважнейшим, может со временем оказаться бесполезным.
2.6
дрг-даршана -шактйор экатматевасмита
Заблуждение возникает, когда мы считаем ментальную деятельность источником восприятия.
Состояние ума и его деятельность подвержены переменам. Они принимают разные формы под влиянием таких факторов, как настроение, привычки и окружение. Тем не менее, нам почему-то часто кажется, что ум является постоянным и неизменным источником восприятия (см. 2.20).
2.7
сукханушайп рагах
Чрезмерная привязанность основана на допущении, что она способствует вечному счастью.
Когда мы с помощью определенного объекта удовлетворяем свое желание, это дает момент счастья. В результате такого опыта обладание объектами начинает казаться нам очень важным, крайне необходимым. Мы стремимся заполучить их любой ценой. В результате человек может в будущем стать несчастным и потерять что-то жизненно необходимое.
2.8
духкханушайп двешах
Неоправданная неприязнь обычно является результатом болезненного прошлого опыта, связанного с определенными объектами или ситуациями.
Эти антипатии сохраняются даже после того, как обстоятельства, вызвавшие негативный опыт, изменились или устранились.
2.9
сва-раса-вахп видушо пи самарудхо бхинивешах
Страх — это врожденное чувство тревоги за будущее. Оно присуще как невеждам, так и мудрецам.
Этот синдром может иметь разумное обоснование в прошлом опыте. Но он может быть и совершенно иррациональным. Он не исчезает, даже если мы знаем, что смерть все равно неизбежна. Вероятно, это самое сложное препятствие на нашем пути.
2.10
те пратипрасава -хейах сукшмах
После того как Патанджали описал препятствия, мешающие чистому восприятию, он объясняет, какую позицию следует занимать тому, кто стремится их устранить.
Когда кажется, что препятствий нет, важно сохранять бдительность.
Не следует путать временное состояние ясности с постоянным. Допущение, что с настоящего момента наступает полная свобода, чревато опасностью. В этот момент нужно быть даже бдительнее, чем обычно. Падение из состояния ясности в смятение гораздо болезненнее, чем просто отсутствие ясного понимания.
2.11
дхйана-хейас тад-врттайах
Если обнаруживаются симптомы повторного появления препятствий, немедленно
Переходите к созерцанию, чтобы уменьшить их воздействие и не позволить им одержать победу.
Допускаются любые методы, помогающие нам освободиться от последствий этих препятствий. Это может быть молитва, беседа с учителем или переключение внимания. Патанджали предложил ряд методов в первой главе (1.23, 1.30-39), далее их список будет расширен.
2.12
клеша-мулах кармашайо дрштадршта-джанма-веданпйах
Почему этим препятствиям уделяется так много внимания?
Эти препятствия влияют на наши действия и их последствия. Во время совершения действия последствия могут быть видны или не видны.
Эти препятствия находятся как в уме, так и в теле. На них основаны все наши действия. Действия, которые начинаются в условиях доминирования того, что является препятствием, неизбежно влекут за собой нежелательные результаты, потому что препятствия коренятся в заблуждении. Если мы заблуждаемся по поводу того, что видим, то делаем из увиденного неправильные выводы. Об этом более подробно говорится в следующей сутре.
2.13
сати муле тад-випако джатйайур-бхогах
Пока препятствия занимают господствующее положение, они влияют на все аспекты действия: на его исполнение, продолжительность и последствия.
Препятствия могут приводить к неправильному выполнению действий. Они могут сказываться на нашем ментальном состоянии во время исполнения действия и вызывать уменьшение или увеличение затрат времени на это действие. И наконец, действие может принести плоды, которые усугубят существующие проблемы или создадут новые.
2.14
те хлйда-паритапа-пхалах пунйапунйа-хетутват
Следует ли из этого, что любые наши поступки могут приводить к тем или иным проблемам?
Будут ли последствия действий болезненными или благими, зависит от того, были ли в идее реализации этих действий заложены препятствия.
Если в начале и во время исполнения действия препятствия спят, у нас достаточно ясности, чтобы правильно выбрать позицию и методы действия и, таким образом, избежать ошибок. Однако если препятствия в активном состоянии, в это время не может быть достаточной ясности, и это может повлечь за собой нежелательные или болезненные последствия.
