Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Проявления нравственной, психологической, биологической деградации части человечества Актуальность проблемы направленности исторического процесса.
Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Идеи нисходящего движения человечества от золотого века к железному. Античные надежды на благотворную роль государства. Религиозный фатализм, провиденциализм средневековья. Мысли Д. Вико об историческом круговороте: божественной, героической, человеческой эпохах в жизни каждого народа. Просвещение: акцент на разум, нравственность, гуманизм сообщества свободных и равных людей. О.Конт о теологической, философской, позитивной стадиях развития общества.
Марксистская теория общественно-экономических формаций и социального прогресса на основе развития способа производства. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества. Предположения о коммунистическом обществе. Попытки реализации марксистских идей.
О.Шпенглер об историческом процессе как последовательности самостоятельных культур (египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, западноевропейской, майи, русской). Идеи А.Тойнби об истории как последовательности цивилизаций, проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Движущая сила цивилизаций- творческое меньшинство.
Концепции единства и преемственности общественного развития. Стадии экономического роста по У.Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление. Теории технологического детерминизма и технократизма. Д. Белл, Р. Арон, Д.Гелбрейт и др. о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Развитие концепции информационного общества в трудах Э.Тоффлера, И.Масуды и др.
Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.
Человечество перед лицом глобальных проблем. Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем «Человек - общество» и «Природа - общество».
Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Теории «пределов роста», «органического роста», устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Показ порочности войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практиче- ские занятия | ||||
1. | Философия, ее предмет, объект и роль в жизни общества | традиционный семинар | |||
2. | Возникновение философии. Философия Древнего Востока | - | 6* | дискуссия, дебаты | |
3. | Античная философия | традиционный семинар | |||
4. | Философия Средневековья и эпохи Возрождения | - | |||
5. | Философия Нового времени | - | |||
6. | Немецкая классическая философия | - | 2* | дискуссия | |
7. | Современная западная философия. | 2* | проблемно-концептуальный доклад | ||
8. | Русская философия | - | - | ||
9. | Бытие и формы его существования | традиционный семинар | |||
10. | Материя и её основные атрибуты | - | традиционный семинар | ||
11. | Проблема сознания в философии | - | традиционный семинар | ||
12. | Диалектика и ее законы | - | традиционный семинар | ||
13. | Познание и его уровни | - | традиционный семинар | ||
14. | Научное познание и его специфика | традиционный семинар | |||
15. | Природа и общество | традиционный семинар | |||
16. | Общество и его структура | - | традиционный семинар | ||
17. | Человек и проблема ценностей | - | традиционный семинар | ||
18. | Культура как объект философии | - | традиционный семинар | ||
19. | Проблемы и перспективы современной цивилизации | традиционный семинар | |||
ВСЕГО | |||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 10 часов 30% |
Очная форма обучения