№№ п.п. | Наименование тем и содержание заданий для СРС | Формы контроля | Объем в часах | Неделя семестра |
Тема 1 | Тема 1. Предмет, назначение и функции философии Ответить на вопросы: Что является предметом философии? Почему и зачем человек философствует? В чём специфика философских вопросов? Кто такой философ? Почему исторически первой формой объяснения мира является миф? Что даёт человеку изучение философии? Что общего и отличительного между философией и наукой? В чём состоит предназначение философии? Имеется ли у философии свой язык? Сформулируйте наиболее полное определение предмета философии. | Обсуждение | | 1 неделя |
Тема 2 | Тема 2. Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия Ответить на вопросы: Какую роль сыграли тексты Вед в становлении основных школ философии Древней Индии? В чем философский смысл основных понятий, содержащихся в "Упанишадах": брахман, атман, пуруша, сатиям, мокша, сансара, карма и др. В чем причина деления древнеиндийских школ философии на ортодоксальные и неортодоксальные? В чем мировое значение индийской философии? В чем специфика древнекитайской философии, и каковы ее основные школы? В чем философский смысл основных понятий и принципов конфуцианства? Какую роль сыграла конфуцианская этика гармонии человека с социумом в развитии древнекитайского общества? В чем своеобразие античной философии, и каковы ее фундаментальные проблемы? Раскройте проблему первоначала в философии милетцев и Пифагора. Сравните источники развития в философии Гераклита и элейской школы. Как понимается атомистика в учениях Демокрита и Левкипа? Как отразилась проблема человека в философии софистов и Сократа? В чём особенность философии Платона. Каково место и роль учения Платона в европейской философии? В чем главное отличие философии Платона от философии Аристотеля? | Защита письменной работы | | 2 -3 недели |
Тема 3 | Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада Ответить на вопросы: Какие периоды в развитии средневековой философии вы знаете? Чем они отличаются между собой? В чём суть спора номиналистов и реалистов. Назовите особенности средневековой философии. Почему Августин Блаженный считается в истории средневековой патристики наиболее значимым философом Назовите и дайте характеристику религиозно-философскому течению в исламе. Раскройте взгляды Ходжи Ахмета Яссауи. Что вы знаете о философских взглядах Юсуфа Баласагуни? В чём суть философии аль-Фараби? Каким является научно - философское творчество Ибн Сины? Какую роль сыграл аль-Газали в теологическом развитии арабоязычной философии? Каков вклад Ибн Рушда в философию? В чём сущность и значение арабской средневековой философии. Что общего и в чём отличие арабской философии от европейской в средние века. В чём современное значение суфизма и других нетрадиционных течений в исламе? | Защита письменной работы | | 4 неделя |
Темы 4-5 | Темы 4-5 Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени Ответить на вопросы: Как происходило становление новой космологии? В чём суть философского пантеизма? Как связаны философия и искусство в эпоху Возрождения. В чём особенность социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы. Раскройте суть политической концепции Н. Макиавелли. В чём особенности философии эпохи Возрождения. Что означает термин "Возрождение"? В чем суть антисхоластики возрожденческой философии? В чем суть индуктивного метода познания, принадлежащего Бэкону? В чем состоял рационализм Декарта? В чем сущность пантеизма Спинозы? В чем сущность монадологии Лейбница? | Презентация | | 5 неделя |
Тема 6 | Тема 6. Философия европейского Просвещения ХVIII века Ответить на вопросы: В чем общность различных типов Просвещения в истории человечества? В чем заключается теория Шарль Луи Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов? Что писал Франсуа Вольтер о равенстве? В чем суть теории общественного договора Жан Жак Руссо? | Опрос | | 6 неделя |
Тема 7 | Тема 7. Классическая немецкая философия Ответить на вопросы: В чем состоит суть и различие так называемых «докритического» и «критического» периодов в творчестве Канта? Что означают понятия кантовской философии «чистый разум», «антиномия», «априорное знание», «трансцендентальный субъект» Что такое кантовский императив? В чем сущность гегелевского понятия «Абсолютная идея» и на каких уровнях она реализует себя? В чем сущность диалектического метода, разработанного Гегелем? В чем состоит критика Фейербаха гегелевского идеализма и христианства? В чем специфичность антропологических взглядов Л.Фейербаха? В чем заслуга К.Маркса перед социальной философией? Как формируется марксова концепция истории? Каков вклад марксистской философии в теорию познания? | Опрос | | 7 неделя |
