Системы народного образования
1.ОБРАЗОВАНИЕ.
Уместно вспомнить в этом отношении диалог Платона «Менон», который посвящен выяснению того, можно ли научиться добродетели или нет. В результате размышления, Сократ и его собеседник Менон пришли к выводу, что человек руководствуется в своей жизни руководствуются мнениями. Но «истинные мнения.. не хотят долго оставаться при нас, они улетучиваются из души человека и потому не так ценны, пока их не свяжет он [разум- С.Г.]суждением о причинах… Будучи связанными, мнения становятся, во-первых, знаниями и, во-вторых, устойчивыми. Поэтому-то знание ценнее правильного мнения и отличается от правильного мнения тем, что оно связано» (Платон Сочинения в 3-х томах. Том 1 М.,1968 с.407-408, 98а)
Вообще у большинства людей мышление не является определяющей и независимой формой духовной деятельности, мышление всегда смешано в невообразимом сочетании с различными инстинктами, интересами, индивидуальными привычками.
Личность человека есть не заданная природой конструкция, а своего рода человеческое изобретение.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Анализируя взгляды Гегеля на образование известный современный философ Х.-Г. Гадамер в своей знаменитой работе «Истина и метод» праильно подчеркивает: «Каждый отдельный индивид, подниающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть, как это бывает при обучении речи. Таким образом, этот отдельный индивид постоянно находится на путях образования, и его естественность постоянно снимается соразмерно с тем, что мир, в который он врастает, образуется человеческим языком и обычаями»( с.56)
Здесь рассматриваются явления обучения у животных. Анализируются концепции бихевиористов, далее рассматриваются работы Ж. Пиаже и сторонников когнитивной психологии. Рассматриваются психоаналитические и психолингвистические концепции обучения. На основе когнитивной психологии анализируется система задачи координат менталитета посредством обучения. Посредством всего этого анализа выявляются механизмы действия традиции в процессе обучения.
2. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Рассматриваются системы образования, которые были на протяжении истории. Рассматриваются способы и методы инициаций в древних обществах. Выясняется исходная «тайна» философии – в образовании ( Гегель).
Производится анализ задач и функций образования в древнем Египте и Месопотамии.
Далее рассматриваются системы «пайдейи»- образование в Афинах. Проводится сравнительный анализ с системой образования в Спарте. Выясняются причины взлета интереса к образованию в Афинах времен Перикла.
Система средневекового образования.
До XIII века образование осуществлялось в монастырских школах при аббатствах, в епископальных школах при кафедральных соборах, и в придворных школах. Эти школы еще служили своего родом библиотеками, убежищами и хранилищами памятников классической культуры. При Каролинге большое значение имела придворная школа, возглавляемая Алкуином Иоркским (730-804). В ней было организовано трехступенчатое образование. Первая ступень- научение писать и элементарные основы латыни, общее представление о Библии и литургических текстов. Вторая ступень изучение семи свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Третья ступень предполагала углубленное изучение Священного писания.
Начиная с XIII века формируются университеты. Эта форма организации не имела традиционного архетипа в прошлом. Это были свободные корпорации с установленными программами обучения, дипломами и иерархией ученых званий. Создание университетов ознаменовало появление сословия ученых, священников и светских людей, которым церковь доверяла обучение. Наряду с церковной и светской начала формироваться иная власть – власть интеллектуалов.
Средневековый университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии с восьмигодичным обучением. Первый факультет явился предварительным, подготовкой к последнему. Методами преподавания были лекции и семинары. Семинар (диспутацио) состоял в дискуссии, где любая тема предлагалась в форме вопроса для обсуждения.
Деятельность монашеских орденов, особенно ордена иезуитов. Анализ уровня грамотности в XVII- XIX веках. Рассмотрение процессов секуляризации: становление светской системы образования. На основе этого анализа рассматривается реальная роль идеологической сферы на общий фон культуры в Новое время. Рассматривается история педадогических учений. Далее рассматриваются концептуальные схемы обучающих систем образования в разных странах.
В средневековье преподавание было заключено в строго ограниченные нормы. В основе образования лежал четко определенный набор канонических книг. На богословском факультете занимались изучением Священного писания и его толкованием, на юридическом изучалось церковное право и римское право – по Кодексу Юстиниана, на медицинском факультете изучали Гиппократа и Галена, на философском – Аристотеля.
