Изобразительная модель в научном исследовании

Одним из наиболее часто используемых в научном и техническом творчестве видов моделей является изобразительная модель, относящаяся по предложенной классификации к разряду условно-знаковых. В наше время происходит явно фиксируемая эскалация визуальных средств в научное и техническое творчество. Это обстоятельство следует расценивать как один из результатов общекультурной тенденции к доминированию изобразительных, воспринимаемых визуально, компонентов культуры. В свою очередь, такая тенденция обусловлена широким распространением фотографии, кино и, особенно, телевидения.

Очевидное возрастание роли изображения в наши дни, хотя и проявля­ется в проникновении телевидения во все сферы жизни современного общест­ва, не сводится только к этому явлению. В нем лишь наиболее наглядно вы­ступает эта общая тенденция, в основе которой лежат, по-видимому, более глубокие социально-культурные процессы, порождаемые научно-техническим прогрессом. Развитие науки и техники, расширение масштабов производства технически сложных изделий, формирование крупных человеко-машинных систем (социо-технических систем), бурное развитие средств массой комму­никации приводят к взрывному росту передаваемой и перерабатываемой человеком информации. Характеризующаяся линейной последовательностью продуцируемых дискретных единиц звуковая речь и другие, воспринимаемые с помощью слуха способы передачи информации оказываются в этих услови­ях гораздо менее эффективными, чем системы передачи изобразительной информации, обеспечивающие синхронное генерирование и прием гораздо большего количества единиц информации.

Решающее воздействие на этот процесс оказывает, конечно, разработка и применение ЭВМ с графическим представлением и преобразованием ин­формации. Появление таких ЭВМ расценивается как очень серьезное про­движение в создании информационных технологий не только в сфере матери­ального, но и в сфере духовного производства.

Возникающие при анализе кратко очерченных процессов проблемы требуют выяснения некоторых методологических (гносеологических) вопро­сов, в частности, о природе изображения и изобразительной деятельности.

Изображение — созданный человеком с помощью ручных орудий тру­да или более сложных технических средств предмет, отображающий в зри­тельно воспринимаемой форме пространственное расположение веществен­ных компонентов объекта (внешнюю форму или внутреннее строение), либо структуру (схему) функциональных - или иных связей элементов объекта, либо динамику протекания процессов (скорость, характер, направление), либо иные характеристики объекта. По своим средствам изобразительная деятель­ность распадается на два принципиально различных вида. В первом случае используются орудия, непосредственно формирующие изображение — каран­даш художника-графика или инженера-конструктора, рейсфедер чертежника или кисть живописца, игла гравера или резец скульптора. Изображение здесь объективирует мыслительный образ, возникший в сознании человека, кото­рый всегда абстрактен в смысле закрепления в изображении лишь тех сторон и свойств объекта, которые выделены абстрагирующим человеком.

В другом случае используются, как правило, более сложные техниче­ские средства — фото-, кино-, телеаппаратура и некоторые другие техниче­ские средства. В этом случае изображение формируется без непосредственно­го участия деятельности человеческого мышления, по естественным законам физики (оптики), химии, электродинамики. Такие технические средства не формируют непосредственно изображение, а воспроизводят то, что находится перед объективом камеры. Поэтому здесь мыслительная деятельность чело­века может проявиться в характере изображения путем перестройки, самого изображаемого объекта (как это, например, делается при съемках художест­венных кинофильмов) и путем модификации параметров аппаратуры. Широ­ко используется также монтаж уже зафиксированных на кино- или видеолен­те изображений. Тогда вместо преобразования объекта, преобразуют его изо­бражения, полученные по законам оптики, то есть, представляющие в бук­вальном смысле его копии, а не объективацию абстрагированных человеком свойств. Упомянутые уже графопостроители расширяют возможности дис­плеев именно в этом последнем отношении. -

Итак, в развитии науки, искусства, средств массовой коммуникации происходит "эскалация изображений", все более проявляет себя тенденция (имевшаяся и в прошлом) к возрастанию роли графических, изобразительных средств коммуникации и познания.

Графические средства, как известно, широко применяются в конструк­торской и исследовательской деятельности. Для специалиста, работающего в области конструирования техники, характерен такой специфический вид дея­тельности, которую обычно называют, с известной долей условности, инже­нерным мышлением. Этот достаточно нечеткий термин скорее указывает лишь общую направленность деятельности технического специалиста. Одним из приемов, позволяющих более четко зафиксировать эту направленность, служит различение научного исследования и инженерного конструирования, деятельности ученого и инженера по определенным параметрам.

Наши рекомендации