Тема 8 | Тема 8 Философия конца ХVIII - начала XXI веков Ответить на вопросы: Каковы достоинства философии жизни? В чём сходство и различие экзистенциализма и философии жизни? В чём суть феноменологического метода? Что является для феноменологов более значительным - мир переживаний или язык и практика? В чём заключается новаторство герменевтиков? Почему именно естественный язык рассматривается философами в качестве образцовой знаковой системы? Какой потенциал доминирует в методе деконструкции Деррида – созидательный или разрушительный?? | интервьюирование | | 8 неделя |
Тема 9 | Тема 9. Казахская философия Ответить на вопросы: Как отразилась суфийская традиция на становлении казахской философии? Каковы были философские и общественно - политические взгляды Ч. Валиханова? Суть мировоззрения И. Алтынсарина. В чем заключалась философия казахских просветителей? Какие проблемы ставил Абай в своей философии? Что вы можете сказать о религиозно-философском мировоззрении Шакарима? Что вы узнали о социально-философских и этико-гуманистических взглядах общественно-политических деятелей, писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины XX века (А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, С. Торайгырова). | Коллоквиум | | 9 неделя |
Тема 10 | Тема 10. Бытие как центральная категория онтологии Ответить на вопросы: Как и почему в философии появилась проблема бытия? Какие изменения в понимании проблемы бытия произошли в Новое время? Вспомните, как шло формирование философского понятия материи. В чём преимущество диалектико-материалистического понимании материи от механистического? Может ли материя исчезнуть? В чём суть диалектического понимания движения. Какую роль сыграла теория относительности А. Эйнштейна в создании концепции пространственно-временного континуума? В чём суть философских категорий «всеобщая связь», «взаимодействие», «развитие», «противоречие»? Имеет ли бытие человек, дух, неживая природа, материя? Можно ли свести бытие к Богу, мысли, идее? | Беседа за «круглым столом» | | неделя |
Тема 11 | Тема 11. Принцип развития: диалектика и синергетика Ответить на вопросы: Как можно вкратце определить суть диалектики? Какие вы знаете основные исторические формы диалектики? Какими основными признаками должен обладать закон? Каковы основные принципы диалектики? Какой закон является «ядром» диалектики и почему? В чём заключается спиралевидный механизм развития? Что такое синергетика, бифуркация, неравновесные открытые системы? | Письменная работа | | 11 неделя |
Тема 12 | Тема 12. Возможности и границы познания. Специфика научного познания Ответить на вопросы: Каково соотношение знания и познания? В чем выражается многообразие форм познания? Каковы основные этапы разработки проблем познания в истории философии? В чем состоит предмет и метод теории познания? Что такое практика? Каковы основные функции процессе познания? Что такое истина и заблуждение. Что такое чувственное познание и каковы его формы? Что такое рациональное познание и каковы его уровни и формы? Что такое наука? Как и когда она возникла? В чем смысл научной рациональности? В чем выражается исторический характер научного познания? | Беседа | | неделя |
Тема 13 | Тема 13. Философская антропология Ответить на вопросы: Как менялись взгляды на человека в истории философии? В чём заключается системный подход к проблеме сущности человека? В чём проявляется единство и взаимосвязь биологической и социальной сущности человека? В чём сходство и отличие понятий: «человек», индивид», «личность»? Как решаются в философии проблемы смысла жизни, жизни и смерти? Каково соотношение необходимости и свободы человека? Что такое самосознание? Укажите основные уровни и формы самосознания? Какова специфика философского подхода к осмыслению духовного мира человека? Чем является сознание: функцией мозга или функцией социальной среды. Это материальное или идеальное образование? | Беседа за круглым столом | | 13 неделя |
Тема 14 | Тема 14. Социальная философия Ответить на вопросы: Чем занимается социальная философия? Каков её предмет? Как изменялись взгляды на общество в истории философии? Каковы критерии классификации общества на типы? Назовите сферы общества. Какая из них является определяющей? Что такое культура? Назовите основные отличия культуры от цивилизации? Чем отличается свобода от произвола? Что такое духовность? Чем отличается практика от опыта? | Защита работ | | 14 неделя |
Тема 15 | Тема 17. Философское осмысление глобальных вызовов современности Ответить на вопросы: В чём проявляется единство природы и общества? Как влияет природа на развитие общества и общество на природу? Как влияет техногенная цивилизация на жизнь людей? Назовите позитивные и негативные моменты. Каковы, по вашему мнению, перспективы дальнейшего цивилизованного развития? Назовите главные экологические проблемы. Какой путь их решения вы можете предложить? Что такое коэволюция? Что такое ноосфера? Как связан экологический императив с нравственным? | Презентации | | 15 неделя |