Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества
Оглавление
Предисловие………………………………………………………………... | ||
Введение…………………………………………..………..….………… | ||
Раздел I Философия и ее история………………………..…………......…..……. Глава 1 Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества………....….... | ||
1.1. Основные функции философии………………………..……..……. | ||
1.2. Методологические принципы философии……………….…..…… | ||
Вопросы для самоконтроля…………………………………..……..….. | ||
Глава 2 Исторические типы философии............................................................. | ||
2.1. Философия Древнего Востока……………………………...……… | ||
2.2. Античная философия………………………………………….……. | ||
2.3. Средневековая философия……………………………..………..… | ||
2.4. Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер…... | ||
2.4.1. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности…….... | ||
2.4.2. Философия Н. Кузанского…………………………………….… | ||
2.4.3. Философия Д. Бруно………………………………………….….. | ||
2.4.4. Основные идеи философии Возрождения…………………….... | ||
2.5. Философия Нового времени…………………………………….… | ||
2.6. Классическая немецкая философия…………………………….… | ||
2.6.1. Философские позиции И. Канта…………………………………. | ||
2.7 Марксистская философия……………………………………….…. | ||
2.8. Русская философия XIX – начала XX вв…………………….….... | ||
Вопросы для самоконтроля…………………………………………..… | ||
Раздел II Философское понимание мира................................................................. Глава 3 Бытие и материя. Их взаимосвязь. Сознание………..…………….… | ||
Вопросы для самоконтроля………….………………………………… | ||
Глава 4 Диалектика и ее альтернативы............................................................ | ||
4.1.Основные законы диалектики……………………………………. | ||
4.1.1 Закон перехода количественных изменений в качественные…………………………………………………… | ||
4.1.2Закон единства и борьбы противоположностей……………….. | ||
4.1.3 Закон отрицания отрицания……….…………………………….. | ||
Вопросы для самоконтроля…………….……………………………… | ||
Глава 5 Природа как предмет философского осмысления…………………... | ||
Вопросы для самоконтроля…………….……………………………… | ||
Глава 6 Общество: основы философского анализа…..…………......………… | ||
Вопросы для самоконтроля………….….……………………………… | ||
Глава 7 Проблема человека в философии............................................................. | ||
Вопросы для самоконтроля……………..……………………………… | ||
Заключение…………………………………..………………………….. | ||
Библиографический список…………………….………..…………... | ||
Приложение………………………………………………………….…..…. Рабочая учебная программа по курсу………………………………… |
_____________________________________
Предисловие
Диномизм социально-экономических процессов предъявляет новые требования к духовному развитию специалистов, их профессиональной подготовке. Все это предполагает необходимость философского образования, так как философское знание дает импульс развитию человеческого ума, познанию самого себя и окружающего мира, правильному ориентированию в этом мире.
Предполагаемое учебно-методическое пособие преследует цель оказать помощь студентам при изучении теоретической и исторической частей философии как учебной дисциплины, что поможет изучающим философию готовиться к практическим занятиям на основе самостоятельной работы. Такой подход к изучению философии будет способствовать воспитанию культуры мышления и действия, умению стратегически мыслить и сочетать стратегию творческого мышления с творческим отношением к действительности.
Структура учебного пособия обусловлена требованиями государственного образовательного стандарта по философии.
_____________________________________
Введение
В условиях становления и развития информационного общества происходит возрастание духовного фактора, в том числе возрастание роли философии, что и определяет ее социальную значимость.
Философия, как квинтэссенция эпохи, центр духовной культуры, помогает создавать в обществе гуманистическую систему координат, указывает на систему ценностей, укрепляет веру в разум.
Философия, как школа мысли, начинается там, где кончается стереотипное, догматическое мышление. Философия внутренне присуща каждому и как только человек начинает задумываться над вопросами «зачем?», «в чем смысл?» он начинает искать ответы на философские вопросы. И. Кант сформулировал основные философские вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?». Однако это только начало и последовательная аргументация, методы, владение философскими категориями дано не сразу, а предполагает напряженную работу. Поэтому велико значение формирования философской культуры студентов в ходе занятий и в процессе самостоятельной работы студентов при изучении философии.
