Экономическая сфера общества
Экономическая жизнь общества — это прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага, в том числе предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование. Это могут быть и духовные ценности, в том числе предметы искусства, науки, образования и т.д. Ибо производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей также имеют свое экономическое содержание и форму проявления.
Экономическая жизнь общества испытывает на себе влияние иссх сторон общественной жизни, в том числе сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной жизни. В свою очередь экономическая жизнь общества и, прежде всего, способ общественного производства оказывают существенное и в ряде случаев решающее влияние на функционирование и развитие различных явлений общественной жизни и общества в целом.
Производительные силы общества — это прежде всего применяемые в производстве орудия труда, например, современная техника, а также используемые в нем электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и т.д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей. Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта Они применяют и совершенствуют производительные силы с целью их более эффективного использования. При этом они вступают между собой в производственно-экономические отношения. В своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, составляющий основу и главное содержание жономической жизни общества.
Производственные отношения людей также имею! свою структуру. Можно выделить такие их элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных предметов н услуг. При пом ведущую роль во взаимодействии этих элементов играюi отношения собственности на средства производства. Oi них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина и способ получения людьми своей доли от произведенного продукта в рамках существующих отношений его распределения.
Производительные силы общества и производственные отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру. Если производственные отношения не отвечают данным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют указанным требованиям и способствуют эффективному использованию и развитию производительных сил, то есть орудий труда, личных способностей работников и т.д. Это могут быть более совершенные отношения собственности, обмена деятельностью и распределения.
В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Маркс выразил ее в форме сформулированного им закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил.
В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Собственность может быть частной, коллективной и государственной. С проблемой собственности связаны проблемы труда, эксплуатации и капитала.
Понятие собственности возникает тогда, когда у человека появляется право распоряжаться произведенным продуктом, собственной жизнью, своими способностями. Когда же человек, опираясь на силу, подкрепленную законом или беззаконным насилием, распоряжается другими людьми, возникает феномен власти и государства. Через власть и собственность реализуется принцип справедливости, который имеет исторический и в значительной мере субъективный характер. Например, справедливым считалось распределение по статусу рождения (аристократия), по положению в обществе (бюрократия), по имущественному положению, по труду или его результатам, или же по едокам в семье. Нет религиозного учения, этической системы, социальной доктрины, которые не высказывались бы по этому поводу. Апостол Павел учил: «Не трудящийся да не ест», Сен- Симон выдвинул принцип распределения социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду», а Этьен Кабе - принцип распределения произведенного продукта при коммунизме: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
История учений о собственности показывает, что почти у всех пародов в форме утопий или мифов имела место идея о «золотом иске», когда не было частной собственности, имущество считалось общим и это порождало мир и согласие, добрые нравы и уверенность в будущем. Негативное отношение к частной собственности прослеживается во всех религиях, особенно на ранних стадиях их возникновения. Идея уничтожения частной собственности, как источника неравенства и раздора, пронизывает вся историю. Маркс с частной собственностью связывал эксплуатацию и намечал пути ее уничтожения. Эксплуатация — форма социального паразитизма, когда человек (или группа людей) живет за счет присвоения труда других людей.
В XX в. изменились формы эксплуатации, господствующей cia.ua эксплуатация человека государством, которое опирается на мощную систему бюрократии. Бюрократия в современном обществе выступает паразитирующим классом. Проблему жсплуатации и частной собственности пытались решить двумя путями: 1) созданием мощной системы социальных гарантий, пособий, выплат и т. п., ростом “среднего” класса собственников; 2) на пути социализма. Экономическая модель социализма опирается на сверхэксплуатацию людей со стороны государства. Результаты Фуда отчуждаются в “общий котел”, “закрома родины” и юсударство в лице бюрократии распределяет эти фонды. Пока хватает природных ресурсов и действует этический стимул к труду, вес идет нормально. Но постепенно набирают силу отрицательные тенденции.
Научно-техническая революция впервые в истории создает предпосылки для радикального преобразования всей сферы материального производства. Это связано с изменением роли и места науки в современном обществе.