Элементы философии познания у представителей религиозных движений ХVI — ХVII веков
Лютер
Мартин Лютер (1483 — 1546 гг.) — автор знаменитых богословских "тезисов". Резко отрицал претензии католического духовенства на руководящую роль в духовной жизни мирян. Лютер автор трактатов: "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе христианина".
Лютеране, следуя за своим идеологом, значительно упростили догматику, из семи таинств, сохранили только два (крещение и причащение), упростили богослужение, устранили иконы.
Взгляды Лютера тесно примыкали к позднесредневековому мистицизму, отрицали концепцию "двух истин". Он сторонник полной иррациональности религии, считал невозможным для рационально-философского мышления поколебать положения веры. В отличие от Оккама, Лютер неявно использовал идею "двух истин" не для защиты науки от религии, а, наоборот, для защиты религии от успехов рационалистического мышления. Он утверждал, что человеческий разум — это блудница дьявола и величайшее препятствие для веры. Лютер настаивал на неспособности человека достичь спасения силами собственного ума и воли. В трактате "О рабстве воли" Лютер настаивает на абсолютности божественного руководства человеком.
Кальвин
Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) — автор другой богословской доктрины Реформации — кальвинизма. Его основное сочинение — "Наставление в христианской вере". Кальвин иего сторонники еще больше упрощают культ по сравнению с лютеранством.
В своей богословской доктрине Кальвин утверждал, что невежество верующего ценнее, чем дерзость мудрствующего. Он был воинствующим иррационалистом, может быть, даже большим, чем Лютер. Довел до предела фаталистические представления о сверхприродном Боге.
Суарес
Франсиско Суарес (1548 — 1617 гг.) — видный представитель католической Контрреформации, философ-иезуит. Его главное произведение — "Метафизические диспутации". Считал себя последователем Фомы Аквинского. Однако Суарес отказался от томистского различия сущности и существования. В отношении познания это привело его к утверждению о том, что разум человека направлен, прежде всего, на единичное. Тексты Суареса содержат индекс понятий метафизики Аристотеля, а также сводку проблематики предшествующей схоластической философии, которые активно использовали Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Мюнцер
Томас Мюнцер (ок. 1490 — 1525 гг.) — вождь немецкой народной Реформации, выразитель мистико-пантеистических принципов анабаптистов ("перекрещенцев"). Был зверски убит слугами немецких князей после поражения Крестьянской войны. Автор "Пражского воззвания", излагавшего программу "подлинной Реформации".
Мюнцер обосновывал приоритет коллективного над индивидуальным, примирял мистицизм с элементами разумности, для него святой дух и был воплощением разума, а вера — пробуждением разума в человеке. Мистический пантеизм Мюнцера признает способность человеческой души к постижению бесконечного Бога.
Гжегож Павел
Гжегож Павел из Бжезин (1525 — 1591 гг.) — один из ранних антитринитариев (противников Троицы), автор сочинения "Об истинной смерти, воскресении из мертвых и вечной жизни...". Пришел к выводу о том, что бестелесное, посмертное существование души невозможно. Но гибель души неокончательна. В судный день она предстанет перед Богом, но это произойдет как по воле Бога, так и по законам самой природы.
Представители естественнонаучной мысли Возрождения о познании
Наука эпохи Возрождения сосредотачивалась в университетах, с одной стороны, и в мастерских живописцев, архитекторов, скульпторов — с другой. Последнее следует особенно подчеркнуть, т.к. самалогика мастерства требовала его соединения с наукой, прежде всего с математикой.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452 — 1519 гг.) — внебрачный сын нотариуса и крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы. Себя называл "человекам без книжного образования". Художник, скульптор, Леонардо стал особенно известен как инженер-изобретатель. По праву считается пионером современного естествознания. Он автор идей танка, ткацкого производства (автоматической самопрялки), воздухоплавания (парашюта), гидротехники (шлюзов)
и др.
Леонардо не писал специальных теоретических и тем более философских трактатов, но вел многочисленные записные книжки, часть его литературного наследия стала известна под названием "Трактат о живописи".