Существует множество различных определений философии. В частности, ее определяют как форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Предмет философии – отношение «человек – мир», взятое в разнообразных ракурсах. А поскольку и мир, и человек изменяются, понимание предмета философии всегда конкретно-исторично. Можно определить философию и как теорию развития, и как учение об общих принципах бытия и познания, и как систему рационального понимания мира.
Раздел I
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ
Глава 1
Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества
Слово "философия" происходит от греческого "фило" – любовь и "софия" – мудрость и обычно трактуется как любовь к мудрости. В Древней Греции слово "философия", как любовь к мудрости, применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость – это обобщенный человеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Мудрость – это способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтому мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует, и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать грубых ошибок в суждениях и действиях. Однако это этимологическое значение далеко не исчерпывает содержания и специфики философии как формы общественного сознания. В ней идет речь о способности человека постичь сущность мироздания, в котором он живет, постичь свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Философия представляет собой форму рационально обоснованного представления человека о мире и о себе, об их взаимосвязи. Поэтому философское решение вопроса о сущности мира и человека, о его отношении к миру явилось методологической основой формирования качественно нового мировоззрения. В этой связи важным становиться вопрос о том, что же представляет собой философия как феномен духовной жизни общества.
Если философия является формой общественного осознания бытия, то для выяснения ее специфики необходимо выяснить следующее: ЧТО отражается в философии, ЧТО является объектом философского осмысления действительности, ПОД КАКИМ углом зрения этот объект рассматривается в философии, ЧТО является предметом философии, ПОЧЕМУ так, а не иначе происходит отражение действительности в философии, КАКОВА структура философского знания, а также ДЛЯ ЧЕГО она нужна человеку, КАКОВО ее социальное назначение, КАКИЕ функции она выполняет.
Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. На первый план выступает вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих предельных основаниях их бытия, о первых началах, о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, а также между человеком и миром.
Предметом философии является отношение "человек-мир".
На различных этапах истории в центре внимания развития философской мысли предмет философии представал не во всей своей полноте и целостности. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности человека, как правило, интересовали не все сразу, а те или иные стороны отношения человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поиском первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира. Однако в каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности эти вопросы не ставились, в конечном счете, все они были подчинены пониманию человеком смысла своего бытия.
Перед человеком возникала потребность в обобщённом, целостном представлении о том мире, в котором он живет, а также о самом себе, о целостном видении своего отношения к этому миру. Такой подход обусловлен самой спецификой жизни человека.
В преобразовательной деятельности человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выражены его потребности и интересы, а также предполагаемые пути и средства их достижения для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Естественно, для решения множества возникших перед ним проблем ему необходимы определенные представления о мире, его целостности. Ведь этот мир является необходимым условием его существования. Вне этого мира сам вопрос о жизни человека теряет смысл. Поэтому самой жизнью ставится перед человеком важная для него задача: выяснить, ЧТО представляет собой мир по своей природе, ЧТО лежит в его основе? Ответ на этот вопрос далеко не однозначный. Характер его решения зависит от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и возможностей, от уровня развития науки и техники, характера и направленности интересов социальных субъектов, от особенностей исторического развития общества в целом.
В решении этого вопроса сложились два основных подхода. Один из них состоит в том, что в трудовой и практической деятельности, овладевая стихийными силами природы, у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует вне него и независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира, каждый раз согласовывая свои цели и действия с объективными закономерностями, естественными связями и отношениями, существующими в этом мире; что мир не создан никем, существует как объективная реальность; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек – продукт и частица этого мира.