С средние века получили распространение разного рода энциклопедии, где давались сведения из разных областей знания. Типичным произведением такого рода было сочинение Исидора Севильского «Этимологии»
Начиная с XVII века изучение наук стало входить в систему образования. Во времена Людовика XV в школах начали преподавать физические и математические науки
Как отмечал Сен-Симон: «Ученая корпорация делится теперь на две различные части, или, вернее, существуют две научные корпорации; труды каждой из них обнимают всю систему наших знаний, однако их занятия существенно различны: одна имеет целью преподавание наук – это университет, а другая работает в целях пополнения научной системы – это Институт»(151 Сен-симон Избранные произведения. Т.1)
Литература:
Паульсен Ф. Исторический очерк образования в Германии. М.,1908.
Ольшки Л. История научной литературы на новых языеах М.,Л..1933
МАСС-МЕДИА
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
1.ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ПРЕДРАССУДКИ.
Как правильно замечают современные представители феноменологического направления в социологии знания П. Бергер и Н. Лукман: «Теоретическое мышление, «идеи», Weltanschauungen - это не то, что является самым важным в обществе. Хотя каждое общество содержит эти феномены, они лишь часть всего того, что считается «знанием». Лишь очень небольшая группа людей в обществе занята теоретизированием, производством «идеи» и конструированием Weltanschauungen» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., Медиум, 1995, с.30) Эти социологи считают вообще обыденное мировоззрение «высшей реальностью»
М. Хайдеггер правильно подчеркивал: «Обыденность не совпадает с первобытностью. Обыденность есть напротив бытийный модус присутствия и тогда и именно тогда, когда присутствие движется в высокоразвитой и дифференцированной культуре» (Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997 с.50-51)
2. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Философия здравого смысла Т. Рида. Гамильтон.
3. АНАЛИТИКА ОБЫДЕННОСТИ
Анализом собственно обыденного мировоззрения занимаются у нас мало, у всех философов дело доходит только до «деклараций». В нашей стране аспекты обыденного мировоззрения рассматривали Б. Пукшанский, С. Гусев, Т. Кузьмина, Т. Ойзерман, К. Кантор, Е. Кукушкина А. Грязнов и др.
Собственно всегда имелось в виду, что существует обыденное мировоззрение- мир «мнений и предрассудков, со времен Парменида и далее. Здесь я рассматриваю именно «мир мнений» Параменида , Демокрита, Платона. Далее рассматриваю концепцию здравого смысла у П. Гольбаха и Т. Рида, а затем «неореалиста» Дж. Мура. В принципе «дорефлексивный мир» Гуссерля, системы «архетипов» К. Юнга и т. п. - и есть тот мир обыденности. Здесь также анализирую взгляды на мир повседневности средневековья А. Гуревича. Сознаться, то эта тема еще «сырая», но крайне объемная. Материала частных исследований много, а синтеза пока нет.
Пукшанский Б. Я. определяет обыденное знание как «знание жизненно-практическое, не получившее строгого концептуального, системно-логического оформления, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и являющееся общим непрофессиональным достоянием членов сообщества» (Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Л.,1987 с.24)
§3 ГУЛ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
У Аристотеля – френесис – рассудительность, практическая мудрость. Т.4. 176-182.
Сократ «Менон» .Т.1 С.407-408.
Монтень – в основе правильного рассуждения должны быть «…не приемы схоластических силлогизмов, а естественный свет здравого человеческого разумения» (Монтень Опыты. М.Л. 1960. Кн.3. С.183).
Гольбах
Обыденным считается мировоззрение, которое формируется в повседневной практике людей. Иногда эта форма мировоззрения, ментальная форма называется «здравым смыслом».
Вот как определяют обыденное мировоззрение С.С. Гусев и Б.Я. Пукшанский «…под обыденным мировоззрением всю совокупность мировоззренческих компонентов жизненно-практического неспециализированного сознания»
«…основа здравого смысла – традиция, а значит, и стереотип. Наличие устойчивых элементов в структуре обыденного знания в какой-то степени сближает его с уровнем рационально-практического мышления, так как в данном случае способ организации о4казывается в некотором смысле независимым от конкретных особенностей предметной практики, на базе которой она возникает»
«Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса; это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна спасает «детей фортуны» от нападок завистливых бедняков.. Она одна побуждает тех, кто с детства приучен жить самым тяжелым трудом, не покидать подобного рода занятий» (Джемс У. Психология М.,1922,117)
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Е.И. Кукушкина определяла жизненный опыт так: «…такой способ отражения действительности, который соединяет в себе содержание общественно-стихийных представлений со всей совокупностью профессиональных знаний, умений, включая сумму необходимых общих представлений о мире, об общественном устройстве и об отношении к нему субъекта сознания, а также определенный тип убеждений и сформированный под воздействием социальных условий характер отношений к нормам общежития, проявлений духовных чувств и т.д.» (Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл \\ ФН. №4. 1986. С.133).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л. 1987.
2. Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, «наивного реализма» в исследованиях домарксистской философии. Горький. 1971.
3. Ойзерман Т.И. Философия и обыденное сознание \\ ВФ. 1967. №4.
4. Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл \\ ФН. №4. 1986.
5. Вичева Д.В., Штофф В.А. Диалектика обыденного и научного знания \\ ФН 1980. №4
6. Вайнштейн М. Б. История мировоззрения в мифологии и науке. СПб. 1909.
7. Грязнов А.Ф. Философия Шотландской школы. М. 1979.
8. Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. М. 1956.
9. Тризна Д.С. Суждения здравого смысла. Киев. 1901.
10. Вопрос. Мнение. Человек. Л. 1971.
ГЛАВА 3 ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Интеллигенция – это категория людей, которые занимаются созданием, распространением и сохранением символических систем ментальности. Интеллигенция как социальному слою принадлежит прерогатива создания общих идеалов и принципов познания и картины мира, нормативов социального действия и технологий освоения действительности.
Более того, именно она является монополистом в создании социальной памяти культуры. Как подчеркивает к.Б. Соколов: «… все мы сегодня видим прошлое только глазами интеллигентов. Все же другие люди – мещане, низшее купечество и сельское духовенство, чиновничество, крестьяне, рабочие, солдаты* (именно они составляли подавляющее большинство народа – до 97% в начале века) – никогда не умели этого делать, и потому их картины мира остались для нас за семью печатями. Если говорить серьезно, то об их ментальности мы просто ничего не знаем» (Соколов к.Б. мифы об интеллигенции и историческая реальность \\ Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999. С.161-162).
В этом отношении они допускают, как и все монополисты в той или иной сфере производства «перегибы». Нам вообще плохо известна, благодаря этому монополизму, реальная история. Интеллигенты писали либо историю власти, либо историю народа, крайне своеобразно понимая и власть и народ, переломляя их реальную ментальность и образ жизни через призму своей ментальности и своего образа жизни. Но особо не повезло «среднему слою», который и придает устойчивость любому социальному образованию, их образу мысли и поведения интеллигенты внимания не уделяли. Только в настоящее время, благодаря деятельности французской исторической школы «Анналы» начинает проявляться интерес к повседневной жизни обычных людей той или иной социальной общности прошлого
Эта категория людей не идентифицируется по социально-экономическим критериям, она имеет общекультурный характер. Если их и инденцифицировать в экономическом плане – это работники умственного труда, или как называл их Писарев – «умственные рабочие». Аналогом понятия «интеллигенция» в древней Греции было понятие «ноэзиса» – высшей стадии понимания, которое ассоциировалось прежде всего с научным знанием, а не с какими –то религиозными формами «постижения». В этом смысле слово «ноэзис» было переведено словом intellegentia.
Само понятие «интеллигенция» получило распространение в русской мысли последней трети XIX века, а потом перешло в западноевропейскую мысль. Ввел его в обиход писатель П.Д. Боборыкин, хотя в том же значении, что и Боборыкин его употреблял еще В.А. Жуковский (1836). То, что оно родилось именно в России связано с двумя фактами. Во-первых, тут сказалось влияние шеллингианства в России – в философии Шеллинга понятие «интеллигенция» было центральным.
Во-вторых, сказалось то, что в России статус интеллигенции был достаточно высок. На Западе интеллигенция не обладала таким высоким статусом, вообще в среде дворянства занятие умственным трудом считалось низшим видом занятия. Но причина не только в этом – сами работники умственного труда западной Европы довольно быстро превратились не в носителей каких-то общественных идеалов, а в «интеллектуалов» – т.е. людей науки, обладателей знания, в менеджеров и инженеров. В России же интеллигенция всегда понималась не как просто слой работников умственного труда, а как носительница высших идеалов
Антиподом интеллигенции как социокультурной группы является мещанство(или бюргерство). Официально мещанство (бюргерство) являлось, наряду с дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством, пятым сословием в обществе, являющимся переходным от феодально-земледельческого к капиталистически- индустриальному обществу. Этот термин «мещанство» имеет польское происхождение: «място» – это, по-польски, город, мещанин – городской житель.
Но это спорно –к то такие бюргеры ?? –уточнить.
Критике мещанства посвятили много:
ИСТОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