Элементы философии познания у представителей религиозных движений ХVI — ХVII веков

Лютер

Мартин Лютер (1483 — 1546 гг.) — автор знаменитых богословских "тезисов". Резко отрицал претензии католического духовенства на руководящую роль в духовной жизни мирян. Лютер автор трактатов: "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе христианина".

Лютеране, следуя за своим идеологом, значительно упростили догма­тику, из семи таинств, сохранили только два (крещение и причащение), упростили богослужение, устранили иконы.

Взгляды Лютера тесно примыкали к позднесредневековому мистициз­му, отрицали концепцию "двух истин". Он сторонник полной иррацио­нальности религии, считал невозможным для рационально-философского мышления поколебать положения веры. В отличие от Оккама, Лютер неявно использовал идею "двух истин" не для защиты науки от религии, а, наоборот, для защиты религии от успехов рационалистического мышления. Он утверждал, что человеческий разум — это блудница дьявола и величайшее препятствие для веры. Лютер настаивал на неспособности человека достичь спасения силами собственного ума и воли. В трактате "О рабстве воли" Лютер настаивает на абсолютности божественного руководства человеком.

Кальвин

Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) — автор другой богословской доктрины Реформации — кальвинизма. Его основное сочинение — "Наставление в христианской вере". Кальвин иего сторонники еще больше упрощают культ по сравнению с лютеранством.

В своей богословской доктрине Кальвин утверждал, что невежест­во верующего ценнее, чем дерзость мудрствующего. Он был воинствую­щим иррационалистом, может быть, даже большим, чем Лютер. Довел до предела фаталистические представления о сверхприродном Боге.

Суарес

Франсиско Суарес (1548 — 1617 гг.) — видный представитель католи­ческой Контрреформации, философ-иезуит. Его главное произведение — "Метафизические диспутации". Считал себя последователем Фомы Аквинского. Однако Суарес отказался от томистского различия сущности и существова­ния. В отношении познания это привело его к утверждению о том, что разум человека направлен, прежде всего, на единичное. Тексты Суареса содержат индекс понятий метафизики Аристотеля, а также сводку проблематики предшествующей схоластической философии, которые активно использовали Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Мюнцер

Томас Мюнцер (ок. 1490 — 1525 гг.) — вождь немецкой народной Реформации, выразитель мистико-пантеистических принципов анабаптистов ("перекрещенцев"). Был зверски убит слугами немецких князей после пора­жения Крестьянской войны. Автор "Пражского воззвания", излагавшего программу "подлинной Реформации".

Мюнцер обосновывал приоритет коллективного над индивидуальным, примирял мистицизм с элементами разумности, для него святой дух и был воплощением разума, а вера — пробуждением разума в человеке. Мистический пантеизм Мюнцера признает способно­сть человеческой души к постижению бесконечного Бога.

Гжегож Павел

Гжегож Павел из Бжезин (1525 — 1591 гг.) — один из ранних антитринитариев (противников Троицы), автор сочинения "Об истинной смерти, воскресении из мертвых и вечной жизни...". Пришел к выводу о том, что бестелесное, посмертное существование души невозможно. Но гибель души неокончательна. В судный день она предстанет перед Богом, но это произойдет как по воле Бога, так и по законам самой природы.

Представители естественнонаучной мысли Возрождения о познании

Наука эпохи Возрождения сосредотачивалась в университетах, с одной стороны, и в мастерских живописцев, архитекторов, скульпто­ров — с другой. Последнее следует особенно подчеркнуть, т.к. самалогика мастерства требовала его соединения с наукой, прежде всего с математикой.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 — 1519 гг.) — внебрачный сын нотариуса и крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы. Себя называл "человекам без книжного образования". Художник, скульп­тор, Леонардо стал особенно известен как инженер-изобретатель. По праву считается пионером современного естествознания. Он автор идей танка, ткацкого производства (автоматической самопрялки), воздухоплавания (парашюта), гидротехники (шлюзов)
и др.

Леонардо не писал специальных теоретических и тем более философ­ских трактатов, но вел многочисленные записные книжки, часть его литературного наследия стала известна под названием "Трактат о жи­вописи".