На этой основе сложилось представление о материальной природе и сущности мира. Материальное начало предстало в качестве предельного основания бытия мира и самого человека. Другой подход к решению вопроса о природе и сущности мира характеризуется тем, что, практически преобразуя мир, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек проникался верой в могущество своего разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с постановки, определения целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Получается, всякому практическому действию предшествует цель, появлению любого результата созидательной деятельности – его идеальный образ. Абсолютизация этой особенности жизнедеятельности человека, преувеличение роли сознательной, целеполагающей деятельности в практическом освоении действительности привели к тому, что и сам мир стал рассматриваться как результат воплощения идеального начала.
Этот же принцип двоякого подхода к решению вопроса о природе и сущности мира человек применил и к самому себе, т. е. перед ним неизбежно возникал вопрос и о его собственной природе и сущности, о том, какое начало – материальное или идеальное – составляет основу его бытия, о его месте в мире, отношении к нему.
В результате сложились два основных подхода к решению этого вопроса: человек в своем всеобщем основании, определяющем его природу и сущность, имеет материальное или идеальное начало. Если человек материален по своему происхождению и природе, то его сознание предстает как производное от материального начала, как его свойство, как результат его развития. Если же основанием человеческой природы и сущности является идеальное начало, тогда материальное есть результат воплощения идеального, его производное. Следовательно, вопрос о природе и сущности человека приобрел значение вопроса об отношении материального и идеального, духовного и телесного в его жизнедеятельности, вопроса о том, что же в действительности составляет основание его бытия.
Решение вопроса о природе и сущности мира и человека решался во взаимосвязи. Больше того, к осознанию природы и сущности мира он шел по мере собственного становления и осознавая себя в качестве человека. Ещё тогда, когда человек только начал замечать активную роль сознания, осознанных целей в его жизнедеятельности, у него возникло представление о душе как некой самостоятельной силе, управляющей телом, повелевающей поступать так или иначе. Перенеся представление о самом себе на природный мир, наделив его духовным как активным началом, человек пришел к олицетворению сил природы. Эта тенденция рассмотрения мира и человека, выраженная в религии, затем нашла свое отражение и в философии.
Два противоположных подхода к решению вопроса о природе и сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии, как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований бытия мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.
Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, не сотворен, бесконечен во времени и пространстве. Материя – первична. Сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи – мозга. Сознание – вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивался, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек – часть природы, его сознание порождено природой, является ее особым свойством. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека с его сознанием лишь как природное существо, не видя в нем, прежде всего, общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). Роль человека как деятельного, созидательного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.
Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т.д., в конечном счете, отчуждало религиозный фанатизм и социальную обреченность на вечную покорность сверхъестественным силам. Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные формы и виды: наивный и зрелый, в том числе научный материализм, стихийный и теоретически осмысленный, метафизический и диалектический.
Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Идеализм так же, как и материализм приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Существует две основные разновидности идеализма – объективный и субъективный.
Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует духовное начало, мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т.п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.
Религия, признающая бога как творца всего существующего, – тоже разновидность объективного идеализма. Но это не философский идеализм. Религия и идеалистическая философия родственны в том, что исходят из признания некоего духовного начала. Однако в отличие от философского идеализма, в котором допущение мирового разума есть результат теоретических рассуждений, логических выводов, а вместе с тем и способ теоретического объяснения, религия представляет собой грубую форму идеализма, основанной на слепой вере, базирующейся на чувствах и эмоциях. Следовательно, религиозное мировоззрение легко формируется на уровне житейской психологии и устойчиво внедряется в обыденную жизнь.
Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Он основывается на абсолютизации тех или иных сторон духовной жизни человеческого индивида – индивидуальное сознание, воля, эмоции, ощущения и т.д.
Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном, противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Природа сознания становится необъяснимой, а вместо последовательного научного решения вопроса делается уступка религии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе отрицается.
Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, признающий дух и природу, сознание и материю, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это – специфическая попытка преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом.
