Основания научного знания. наука и философия.
Многообразие знаний организуется в единую систему во многом благодаря основаниям, на которые эти знания опираются. Можно выделить три главных компонента оснований научной деятельности, результатом которой являются научные знания: 1) идеалы и нормы; 2) научная картина мира и 3) философские основания науки. Разберем их по порядку.
Как любая форма деятельности, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, в которых выражены представления о целях научной деятельности, способах их достижений и реализации. В идеалах науки утверждаются ценностные ориентации научного познания, а реализуются они через соответствующие нормы. Ориентация на поиск объективной истины издавна рассматривалась как высшая ценность в сообществе ученых. Древние греки идеалом научности провозгласили достоверное, доказательное знание, противопоставив его мнению. В Новое время в систему идеалов научности вошел экспериментальный метод как критерий проверки истинности знания. Идеалом научности в Новое время считалась так же непогрешимая вера в истинность научных законов и особую надежность научных методов. Именно поэтому идеалы науки признавались как единственно надежные критерии обоснованности полученного знания.
Нормы, фиксирующие роль науки и ее ценность в общественной жизни людей, регулируют сам процесс научной деятельности, его направления и те отношения, которые складываются между исследователями, научными сообществами и учреждениями, а также между ними, с одной стороны, и государством, обществом, с другой. Для процесса познания и всех научных знаний обязательными являются такие нормы, как непротиворечивость высказываемых суждений, их прямая или косвенная проверяемость. Такие нормы, как аргументированность и доказательность научного знания, его отличие от простого мнения, «работали» на всех этапах развития науки: в Античные и Средние века, в Новое и Новейшее время.
Идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы регулируют конкретные условия достижения цели на отдельных этапах исследования. Идеалы и нормы научного исследования непосредственно связаны с основными функциями, осуществляемыми наукой, которые состоят, во-первых, в систематизации и организации научного знания, во-вторых, в описании и объяснении существующих фактов, в-третьих, в предсказании новых фактов, и, в-четвертых, в обосновании и доказательстве полученного знания. Идеалы и нормы научного познания должны быть поэтому приспособлены к наилучшему осуществлению этих основных функций науки.
Идеалы и нормы не остаются одними и теми же на всем протяжении развития науки. Претерпевают изменения мировоззренческие установки, принципы, ценностные ориентации ученых, что находит свое отражение в идеалах и нормах познания. Если в Средние века познание предметов и явлений природы рассматривалось как средство прикосновения человека к миру небесных сущностей как цели познания, то в Новое время цель познания видится прежде всего в изучении и раскрытии природных свойств и связей предметов и явлений, в обнаружении естественных причин и законов природы. Существенную перестройку идеалы и нормы претерпели в XVII-XVIII веках, когда происходило становление теоретического естествознания, а также XX веке, когда развертывалась научно-техническая революция. Восторженный взгляд на науку, на ее беспредельные возможности, господствовавший в эпоху Просвещения, сменился в наше время более реалистическим представлением о ней как феномене, заключающем в себе не только благо, но и скрытые угрозы.
Наряду с идеалами и нормами, весьма важное основание научного знания образует научная картина мира, предстающая как модель мира, методологическое и информативное значение которой трудно переоценить. Мир оказывается объектом исследования многих наук, и каждая наука формирует свое видение, понимание мира. Надо сказать, что термин «мир» употребляется для обозначения, с одной стороны, мира в целом, а с другой, его определенной части или области. В первом смысле он близок по значению к таким словам, как «Вселенная», «природа», а во втором смысле он используется в таких словосочетаниях, как «физический мир», «астрономический мир», «биологический мир» и т.д., которые являются объектами исследования специальных наук. Содержание их надо отличать от того значения, которое вкладывается в понятие «общенаучная картина мира», синтезирующая те картины природы и общества, которые фигурируют в конкретных науках.
Поскольку естествознание в известном смысле образует основу современного научного знания, постольку и естественнонаучная картина мира может рассматриваться как базис общенаучной картины мира. Однако, последняя к первой сведена быть не может, поскольку она включает в себя и картину общества, создаваемую социальными и гуманитарными науками. Общенаучная картина мира дает целостное, единое представление о фундаментальных принципах бытия и развития природы и общества. Между природой и обществом есть существенное различие и внутренняя связь, что и находит свое выражение в общенаучной картине мира.