2.15
паринама-тапа-самскара-духкхаир гуна-вртти-виродхач ча
духкхам эва сарвам вивекинах
В чем причина неприятных или болезненных результатов?
Болезненное воздействие какого-либо объекта или ситуации может быть результатом следующих факторов: изменение воспринимаемого объекта, желание повторения приятного опыта и сильное влияние старых привычек. Кроме того, сюда могут вносить вклад изменения, которые происходят в самой личности.
В нас и в воспринимаемых нами объектах постоянно происходят те или иные перемены. Они могут происходить незаметно. Иногда нам хочется вновь получить что-то, хотя получить это уже не представляется возможным. Если не происходит того, к чему мы привыкли, у нас из-за старых привычек может возникать сильный протест. К этому следует прибавить сложность моделей, действующих в нас и в окружающем мире. Поэтому любой объект или ситуация имеет потенциальную возможность усугубить болезненные и неприятные эффекты. Что мы можем с этим сделать?
2.16
хейам духкхам анагатам
Следует предвидеть возможные болезненные результаты и избегать их.
Нужно делать все возможное, чтобы предупреждать или уменьшать то, что причиняет страдания. Далее Патанджали переходит к причинам этих болезненных воздействий и к тому, что мы можем сделать, чтобы развить в себе способность предвидеть, предупреждать, уменьшать или принимать их. Короче говоря, цель практики йоги — ослабить с помощью очищения сознания воздействие факторов, вызывающих страдания. Это означает, что мы должны учиться преодолевать препятствия, перечисленные в сутре 23.
2.17
драштр-дршйайох самйого хейа-хетух
Сейчас речь идет об основном источнике действий, которые приносят страдания.
Причина действий, которые приводят к болезненным результатам, кроется в неспособности отличить воспринимаемое от воспринимающего.
В каждом из нас пребывает некая воспринимающая сущность. Она существует отдельно от того, что воспринимается: от ума, тела, чувств и объектов. Но часто мы не видим границ между ними. Воспринимаемое подвержено изменениям, но мы не осознаем этих изменений. Недостаток ясного понимания приводит к болезненным результатам, даже если мы их не распознаем.
2.18
пракаша -крипа -стхити -шипам бхутендрийатмакам.
бхогапаваргартхам дршйам
В чем различие между объектами восприятия и тем, кто воспринимает? Объяснение дано в следующей сутре:
Воспринимаемое включает в себя не только внешние объекты, но также ум и чувства. Всему этому свойственны три качества: тяжесть, активность и ясность. Их воздействие может давать два результата: или воспринимающий попадает под их влияние, или использует их как средства для нахождения различий между собой и воспринимаемым.
Все, что воспринимается, имеет способность проявлять три вышеупомянутых качества, но степень и интенсивность их проявления меняются. Природа их воздействия на нас рассматривается в нескольких последующих сутрах.
2.19
вишешавишеша-линга-матрплингани гуна-парвани
Все воспринимаемое объединено тремя качествами.
Кроме того, эти качества влияют друг на друга. Например, то, что мы едим, оказывает влияние на состояние нашего ума. Состояние нашего ума влияет на наше отношение к своему телу и к окружающей среде.
2.20
драшта дрши-матрах шуддхо пи пратйайанупашйах
Что представляет собой воспринимающий?
То, что воспринимает, не подвержено никаким изменениям. Но оно всегда воспринимает посредством ума.
Следовательно, качество восприятия зависит от состояния ума, являющегося инструментом восприятия. Наличие или отсутствие восприятия, его правильность или неправильность зависят от состояния ума — точно так же, как образ объекта окрашивается в цвет стекла, через которое на него смотрят.
2.21
тад-артха эва дршйасйатма
Все, что может быть воспринято, существует с единственной целью — быть воспринятым.
Так как воспринимаемое служит воспринимающему, оно не имеет своей собственной индивидуальности. Его назначение — быть воспринятым воспринимающим, точно так же как угощение ставится на стол для гостя, а не ради себя самого.