Кроме решения вопросов о природе и сущности, о всеобщем основании мира и самого человека, об отношении духа и природы, сознания и материи, мышления и бытия под углом зрения стоит вопрос, что из них является первичным. Основной вопрос философии имеет и вторую сторону – гносеологический аспект – и выступает как вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем мире к самому этому миру. Этот вопрос о соотношении содержания нашего сознания и объективной действительности, вопрос о том, является ли это содержание сознания результатом становления человека, осознания им себя и мира своего бытия, а поэтому – средством ориентации в этом мире, или же оно является тем началом, которое, будучи воплощенным в целях и реализуясь в человеческой деятельности, определяет содержание самого мира. Это также и вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности, о пределах познания, о его природе и сущности.
В решении второй стороны основного вопроса философии философы также разделились: одни отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материализм рассматривает сознание производным от объективно существующей материи, исходя из того, что человек способен познавать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам, содержат в себе их образы, наши понятия имеют объективное содержание, они могут быть истинными, способствуя этим самым овладению Человеком силами природы и общества. Объективный идеализм тоже утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, исходя из того, что в соответствии с его исходными установками, в действительном мире мы познаем то содержание, которое является реальным воплощением идеального начала и основания мира.
Философское направление, отрицающее познаваемость мира, называется агностицизмом (Д. Юм, И. Кант). Согласно этой философии, человек не может иметь достоверных знаний, поскольку реальный мир для него – всего лишь мир его ощущений, которые, в силу ограниченности и индивидуальных особенностей человеческих органов чувств, не могут дать достоверных знаний о действительности; представляют ее в искаженном виде. Поэтому нет смысла говорить об истинности наших знаний. Мир принципиально не познаваем. Чем больше мы познаем, тем больше подтверждаем лишь свое незнание.
Таким образом, вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию есть основной вопрос философии.
По своему существу основной вопрос философии заключает в себе общую предпосылку раскрытия отношения "человек-мир" в предельных основаниях их бытия. Он не может быть сведен только к вопросу о первичности или вторичности материи и сознания, а представляет собой, выраженное в наиболее обшей форме, отношение человека и мира, в котором человек выступает в качестве активного начала. Его волнуют вопросы о возможностях самореализации себя в мире, в котором он живет, а также вопросы о том, от чего зависит его судьба, что ожидает его в будущем.
В отношении сознания человека к миру имеет место не только отражение действительности, но и ее оценка, выявление значимости отраженного для человека. Поэтому сознание человека приобретает значение самосознания, в котором человек, осознавая себя как человека, стремится к освоению окружающей действительности для обеспечения своего существования. Следовательно, основной вопрос философии включает в себя проблему целей, идеалов, смысла жизни.
Само определение основного вопроса философии вытекает из практического, деятельно-преобразовательного отношения человека к действительности. Многократно повторяющийся, эмпирически фиксируемый факт, что человеческая деятельность является осознанной, целенаправленной, привел к выводу об активной роли цели в жизнедеятельности человека, о том, что целеполагающая деятельность есть специфический способ человеческого бытия. Однако какую бы активную роль не играло целеполагание, оно само обусловлено практикой, этим реальным способом бытия человека, необходимостью удовлетворять свои потребности.
Человек для удовлетворения своих потребностей вынужден вступать в связи и отношения с окружающим миром, производить орудия труда и средства жизни. Поэтому действительной основой человеческого бытия является его взаимодействие с окружающим миром, преобразование предметов природы в средства обеспечения своей жизнедеятельности.
Таким образом, в двойственном характере практики, в единстве духовной и предметно-чувственной деятельности человек удваивает себя и мир своего бытия в сознании, что составляет реальную основу возникновения вопроса об отношении мышления и бытия, идеального и материального. Возникая в практике и приобретая значение всеобщности, основной вопрос философии в практике же и находит свое разрешение. И здесь особенно проявляется взаимосвязь первой и второй сторон основного вопроса философии.
Именно практическое освоение действительности, выявление активной роли сознания человека в его жизнедеятельности обусловило необходимость решения вопроса о познаваемости мира, в котором целеполагание должно согласовываться с достоверными знаниями о реальных свойствах предметов, явлений, о связях, законах объективной действительности, о мире и о человеке, вопроса о различии между сознанием и бытием и о их единстве. В практике целеполагание и реализация целей, определение значимости результатов этой реализации для человека позволяет ему убедиться в истинности или ложности приобретенных знаний, в соответствии содержания сознания действительности.
