Ни один поступок не остается без последствий

Все, что мы делаем, дает какой-то результат — либо сразу, либо через неко­торое время. Всякое действие имеет последствия. Они могут проявляться в виде остаточных эффектов, которые, в свою очередь, влияют на дальнейшие действия. Например, если мы вели себя по отношению к какому-то человеку дружелюбно, он перенесет часть этого дружелюбия на следующую встречу. Это непрерывный процесс: первое действие влияет на второе и так без конца. Вот почему мы дол­жны очень внимательно относиться к своим поступкам.

Как избежать действий, которые повлекут за собой негативные последствия, действий, о которых мы потом можем пожалеть? Одну из возможностей дает нам дхьяна, что в данном контексте означает «размышление»**. Размышление имеет много разных форм. Например, когда вам нужно принять важное решение, вы можете представить, что произойдет, если вы сделаете нечто противополож­ное тому, что подсказывает вам интуиция***. Постарайтесь представить последствия вашего решения настолько реально, насколько это возможно. О ка­ком бы вопросе ни шла речь и что бы вы в связи с этим ни чувствовали, прежде чем принять важное решение и приступить к действиям, следует дать себе воз­можность посмотреть на ситуацию непредвзято и, по возможности, объективно. В этом смысле дхьяна — это спокойное, внимательное рассмотрение, размышле­ние. Ее цель — освободиться от предубеждений и избежать действий, о которых вы потом можете пожалеть и которые могут принести вам новые проблемы

(духкху).

* Вопрос об отношении к своим действиям является ключевым в опре­делении понятия «ишварапранидхана», которое дается в «Йога-бхашье» — древнейшем комментарии к «Йога-сутрам». В нем говорится: «Ишварапра­нидхана — это преподнесение всех своих поступков Богу, отказ от стремления получить плоды своих действий».

* «Йога-сутры» 2.12. и далее.

** «Йога-сутры» 2.11.

*** «Йога-сутры» 2.33 и 2.34 представляют эту идею как пратипакшабхавана.

Дхьяна укрепляет нашу самодостаточность. Йога делает нас независимыми. Мы все хотим быть свободными, хотя многие из нас зависят от психологов, гуру, учителей, наркотиков или чего-либо еще. Хотя чей-то совет и руководство мо­гут принести пользу, в конечном итоге мы сами — лучшие судьи своим поступкам. Никто так не заинтересован во мне, как я сам. С помощью дхьяны мы находим свои собственные методы и системы принятия решений и учимся лучше понимать

свое поведение.

Помимо размышления над тем, что было бы, если бы мы повели себя не так, как намереваемся, существуют другие методы, позволяющие отстраниться от своих действий. Мы можем пойти на концерт или на прогулку или заняться еще чем-нибудь, что успокаивает мысли. В это время наш ум продолжает работать бессознательно, безо всякого внешнего давления. Это дает нам возможность не­мого отрешиться от других дел. Мы получаем возможность хотя бы ненадолго оторвать свой ум от всего, что относится к предстоящему решению.

Возможно, когда мы расслабимся и посмотрим на вопрос со стороны, мы смо­жем принять лучшее решение. Выход за рамки ситуации, предпринятый с целью рассмотрения ее под другим углом (что дает возможность лучше ее понять), называется «пратипакша». Это же слово используется по отношению к процессу рассмотрения альтернативных путей действия*. Время, проведенное в дхъяне, имеет очень большое значение. Благодаря самоанализу, качество наших действий повышается.

Еще одно понятие, тесно связанное с авидъей, — это духкха. Иногда для передачи его смысла используются такие слова, как «страдание», «проблемы», «болезнь», но лучше понимать его как чувство несвободы. Духкха — это состоя­ние ума, которое заставляет нас чувствовать себя связанными. Его не надо отождествлять с физической болью.

Можно остро переживать духкху, не испытывая боли. Духкха действует на уровне ума. Это не что иное, как состояние ума, в котором мы чувствуем ограни­ченность своей способности действовать и понимать. Даже если у нас нет потребности выразить чувства в слезах, глубоко внутри мы ощущаем беспокой­ство, болезненную ограниченность и скованность.

Когда мы чувствуем внутреннюю легкость и открытость, мы находимся в противоположном состоянии, которое называется «сукха»*. Концепция духкхи играет очень важную роль не только в йоге, но и во всех значительных философских системах Индии. Духкха присутствует на разных этапах жизни каждого человека. Избавление от духкхи — цель, которая стоит перед каждым из нас. Это то, чему учил Будда. Это то, к чему стремится Веданта. Это то, чего пытается достичь йога.

Наши рекомендации