Леонардо конфликтовал не только со схоластической, но и некоторыми сторонами гуманистической учености, оперировавшей книжной мудростью. Некоторых он называл не иначе, как "трубачи и пересказчики чужих произведений". Сам он стремился цитировать другого "автора" — "опыт наставника… наставников". По Леонардо, "мудрость есть дочь опыта". Подчеркивал безошибочность опыта, а ошибки относил за счет процесса неправильного рассуждения.
Леонардо стремился к максимально конкретному опыту и по возможности точному уяснению его роли в деле постижения истины. Утверждал, что полны заблуждений те науки, которые «не порождаются опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти органов чувств». Такой опыт, однако, дает только минимальные условия истинности. Истина «имеет одно-единственное решение», достижение которого кладет конец спорам об истинности. Такая однозначность истины не может быть достигнута в опыте, как чисто пассивном наблюдении и восприятии событий и фактов, сколь бы ни были они многочисленными. Предельно конкретная истина достижима только посредством активного и целенаправленного опыта, или эксперимента.
Ориентируясь в целом на стихийное экспериментирование, Леонардо видел его недостаточность в достижении достоверной истины. Он отмечал, что «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Нужна теория, ибо: "Наука — полководец, а практика — солдаты". И эта наука — математика. Только математика придает результатам экспериментирования подлинную достоверность, однозначность. Она делает возможным точное практическое применение найденной истины. Механику Леонардо называл раем математических наук. Механика мыслилась Леонардо не как теоретическая наука, а как чисто прикладное искусство конструирования машин и инструментов.
Леонардо высказывал идею сочетания аналитическогоисинтетического методов исследования, идею объективности достоверной истины. В онтологическом, точнее, онтолого-гносеологическом плане интересно леонардово понятие вечного правила, непререкаемого закона природы, аналога естественной необходимости, которую должны понимать исследователь и инженер, чтобы не стремиться к невозможному.
Сопоставляя творческое начало природы и человека, Леонардо писал: "там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей". Он утверждал: "мы можем в отношении искусства называться внуками Бога".
Леонардо исходил из убеждения, что искусство, как и наука, служит делу познания мира. Главное дело науки — раскрытие количественных сторон внешнего мира. Познание же качественности доступно главным образом искусству. Качественность означает конкретность, индивидуальность, неповторимость. Познавательная роль искусства выявляется в его способности воспроизвести максимальную конкретность и индивидуальность. Первое место в искусстве принадлежит живописи: "глаз, называемый оком души, — это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы". Живопись у Леонардо стоит выше науки, т.к. она способна изобразить явление целиком с предельной истинностью самой природы, тогда как наука на это не способна.
Подлинный художник, руководствуясь чувствам, не должен делать это бессмысленно. Сила художника прямо пропорциональна его способности индивидуализации.
Леонардо — редкий пример гармоничного соединения гениального живописца и великого ученого.
Коперник
Николай Коперник (1478 — 1543 гг.) — великий польский астроном и философ, числясь на церковной службе, посвящал себя многообразным научным занятиям, хотя и занимался административной деятельностью. Главным научным увлечением Коперника была астрономия. Он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля-Птолемея. Это убеждение было высказано уже в первом его сочинении "Очерк нового механизма мира" (или "Малый комментарий"). Главный труд Коперника — "Об обращении небесных сфер" — был издан лишь перед самой его смертью.
Главная идея Коперника — то, что Земля вращается вокруг своей оси, и что при этом она обращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Осевым вращением он объяснял смену дня и ночи, обращением вокруг Солнца — перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразные движения планет. Он первым установил, что Луна является спутником Земли.
Коперник оценивал свою астрономическую концепцию как философскую и считал ее способной "с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим".
Защищая свою теорию от возможных нападок, Коперник обращал внимание на важную практическую сторону, связанную с уточнением и исправлением календаря. Был убежден в истинности своей гелиоцентрической картины мира. Это не он, а некий богослов Осиандер в анонимном предисловии к его главному труду написал, что данная концепция является гипотетической, позволяющей лишь составлять более простые астрономические таблицы. Из-за болезни Коперник не смог опротестовать это предисловие, которое долго считалось его собственным.