Но для достижения своих сознательно определяемых целей человек должен активно воздействовать на окружающий мир и на самого себя, должен преобразовывать его в соответствии со своими целями. Здесь цель, выступая как результат становления человека, превращается в особый императив, вынуждающий человека поступать именно так, а не иначе. Первая сторона этой взаимосвязи сознания и деятельности складывается исторически, но не особенно ярко фиксируется в сознании, вторая ее сторона – активная и императивная роль цели осознается в определенном смысле как исходная посылка его деятельности. Здесь идеальный субъективный образ желаемого и необходимого выступает в качестве первичного по отношению к результатам воплощения в действительность идеальных образов. И если оставить в тени вопрос о происхождении самих целей, об обусловленности их потребностями и условиями жизни человека, то открывается прямой путь к представлению, что в отношении "человек-мир" первичным является сознание, а не материальная действительность. Этот непосредственный процесс жизнедеятельности человека, будучи «перенесенным» на отношение человека к миру, приводит к выводу, что и мир есть воплощение определенных идеальных образов, что по самой своей природе и сущности мир идеален, материя же, реальная действительность, есть только результат этих идеальных начал. Отношение материального и идеального, объективного и субъективного, раскрытие их действительных взаимосвязей становится возможным только через раскрытие социально-деятельностной сущности человека, через выяснение практически деятельностной обусловленности характера отношения человека к миру и к себе. Именно практика раскрывает взаимосвязь между духом и природой, сознанием и материей, мышлением и бытием, а также возможности познавательного отношения человека к миру. Однако, как отмечалось, предмет философии включает в себя и ответ на вопрос о том, как мир устроен, какова его общая структура, какие в нем существуют связи и отношения, а также вопрос о состоянии, в котором человек и мир находятся, какие законы существуют в мире, в чем заключается источник движения, развития. Характер решения этого вопроса, как и других общих вопросов бытия человека, зависит, прежде всего, от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и средств проникновения в сущность явлений окружающей действительности.
Вопрос о том, как устроен мир, какова его структура и состояние, нашел свое решение в двух основных концепциях – диалектической и метафизической.
В диалектической концепции дается ключ к раскрытию самодвижения всего существующего, говорится, что источник самодвижения находится во внутренних противоречиях.
С точки же зрения метафизической концепции, источник саморазвития, его двигательная сила остается в тени или выносится во вне. Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к решению основного вопроса философии, т.е. материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно также и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика представляют собой различные способы раскрытия отношения "человек-мир". Хотя на каждом конкретном этапе истории эти способы наполняются конкретным содержанием и осознаются по-разному.
Специфика решения основного вопроса философии и вопроса об общей структуре и состоянии мира не исключают, а наоборот, предполагают их взаимосвязь. Они только вместе позволяют раскрыть специфику предмета философии в его целостности.
Можно сделать вывод, что философия – это особая форма общественного сознания, которая отношение "человек-мир" рассматривает под углом зрения природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей познания и преобразования мира, обшей структуры мира (как мир устроен: он – целое или совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов, какие в нем существуют связи и отношения) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, развивается, что является источником движения и развития). С этой точки зрения, философия представляет собой особую форму общественного сознания, которая, имея своим объектом отношения "человек-мир", поднимается, с одной стороны, до осознания предельных, всеобщих оснований бытия человека и мира, а с другой,– вырабатывает предпосылки, усвоение которых помогает человеку выработать общие ориентиры своей жизнедеятельности, подняться до осознания целей и смысла жизни.
Философия – ядро мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, выражение различных форм отношений человека к природе, обществу, человека к человеку.