2.22
кртартхам. прати наштам апйанашпгам
тад -анйа -садхаранатват
Означает ли это, что без воспринимающего объекты восприятия не существуют?
Существование всех объектов восприятия и их вид не зависят от потребностей отдельного воспринимающего. Они не связаны с личностью и служат разным людям по-разному.
Потребности индивидуума можно определить только на текущий момент.
Одни потребности могут возникать регулярно, другие — эпизодически. И по свое-
му качеству и правомерности потребности одной личности не могут считаться важнее, чем потребности другой. Машина, не востребованная владельцем, может понадобиться его жене. Пища, которая не нужна в данный момент, может понадобиться через несколько часов. Разве угощение исчезнет со стола, если гость не придет?
2.23
сва-свами-шактйох сва-рупопалабдхи-хетух самйогах
Кроме того,
Все воспринимаемое, независимо от того, что это такое и какое воздействие оно может оказывать на конкретную личность, существует только ради одной конечной цели. Эта цель состоит в том, чтобы прояснить различие между внешним (видимым) и внутренним (видящим).
Но каким бы могущественным или неприятным ни казалось бы нам что-либо, воздействие на нас определяется нашей реакцией. Следовательно, проводя границу между воспринимающим и воспринимаемым, видимым и видящим, мы можем правильно оценить объект и убедиться, что сами определяем его влияние на нас.
2.24
тасйа хетур авидйа
Почему у нас нет ясности понимания?
Отсутствие ясности в разделении воспринимающего и воспринимаемого вызвано накоплением заблуждения.
2.25
тад -абхават самйогабхаво ханам, тад дршех каивалйам
Насколько уменьшается заблуждение, настолько же возрастает ясность понимания. Это путь к свободе.
Да, такова конечная цель практики йоги. Свобода — это устранение последствий препятствий и отсутствие действий, которые нас отвлекают или выводят из равновесия.
2.26
вивека-кхйатир авиплава ханопайах
Как достичь этой свободы? Действительно ли это возможно?
Суть в том, чтобы направить усилия на развитие ясности понимания, чтобы стало очевидным различие между переменчивыми свойствами воспринимаемого и неизменными качествами воспринимающего.
Это требует непрекращающихся усилий, которые должны уменьшить постоянное вторжение препятствий, перечисленных в сутре 2.3, и в конечном итоге полностью искоренить их влияние. Стоит однажды начать — и уже будет заложено основание йоги.
2.27
тасйа саптадха принта-бхумих праджна
Достижение ясности понимания — постепенный процесс.
Первый шаг — понять, что определенные тенденции нашего ума приводят к болезненным результатам. Если не ограничить эти тенденции, они могут стать необратимыми.
2.28
йогангануштханад ашуддхи -кшайе
джнана-дпптир авивека-кхйатех
Можно ли что-то сделать, чтобы выявить и откорректировать эти тенденции? Па-танджали предлагает несколько характерных методов, позволяющих прекратить накопление препятствий, таких, как заблуждение. Только с помощью уменьшения этих препятствий можно изменить тенденции, которые приводят к нежелательным последствиям.
Практика и изучение разных составных частей йоги приводит к постепенному устранению таких препятствий, как заблуждение [2.3]. После этого светильник понимания начинает сиять ярче, и различие между воспринимающим и воспринимаемым становится всё очевиднее. После этого можно безошибочно понимать все.
Когда ум очищен от препятствий, которые омрачают истинное понимание, в восприятии не может быть никаких ошибок. Действия больше не приводят к плачевным последствиям.
Далее Патанджали представляет составные части йоги:
2.29
йама -нийамасана -пранайама -пратйахара -дхарана -дхйана -
самадхайо штавангани
Йога состоит из восьми частей:
1. «Яма», наше отношение к тому, что нас окружает.
2. «Нияма», наше отношение к самим себе.
3. «Асана», физические упражнения.
4. «Пранаяма», дыхательные упражнения.
5. «Пратьяхара», контроль за органами чувств.
6. «Дхарана», способность концентрировать ум.
7. «Дхьяна», способность входить во взаимодействие с тем, что мы стремимся понять.
8. «Самадхи», полное слияние с познаваемым объектом.