Леонардо конфликтовал не только со схоластической, но и некото­рыми сторонами гуманистической учености, оперировавшей книжной муд­ростью. Некоторых он называл не иначе, как "трубачи и пересказчики чужих произведений". Сам он стремился цитировать другого "автора" — "опыт наставника… наставников". По Леонардо, "мудрость есть дочь опыта". Подчеркивал безошибочность опыта, а ошибки относил за счет процесса неправильного рассуждения.

Леонардо стремился к максимально конкретному опыту и по возможности точному уяснению его роли в деле пости­жения истины. Утверждал, что полны заблуждений те науки, которые «не порождаются опытом, отцом всякой достоверности, и не за­вершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти органов чувств». Такой опыт, однако, дает только минимальные условия истинности. Истина «имеет одно-единственное решение», достижение которого кладет конец спорам об истинности. Такая однозначность истины не может быть достигнута в опыте, как чисто пассивном наблюдении и восприя­тии событий и фактов, сколь бы ни были они многочисленными. Предельно конкретная истина достижима только посредством активного и целенаправленного опыта, или эксперимента.

Ориентируясь в целом на стихийное экспериментирование, Леонар­до видел его недостаточность в достижении достоверной истины. Он отмечал, что «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Нужна теория, ибо: "Наука — полководец, а прак­тика — солдаты". И эта наука — математика. Только мате­матика придает результатам экспериментирования подлинную достоверность, однозначность. Она делает возможным точное практичес­кое применение найденной истины. Механику Леонардо называл раем математических наук. Механика мыслилась Леонардо не как теоретическая наука, а как чисто прикладное искусство конструиро­вания машин и инструментов.

Леонардо высказывал идею сочетания аналитичес­когоисинтетического методов исследования, идею объектив­ности достоверной истины. В онтологическом, точнее, онтолого-гносеологическом плане интересно леонардово понятие вечного правила, непререкаемого закона природы, аналога естественной необходимости, которую должны понимать исследователь и инженер, чтобы не стремить­ся к невозможному.

Сопоставляя творческое начало природы и человека, Леонардо пи­сал: "там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой при­роды бесчисленные виды новых вещей". Он утверждал: "мы можем в отношении искусства называться внуками Бога".

Леонардо исходил из убеждения, что искусство, как и наука, служит делу познания мира. Главное дело науки — раскрытие количественных сторон внешнего мира. Познание же качест­венности доступно главным образом искусству. Качественность озна­чает конкретность, индивидуальность, неповторимость. Познавательная роль искусства выявляется в его способности воспроизвести максимальную конкретность и индивидуальность. Первое место в искусстве принадлежит живописи: "глаз, называемый оком души, — это глав­ный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и вели­колепии рассматривать бесконечные творения природы". Живопись у Леонардо стоит выше науки, т.к. она способна изобразить явление целиком с предельной истинностью самой природы, тогда как наука на это не способна.

Подлинный художник, руководствуясь чувствам, не должен делать это бессмысленно. Сила художника прямо пропорциональ­на его способности индивидуализации.

Леонардо — редкий пример гармоничного соединения гениального живописца и великого ученого.

Коперник

Николай Коперник (1478 — 1543 гг.) — великий польский астроном и философ, числясь на церковной службе, посвящал себя многообраз­ным научным занятиям, хотя и занимался административной деятельностью. Главным научным увлечением Коперника была астрономия. Он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля-Птолемея. Это убеждение было высказано уже в первом его сочинении "Очерк нового механизма мира" (или "Малый комментарий"). Главный труд Коперника — "Об обра­щении небесных сфер" — был издан лишь перед самой его смертью.

Главная идея Коперника — то, что Земля вращается вокруг своей оси, и что при этом она обращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Осевым вращением он объяснял смену дня и ночи, обращением вокруг Солнца — перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразные движения планет. Он первым установил, что Луна является спутником Земли.

Коперник оценивал свою астрономическую концепцию как философс­кую и считал ее способной "с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим".

Защищая свою теорию от возможных нападок, Коперник обра­щал внимание на важную практическую сторону, связанную с уточнением и исправлением календаря. Был убежден в истинности своей гелио­центрической картины мира. Это не он, а некий богослов Осиандер в анонимном предисловии к его главному труду написал, что данная концепция является гипотетической, позволяющей лишь составлять более простые астроно­мические таблицы. Из-за болезни Коперник не смог опроте­стовать это предисловие, которое долго считалось его собственным.

Наши рекомендации