Философия занимает особое место в структуре общественного сознания. Она связана со всеми его формами, но не сводится к их сумме и не может быть сама растворена в какой-либо из форм общественного сознания. Особенно важным является вопрос о соотношении философии и науки. Дело в том, что философию часто рассматривают в качестве одной из разновидностей научного знания. И даже существует широко распространенное определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. При таком подходе любой философской системе можно предписать необходимость исследовать всеобщие законы развития природы, общества, мышления. Но, как известно, ни одна метафизическая система не могла и не занималась этим вопросом, так как мир рассматривался в них как совокупность не связанных друг с другом процессов. Не могли заниматься исследованием общих законов и все субъективно-идеалистические системы.
При рассмотрении философии как одной из разновидностей научного знания главное внимание, как правило, сосредоточивается не на решении основного вопроса философии, не на раскрытии сущности человека и мира его бытия, а на исследовании всеобщих законов. При таком подходе научность по отношению к любому философскому знанию приобретает значение обязательного, сущностного признака философии как формы общественного сознания. Но критерием научности любого знания является проверенное практикой соответствие его содержания объективной действительности. Выдвижение на передний план философского осмысления действительности наиболее общих законов и недостаточное внимание к решению основного вопроса философии невольно приводит к тому, что эти законы превращаются в предельные основания бытия мира и человека. Вопрос же о сущности человека и мира остается в тени. Однако центральной проблемой философского осмысления действительности были проблемы о природе и сущности мира, человека, о возможностях познания человеком мира и его преобразования. Вопрос же о законах включался, да и то далеко не всегда, в тот аспект философского осмысления действительности, который был направлен на выяснение общей структуры мира и состояния, в котором он находится.
В то же время, подчеркивая качественную определенность научного и философского сознания как специфических, относительно самостоятельных форм общественного сознания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки, степень проникновения в познание окружающей действительности – необходимое условие формирования представлений о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характера философского видения мира. Это становится особенно очевидным, если учесть, что философия, рассматривая отношение "человек-мир", стремится подняться до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. А решение этих вопросов обусловлено сложной системой общественного бытия и особенно тем, насколько коренные интересы социальных субъектов (индивидов, групп, классов) могут быть реализованы в системе общественных отношений и насколько они совпадают или не совпадают с направлением действия законов общественного прогресса. Поэтому их осмысление может быть как научным, так и ненаучным.
Точно также и развитие научного знания нуждается в философском осмыслении отношения человека к миру и к себе. Ведь познание человеком окружающего мира, развитие научных знаний представляет собой не просто результат созерцания окружающего мира, а результат практического, деятельного воздействия человека на мир и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития.
Следовательно, философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной, при этом не теряя своей специфики как формы общественного сознания. Таким образом, научность может быть существенным признаком философии, не превращая ее в одну из разновидностей научного знания.
Философия тесно связана и с другими формами общественного сознания – с политическим, правовым, нравственным, эстетическим, религиозным. Эта связь говорит, прежде всего, о том, что общественное сознание представляет собой внутренне структурированную систему осознания человеком своего отношения к самым различным сферам действительности и к миру в целом. Различные формы общественного сознания – это различные аспекты единого процесса духовно-практического освоения человеком действительности.
Философия охватывает глубинные основания жизнедеятельности человека, все богатство духовной культуры человечества, основания, принятие которых позволяет осознать смысл и целостность человеческой жизнедеятельности в ее сущности, внутренней логики развития.
Предмет философии отражается в теории в трех основных аспектах: онтологическом, гносеологическом, логическом.