Эти части представлены в порядке перехода от внешних взаимодействий к крайне интенсивному и тонкому состоянию самонаблюдения. Но данный порядок не обязательно связан с последовательностью выполнения практик. Здесь нет строго установленных правил или проторенных путей. Нужно идти тем путем, который наилучшим образом помогает лично вам достичь состояния, описанного в сутре 1.2. По мере того как человек продвигается вперед, все составные части развиваются одновременно.
2.30
ахимса-сатйастейа -брахмачарйапариграха йамах
В следующих сутрах рассматривается каждый из восьми компонентов йоги:
Яма включает в себя:
1. Внимательное отношение ко всем живым существам, особенно к тем, кто невинен, кто находится в затруднительном положении или в худшей ситуации, чем мы сами.
2. Правильное общение посредством речи, письма, жестов и действий.
3. Отсутствие жадности и способность устоять перед желанием завладеть тем, что нам не принадлежит.
4. Умеренность во всем.
5. Нестяжательство, способность ограничиваться тем, что мы заслужили.
Проявления этих качеств и способы, которыми мы их вырабатываем, неизбежно зависят от нашего социального положения, культурной среды, религиозных убеждений, индивидуального характера и способностей. Но проявление этих качеств в человеке показывает, насколько активны в его уме препятствующие силы. Состояние нашего ума и наша индивидуальность проявляются в том, как мы ведем себя по отношению к другим и к окружающей среде. Характер посетителя можно определить по его стуку в дверь!
2.31
джати -деша -кала -самайанаваччхиннах сарва -бхаума маха –вратам
Если мы проявляем бескомпромиссность, вводя эти принципы в свою жизнь без оглядки на социальные, культурные, интеллектуальные или индивидуальные условия, процесс становится необратимым.
Невозможно сразу воплотить эти принципы в жизнь. Если мы введем их в обиход слишком резко, мы не сможем их соблюдать. Всегда можно найти предлог, чтобы уклониться от их выполнения. Но если мы стараемся выявить причины расхождений наших взглядов с этими принципами и устранить препятствия, их вызывающие, то наша позиция постепенно изменится. Препятствия исчезнут, и наше поведение по отношению к другим людям и к окружающей среде изменится к лучшему.
2.32
шауча-сантоша-тапах-свадхйайешвара-пранидханани нийамах
В нияму входят:
1. Чистота (поддержание чистоты своего тела и окружающей среды).
2. Удовлетворенность, способность чувствовать себя комфортно с тем, что мы имеем (и чего не имеем).
3. Очищение тела и психики посредством соблюдения правильного режима сна, выполнения упражнений, упорядочения питания, работы и отдыха.
4. Исследовательская работа и обязательное рассмотрение и переоценка своего развития.
5. Глубокое уважение к высшему разуму, признание нашей ограниченности в сравнении с всеведущим Богом.
Как и в случае наших отношений к другим людям и к окружающей среде, укрепление этих приоритетов и развитие правильного подхода происходит одновременно с исправлением ошибок и устранением поступков, которые приносят неприятности.
2.33
витарка -бадхане пратипакша –бхаванам
Как осуществить проверку и перепроверку своего отношения к окружающему миру?
Когда возникает вопрос, касающийся отношения к чему-либо, нам может помочь размышление над возможными последствиями противоположного отношения.
Это означает, что мы должны найти способ изучить на интеллектуальном уровне последствия разных видов отношения, возможных в данное время или при подобных обстоятельствах. Семь раз отмерь, один отрежь!
2.34
витарка химсадайах крта-каританумодита лобха -кродха -моха -пурвака мрду -мадхйадхи -матра духкхаджнанпнанта-пхала ити пратипакша-бхаванам
Далее Патанджали объясняет:
Например, если у нас возникает внезапное побуждение поспешно действовать или поощрять и одобрять поспешные действия, его можно сдержать путем размышлений над возможными негативными последствиями. Подобные действия часто являются проявлением таких низших инстинктов, как гнев, собственническое чувство или необоснованные суждения. Независимо от того, имеют ли эти действия главное или второстепенное значение, размышление в подходящей обстановке может сдержать наше стремление действовать неправильно.