Любая картина мира включает в себя представление: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии, классификации изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях взаимодействия объектов. Все эти представления могут быть выражены в принципах, раскрывающих содержание картины исследуемой реальности и выступающих как основание соответствующих научных теорий. Такие, например, принципы, как мир состоит из неделимых корпускул, взаимодействие корпускул осуществляется как мгновенное передача сил по прямой, корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени, описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую название механической картины мира.
Научной картине мира предшествовали мифологическая, религиозная, стихийно-эмпирическая, натурфилософская картины мира. С углублением и расширением сферы познания исследуемой реальности происходит смена научных картин мира. Так, во второй половине XIX в. произошел переход от механической к электродинамической картине мира, а в первой половине ХХ в. – от электродинамической к квантово-релятивистской картине мира, построение которой еще не завершено. И период этот сопровождался изменением системы принципов физики. Аналогичные смены картин мира происходили и в других науках. Смена картин мира осуществлялась на основе действия принципа преемственности. Старая картина мира не отбрасывалась целиком, а в известной мере сохраняла свое значение в границах ее применимости. Так, электромагнитная картина мира в физике не отвергла механическую, а уточнила область ее применения. Точно так же и квантово-релятивистская картина мира не отбросила электромагнитную, а указала переделы ее применимости.
По мере развития науки и практики в утвердившуюся научную картину мира вносятся изменения, исправления, дополнения того или иного характера. Она обретает новые качественные характеристики, не принимая в то же время вид абсолютной, окончательной истины. Она всегда сохраняет возможность для дальнейшего совершенствования.
Как общенаучная картина мира связана с картинами мира отдельных наук, так и философия, образующая ее теоретическую основу, находится во взаимосвязи с конкретными, частными науками. Их не следует отделять друг от друга китайской стеной, как это иногда делается. Правда, взаимосвязь философии и конкретных наук не всегда была одинаковой. В прошлом вплоть до начала XIX в. философию представляли как некую «науку наук», парящую над другими науками и диктующую им свою волю и принципы. Такой приоритет философии у ряда ученых позитивистской ориентации в середине XIX в. вызвал противодействие, которое нашло выражение в получившем известность афоризме: «Физика, бойся метафизики!». Конкретные науки, с их точки зрения, могут самостоятельно, без помощи философии решить все вопросы, волновавшие умы в течении столетий. В философии, мол, все обще, абстрактно, расплывчато, туманно, неконкретно. Она не в состоянии внести позитивный вклад в решение практических задач. Такого рода взгляды среди профессиональных философов не очень популярны, но среди части специалистов конкретных областей знания они имеют место и в наши дни. Подобное нигилистическое отношение к философии игнорирует ее специфику, ее особые задачи, которые лишь к научно-познавательным задачам сведены быть не могут.
Сегодня однако все большее признание получает иная точка зрения, согласно которой философия и конкретные науки находятся в общем ряду единого научного знания. Никто из них не имеет и не должен иметь какого-то особого приоритета. И философия, и конкретные науки решают свои познавательные задачи, которые отнюдь не одинаковы. Они исследуют один и тот же объективный мир, но раскрывают его в разных аспектах и «срезах». Если конкретные науки изучают связи и законы, действующие в отдельных областях действительности, то философия акцентирует внимание на наиболее общих связях и законах, действующих во всех областях реального мира, т.е. в природе, обществе и мышлении. Между философией и конкретно-научным знанием существуют отношения не конкуренции, а взаимосвязи и взаимного дополнения. Философия дает возможность не утонуть в «море фактов», не утонуть в деталях, в частностях. Она вооружает частные науки общей теорией и общим методом для нахождения верных решений, опираясь, в свою очередь, в выводах и обобщениях на результаты исследований, на данные частных наук. Вместе же они дают возможность создать как целостную картину мира, так и научное представление о нем в деталях.
Глава 5
ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ
НОВОГО ЗНАНИЯ
Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Представляется целесообразным выделить следующие основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний: взаимодействие оснований науки и опытных фактов, формирование первичных теоретических моделей и законов, становление развитой теории (в классическом и современном вариантах).