Занятие 2. Проблема знания в медицине. Становление философии здоровья (2 часа).
Цель занятия.
Сформировать представление о философских и методологических основах медицины.
Задачи.
1. Рассмотреть философию как методологическую основу медицины.
2. Дать анализ проблемы знания в медицине.
3. Изучить влияние глобальных проблем современности на развитие медицины и здравоохранения.
4. Изучить философские и методологические основы клинического исследования.
Вопросы для повторения.
1. Дайте определение медицины как науки.
2. Дайте общую характеристику философско-методологических оснований медицины.
3. Дайте классификацию медицинских наук.
4. В чем заключается специфика процессов интеграции и дифференциации в медицине.
5. Как соотносятся философские категории и понятия медицины.
6. Дайте определение нозологической единицы.
7. Дайте классификацию нозологических форм.
8. Изложите сущность социально-биологической проблемы в медицине.
9. Изложите сущность психосоматической проблемы.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Проблема знания в медицине.
2. Диагностика как специфически познавательный процесс.
3. Рациональность и научность медицинского знания. Критерии научности в медицине.
4. Влияние глобальных проблем современности на развитие медицины и здравоохранения.
5. Проблема здорового образа жизни. Становление философии здоровья.
Тестовые задания.
1. Кто применил законы логики к медицине?
а) Гален;
б) Авиценна;
в) Аристотель.
2. Философия здоровья – это:
а) общая теория о здоровье человека;
б) гуманитарная проблема развития человека;
в) размышление о самоценности человеческого здоровья;
г) все здесь сказанное.
3. Субстанциональные корни здоровья человека:
а) социальные условия;
б) духовные факторы;
в) биологические качества;
г) все вместе взятое.
4. Признаки здорового образа жизни – это:
а) соблюдение во всем меры потребления;
б) строгай режим жизни и творчества;
в) забота о единении тела и духа;
г) все вместе взятое.
Основные идеи темы.
Системная структура знания в философии медицины, его единство обуславливается как объектом и предметом медицины, так и господствующими в ней философско-методологическими и медико-теоретическими основаниями, внутренней гносеологической однородностью (получение знания для клиники и профилактики), критериями научности и рациональности, свойственными классической, неклассической и постнекласической картинам мира. Важную роль играет и включенность медицинского знания в многоуровневую систему, о которой речь шла выше. Наконец это единство обеспечивается научным медицинским языком, системой собственно медицинских понятий, а так же измеренческими, информационными и компьютерными технологиями.
Медицинское знание является сложным объектом философского и логико-методологического анализа и может рассматриваться в развитии, а так же как сложившаяся система. В зависимости от этого его анализ может вестись с точки зрения единства эмпирического и теоретического, логического и исторического подходов диалектики и метафизики.
Историко-методологический и другие подходы к анализу медицинского знания показывают, что теоретико-познавательные достижения медицины имеют в основе развитие и конкурентные отношения двух (или нескольких) концепций, основывающихся на различных принципах. Например, эмпиризм и попытки создать теоретическую основу медицинского знания сопровождают всю ее историю. Солидарная и гуморальная теоретические концептуальные схемы лежали в основе клинического знания от Античности до середины XIX веков. Ятромеханическая исследовательская программа, а затем экспериментальная и клиническая медицина XIX в. и вся медицина ХХ в. требовали углубленного понимания количественных и качественных отношений в живом, развития на этой основе измеренческого подхода, причем в последние десятилетия он все больше превращается в самостоятельную научную исследовательскую программу. Общеизвестно, что в медицине методологической основой выступал механизм и биологизм, нозологизм и антинозологизм, организмоцентризм и «популяционный» подход. в современной медицине важную роль играют правильное решение психосоматические проблемы, соотношения биологического и социального. Кроме того, в медицине наряду с распространенной в ХХ в. диалектикой начал формироваться синергетический подход, а так же технико-технологическая и естественнонаучная теоретические концептуальные схемы. Столкновение или взаимодействие указанных подходов (научно-исследовательских программ) проходит через всю историю научной (а частично и традиционной) медицины и фиксирует важность этой грани исследования развития знания в медицине.
Медицинское знание, как и любое другое знание, социально обусловлено, является неотъемлемой частью определенной эпохи, вписывается в контекст эпохи – в культуру общества, переплетаясь, соединяясь с другими его элементами. Отсюда, с одной стороны, осуществляется «подпитка» медицины экспериментальными, теоретическими и конкретно-научными знаниями смежных наук, привнесение в нее их методов, а с другой стороны – влияние на медицинское знание философских идей, различных ценностных, социокультурных факторов. Контекст эпохи выявляется прежде всего при анализе закономерностей развития медицинского знания (интернализм – экстернализм, кумулятивистский и революционный путь), движущих сил и характера его развития. В медицинском знании контекст эпози отчетливо прослеживается так же в идеалах и нормах знания. Идеалы и нормы в медицинской науке могут пониматься как установки, определяющее понимание, видение, эмпирическое и теоретическое освоение исследуемых объектов; они задают в самой общей форме цель и метод научного исследования, в соответствии с которым строится научная картина мира, создаются теории и добываются новые факты. Идеалы и нормы в медицине – это, во-первых, ее собственно теоретико-познавательные установки и, во-вторых, - социальные нормативы.
Важным методологическим средством понимания медицинского знания является использование следующих понятий: «теоретическая концептуальная схема», «научная исследовательская программа», «дисциплинарная единица знания» и др.
Это позволяет поставить и решить такие проблемы, как достоверный анализ развития медицинского знания, выбор образца в процессе научной деятельности, разработка программы методологического анализа, определение границ научной исследовательской программы.