Тогда достигается состояние Чит-Ананда, Блаженство проникает всюду и человек свободен от всех недугов, болезней, страсти, бедствий, голода и сна
4.75 Рудра Грантха пронизывается Праной и наступает четвертая стадия Нишпатти. Слышны звуки флейты и арфы"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Основное правило заключается в том, чтобы игнорируя более грубые звуки сосредотачиваться на более тонких, в основном тех, что звучат в правом ухе. То, что мы слышим внутри нашего тела не является внешними звуками — это звучит энергия чистых первоэлементов, образующих наши тонкие тела. Как известно, с точки зрения йоги, кроме физического тела (анна-майя), мы обладаем энергетическим телом (прана-майя), это тело часто называется эфирным телом в западном оккультизме. Так же мы обладаем психическим или ментальным телом, состоящим из наших чувств и подсознательных образов (мано-майя). С этим телом мы часто имеем дело в сновидениях, его так же очень часто называют астральным телом. Когда мы полностью очищаем энергию нашего астрального тела от грубых элементов — мы обретаем подлинную святость и превращаем обычное астральное тело человека в сияющее бессмертное божественное Тело Света — на санскрите оно называется пранава-дэхам. Очищение энергии в тонких телах, происходит в результате погружения в самадхи при концентрации на звуках Нада. В начале мы утончаем сознание с помощью Нада-йоги, затем мы попадаем в измерение наших тонких тел, испытывая самадхи, затем мы очищаем наши тонкие тела и насыщаем их энергией, наделяя их осознанностью и активной функцией. Все это происходит благодаря устранению грубого дискурсивного потока мышления. Васаны и вритти (импульсы, идущие из подсознания и всплески ментальной активности затухают благодаря погружению в мелодии звуков Нада).
Примерно спустя две недели может проявиться так же эффект слышания центрального звука. Вы можете начать слышать нечто вроде эффекта реверберации после звучания, которое будет сопровождать каждый слышимый вами звук — это очень тонкий внутренний звук.
На пути достижения высшей цели садхак, практикующий Нада-йогу, переживает звук десяти видов.
Звуки, которые йогин слышит во время практики, являются чистым проявлением его внутренней реальности. Они проистекают из собственного сознания йогина, а не откуда-то извне. Нашему тонкому фундаментальному сознанию изначально присущи такие качества, как Свет (Джьоти) и Звук (Нада). Однако реально воспринимать их обычный человек может только в момент смерти. Это объясняется тем, что наше изначальное сознание не может проявиться в своем чистом виде из-за связанности с каналами "Нади", энергиями "Вайю" и физическим телом (Дэха).
Наш движущийся поверхностный ум так груб из-за загрязняющих контактов с объектами чувств, что не в состоянии улавливать первоначальный Свет и Звук, присущий нам с рождения. Однако садхак, практикующий Нада-йогу, способен осознать внутренние измерения энергии в виде звука.
Звуки, которые слышит йогин, десть раз изменяются в процессе практики, каждому из них соответствует особое переживание в теле и уме практикующего:
"Первый — тинь,
Второй — тинь-тинь"
Считается, что когда йогин выходит из Нирвикальпа-самадхи, он слышит тончайший звук пранавы — первоисточник звуков. Затем тональность звука снижается до обычного восприятия. И наоборот, чтобы войти в самадхи, йогин должен вслушиваться во внутренние звуки Нада. Внутренний звук становится слышимым, когда в теле йогина достигнуто равновесие (самйога) ветра (праны) и агни (огня).
В начале йогин слышит звуки двигающиеся по каналам пранаваха-нади, находящихся в энергетическом теле.
"Третий — звук колокольчика,
Четвертый — раковины,
Пятый — звук струнного инструмента"
На этом уровне слышатся звуки, возникающие от движения энергии ветра (вайю) по более тонким каналам "манаваха-нади", находящимся в астральном теле.
"Шестой — хлопка"
Затем, наконец, прана и ум начинают входить в центральный канал сушумна-нади, слышится хлопок. Примерно на этом уровне йогин может испытывать самадхи с остановкой дыхания и замедлением сердцебиения. Тело его в это время неподвижно и вес его почти не ощущается.
"Седьмой — флейты"
Прекрасные звуки наподобие мелодии флейты или звучащего барабана означают, что мы вступили в контакт с чистыми измерениями нашей внутренней энергии. Прекрасные звуки так же могут сопровождаться видениями мирных божеств, а звуки грома, барабана — видениями гневных божеств. Все звуки и божества не являются чем-то внешним по отношению к нашему «Я», это проявление кармических ветров, выходящих в виде образов и звуков из наших каналов, они не отличны от нашего Изначального Ума.
Сразу после смерти живое существо погружается в Ясный Свет (Брахма-Джьоти), фундаментальную основу существования. Спустя три дня оно начинает переживать различные проявления собственной кармы. В пространстве ума живого существа возникают сферы света, (Бинду), фантастические узоры, сотканные из света (Янтры), мирные и гневные Божества (Дэва), громовые звуки (Нада), потрясая и ужасая его сознание. По сути, все они иллюзорные проявления нашего сознания, не отличные от нас самих, а мы сами — океан осознавания, подобный бездне без края и ограничений. Осознать все внешние проявления и принять их как внутреннюю реальность, оставив свой ум в непоколебимом состоянии пустоты и ясности за пределами мыслей — означает освободиться в момент проявления таких признаков видений и звуков. Выдающийся йогин может испытывать подобные проявления при жизни. Все слышимые звуки и видения имеют очень тонкую природу, поэтому распознать их как проявления своего ума и освободить их не просто.
"Восьмой — Мриданга,