Гносеологический аспект отражения предмета философии в теории оказывает огромное воздействие на содержание философского знания, на онтологический аспект отражения предмета. Онтологический и гносеологический аспекты выступают как две стороны одного и того же процесса осознания человеком своего отношения к действительности. Если онтологический аспект предполагает необходимость выяснить специфику предмета философии как определенной реальности и получить о нем знание в его бытии, таким, каким он есть сам по себе, то гносеологический аспект заключает в себе оценочное отношение человека к предмету философии как к особому объекту познания. Познавательное отношение детерминирует специфику отражения и его избирательность, выраженную в содержании философского знания, а само содержание знания представляет собой не только результат отражения предмета в его данности, но и исторический опыт, итог процесса познания человеком действительности, оказывает влияние на познавательный процесс. В историческом развитии познавательного отношения человека к миру вырабатываются определенные принципы, имеющие важное методологическое и мировоззренческое значение для определения направленности-познания, ориентированной на будущее и на различные сферы жизнедеятельности человека. Логический аспект отражения предмета философии в теории заключается в том, что результаты практически-деятельного и познавательного отношения к действительности, отраженные в содержании философского знания, фиксируются, находят свое воплощение в понятийно-категориальном аппарате философии. В системе понятий, категорий, законов находят свое выражение предельно общие основания бытия человека и мира, осознание человеком своей сущности и сущности мира в их взаимосвязи, своего места в мире, целей и смысла жизни. Поэтому понятия и категории являются показателем степени осознания человеком своего отношения к миру и к себе. Содержание понятийно-категориального аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития, как самой действительности, человека, так и их взаимосвязи. Можно сказать, что степень разработки понятийно-категориального аппарата, четкость и степень раскрытия содержания понятий, категорий, законов свидетельствует о степени развития познавательных возможностей человека, развития и зрелости самой теории. Логические формы отражения действительности представляют собой итог предшествующей познавательной деятельности, ступеньки познания, освоения мира, важное средство его преобразования. Они играют важную роль в целеполагающей деятельности человека, в определении им как программных, стратегических, так и ближайших, практических целей деятельности. Поэтому эти логические формы выступают, с одной стороны, как результат, итог предшествующей жизнедеятельности, а с другой – как ее предпосылки, как условия, факторы и средства познания человеком окружающего мира и его преобразования в соответствии с потребностями и интересами для обеспечения своего существования, функционирования и развития.
Развитие и совершенствование философского знания не может успешно осуществляться без совершенствования, развития понятийного аппарата, в котором фиксируются результаты освоения мира, степень проникновения человеческого познания в сущность предметов, процессов объективной действительности. Пренебрежительное отношение к разработке понятийного аппарата, небрежность в использовании терминологии часто приводят к значительным издержкам в исследовании явлений действительности и даже к ошибкам, к непониманию исследователями друг друга.
Логический аспект отражения предмета философии в теории неразрывно связан с онтологическим и гносеологическим аспектами. И хотя каждый из них имеет свою специфику, только вместе они позволяют осмыслить целостность философского знания как формы общественного сознания.
Известно, что в истории философской мысли представление о мире сложилось, прежде всего, как представление о мире природы, находящейся вне человека.
Значительная заслуга в создании диалектико-материалисти-ческого понимания сущности человека и мира как мира его бытия, понимания их взаимосвязи принадлежит К. Марксу. И хотя на волне критики марксизма эта его заслуга, как правило, не упоминается, помнить об этом необходимо. Историю нельзя ни улучшать, ни ухудшать. Сама жизнь требует объективного анализа, понимания и оценки прошлого, настоящего и будущего. Без этого практическая деятельность обречена на столкновение со многими очень серьезными трудностями. Исходные идеи Маркса нуждаются в их осмыслении и интерпретации в соответствии с условиями современной действительности. Применение диалектико-материалистического подхода к осмыслению специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия, прежде всего общественно-истори-ческой сущности человека, диалектического единства человека и мира. Такой подход позволяет увидеть мир не просто как нечто неположенное человеку, как мир природы вне человека и человека вне мира. С этой точки зрения, мир – это мир человеческого бытия, включенный в сферу предметно-практического, познавательного, творчески-преобразовательного отношения человека к действительности. Место человека в мире, его отношение к нему определяется его общественно-исторической сущностью и обусловленного этим характером отношения человека к миру своего бытия. В зависимости от этого осознание отношения человека и мира выступает не просто как осознание природы человека и мира в их бытии, а как осознание путей обеспечения всестороннего развития человеческих сущностных сил, путем утверждения социальной справедливости и подлинной человеческой свободы.