Изобразительная модель в научном исследовании
Одним из наиболее часто используемых в научном и техническом творчестве видов моделей является изобразительная модель, относящаяся по предложенной классификации к разряду условно-знаковых. В наше время происходит явно фиксируемая эскалация визуальных средств в научное и техническое творчество. Это обстоятельство следует расценивать как один из результатов общекультурной тенденции к доминированию изобразительных, воспринимаемых визуально, компонентов культуры. В свою очередь, такая тенденция обусловлена широким распространением фотографии, кино и, особенно, телевидения.
Очевидное возрастание роли изображения в наши дни, хотя и проявляется в проникновении телевидения во все сферы жизни современного общества, не сводится только к этому явлению. В нем лишь наиболее наглядно выступает эта общая тенденция, в основе которой лежат, по-видимому, более глубокие социально-культурные процессы, порождаемые научно-техническим прогрессом. Развитие науки и техники, расширение масштабов производства технически сложных изделий, формирование крупных человеко-машинных систем (социо-технических систем), бурное развитие средств массой коммуникации приводят к взрывному росту передаваемой и перерабатываемой человеком информации. Характеризующаяся линейной последовательностью продуцируемых дискретных единиц звуковая речь и другие, воспринимаемые с помощью слуха способы передачи информации оказываются в этих условиях гораздо менее эффективными, чем системы передачи изобразительной информации, обеспечивающие синхронное генерирование и прием гораздо большего количества единиц информации.
Решающее воздействие на этот процесс оказывает, конечно, разработка и применение ЭВМ с графическим представлением и преобразованием информации. Появление таких ЭВМ расценивается как очень серьезное продвижение в создании информационных технологий не только в сфере материального, но и в сфере духовного производства.
Возникающие при анализе кратко очерченных процессов проблемы требуют выяснения некоторых методологических (гносеологических) вопросов, в частности, о природе изображения и изобразительной деятельности.
Изображение — созданный человеком с помощью ручных орудий труда или более сложных технических средств предмет, отображающий в зрительно воспринимаемой форме пространственное расположение вещественных компонентов объекта (внешнюю форму или внутреннее строение), либо структуру (схему) функциональных - или иных связей элементов объекта, либо динамику протекания процессов (скорость, характер, направление), либо иные характеристики объекта. По своим средствам изобразительная деятельность распадается на два принципиально различных вида. В первом случае используются орудия, непосредственно формирующие изображение — карандаш художника-графика или инженера-конструктора, рейсфедер чертежника или кисть живописца, игла гравера или резец скульптора. Изображение здесь объективирует мыслительный образ, возникший в сознании человека, который всегда абстрактен в смысле закрепления в изображении лишь тех сторон и свойств объекта, которые выделены абстрагирующим человеком.
В другом случае используются, как правило, более сложные технические средства — фото-, кино-, телеаппаратура и некоторые другие технические средства. В этом случае изображение формируется без непосредственного участия деятельности человеческого мышления, по естественным законам физики (оптики), химии, электродинамики. Такие технические средства не формируют непосредственно изображение, а воспроизводят то, что находится перед объективом камеры. Поэтому здесь мыслительная деятельность человека может проявиться в характере изображения путем перестройки, самого изображаемого объекта (как это, например, делается при съемках художественных кинофильмов) и путем модификации параметров аппаратуры. Широко используется также монтаж уже зафиксированных на кино- или видеоленте изображений. Тогда вместо преобразования объекта, преобразуют его изображения, полученные по законам оптики, то есть, представляющие в буквальном смысле его копии, а не объективацию абстрагированных человеком свойств. Упомянутые уже графопостроители расширяют возможности дисплеев именно в этом последнем отношении. -
Итак, в развитии науки, искусства, средств массовой коммуникации происходит "эскалация изображений", все более проявляет себя тенденция (имевшаяся и в прошлом) к возрастанию роли графических, изобразительных средств коммуникации и познания.
Графические средства, как известно, широко применяются в конструкторской и исследовательской деятельности. Для специалиста, работающего в области конструирования техники, характерен такой специфический вид деятельности, которую обычно называют, с известной долей условности, инженерным мышлением. Этот достаточно нечеткий термин скорее указывает лишь общую направленность деятельности технического специалиста. Одним из приемов, позволяющих более четко зафиксировать эту направленность, служит различение научного исследования и инженерного конструирования, деятельности ученого и инженера по определенным параметрам.