Элементы философии познания у Августина и его христианских современников

Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Христианство давало новую систему ценностей, новую единую для всех систему страха и надежды. В 324 г. с "Эдиктом о веротерпимости" императора Константина христианство получает доминирующее положение. Эпоха гонений на христиан сменяется эпохой гонений еретиков христиа­нами, включая представителей и носителей ценностей античной культуры.

Вместе с укреплением новой — епископской (в противоположность апостольской) христианской церкви начинают происходить многочислен­ные ереси и расколы.

Афанасий

Афанасий (ок. 295 — 373 гг.) — епископ, чьё учение победило на Никейском соборе в 325 г. и чьи положения доминировали в принятом тогда Никейском символе веры (Никейском кредо). Позднее Афанасий был отправлен в ссылку, а его противник — Арий — был возвращен.

Афанасий учил, что бог-сын существует извечно, а не сотворен богом-отцом, что он не "подобосущен", а "единосущен" с богом-отцом. Указанные два слова в кавычках отличаются только одной буквой в древнегреческом языке — "йотой". Отсюда пошло выражение: "ни на йо­ту не отступать".

Юлиан

Флавий Клавдий Юлиан — император после Констанция (годы правления: 331 — 363). Вошел в историю как "Юлиан отступник", поскольку пытал­ся вернуть языческую религию и дохристианскую культуру. При нем происходит последнее в Римской империи гонение на христиан. Он запретил христианам преподавать в школах.

Юлиан — автор гимна в честь Солнца ("К царю Солнцу"), в котором отразилась его наивная попытка ввести восточный культ Солнца в своей уже христианизированной империи.

В сочинении "Против христиан" Юлиан критически относится как к христианской, так и к языческой мифологии. Он считал, что эллины сочиняли небылицы о богах, однако, иудейско-христианская мифология еще более нелепа и безнравственна. Иудейский бог у Юлиана не ведает, что творит. Он творит помощницу Адаму — Еву, которая обманывает Адама. Человеку, своему созданию, Иегова отказывает в познании добра и зла. Юлиан говорит: "может ли быть что-либо неразумнее человека, не умеющего различать добро и зло?".

В образе Христа Юлиан видел обожествленного человека. Он утверждает, что никакой бог не может быть человеком и никакой чело­век не может быть богом.

Василий Кесарийский

Василий Кесарийский (ок. 330 — 379 гг.) был одним из т.н. "каппадокийцев". Проповедуя христианство, считал, что, пока человек развле­чен земными заботами, он не может познать ясно истину. Он учил, что надо быть без дома, без родины и т.д., а также без знания человечес­ких наук. Только так, по Василию Кесарийскому, можно быть всегда готовым к восприятию в своём сердце божественного учения.

Григорий Нисский

Григорий Нисский (ок. 335 — 394 гг.) — младший брат Василия Кесарийского. Изучал философию и риторику, однако затем крестился и ушел в монастырь. В своих сочинениях Григорий Нисский четко выразил принцип — «ты мне, я тебе» — как принцип отношений человека и бога. Он говорил: "... не просить чего-либо у бога прежде, нежели что-либо угодное не принесем ему в дар". Этим он характеризовал самоуничижительно-про­сительную позицию человека в его отношении к боргу, присущую рели­гии, в отличие от повелительного принципа магии. Он говорил: "молитва есть прошение у бога, уничиженно обращенное к богу".

Августин

Аврелий Августин (354 — 430 гг.) пережил двадцать императоров. В молодости жил весьма весело, легкомысленно, пока в нем не произо­шел душевный переворот. В философии искал не столько знания, сколь­ко утешения. Был манихеем, пока не нашел себя в христианстве.

Августин автор "Исповеди", обращенной к богу, этого второго в истории при­мера, после "Апологии" Сократа, острого самосознания и самоанализа.

Августин, будучи образованным человеком, видел несуразицы и противоречия Священного Писания, учения отцов церкви. Но это в итоге не помешало его обращению в христианство. Он отмечает влияние на него неоплатонизма: "чтение книг неоплатоников надоумило меня ис­кать бестелесную истину". И он просто уверовал. Т.е. его обращение было именно актом воли, а не интеллекта. Он писал о себе: "исчезли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он (апостол Павел — СХ) противоречит сам себе и не совпадает со свидетельствами закона и пророков проповедь его: мне выяснилось единство этих святых изре­чений, и я выучился "ликовать в трепете". Я начал читать и нашел, что тоистинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем писании при посредстве благости Твоей".

Философию Августин понимает как иносказание мифологии, но такое, в котором мироздание приобретает мистифицированный, личный, персо­нальный образ. Основное отношение в таком мироздании — отношение человека и бога, точнее, отношение личностей людей и сверхлично­сти бога. Это отношение, прежде всего, эмоционально, а затем уж и ра­ционально, насколько это возможно. Это отношение связано с грехом человека, его виновностью перед богом. Вина людей в том, что они захотели знать, что такое добро и зло, и, отведав плодов с "древа добра и зла", они отравили все мироздание.

В учении Августина присутствуют в теологизированном виде тради­ционные физика, логика и этика.

Бог Августина — творец природы и источник естественного порядка. Этот порядок представляет собой натурализацию идей — мыслей бога до творения мира.

В вопросах логики и гносеологии Августин отвергает скептицизм в пользу сверхъестественного откровения. Он задолго до Декарта от­мечал, что сомневающийся во всём человек (скептик) не может сомневаться в том, что он сомневается. Преодолевая сомнения, углуб­ляясь в себя, человек находит в себе некие вечные истины, источником которых является вечный же бог. Бог наделяет душу человека, как са­мими вечными истинами, так и неким естественным светом озаряет душу человека. В этом озарении, которое дается тем, кто упражняется в религии, человек, по Августину, способен непосредственно уз­реть истину, отличить истину и правду от заблуждения и лжи. Исходя из субъекта, Августин таким образом антропологически пытается дока­зать бытие бога.

Субъект — человек — это, главным образом, душа. Августин презирает человеческое тело. Душа — творение бога. Августин отвергает предсуществование душ, их переселение. У животных, а тем более растений, души вообще нет. Будучи сотворенной, как и все, из ничего, душа вечна. Она непространственна, не имеет частей. Но, не существуя в пространстве, душа существует во времени. Душе присущи разум, воля и память. Волю Августин ставит вышеразума. Высший же акт воли — акт веры.

Согласно Августину, акт воли должен предшествовать акту знания, познания. Надо сначала уверовать в бога, а затем пытаться его поз­навать. В познании, по Августину, особая роль принадлежит любви.

Зло Августин связывал со свободной волей человека. Зло в восстании человека против бога. Зло, когда тело ставится выше души, блага тела — выше благ души. Трагедия человека состоит в том, что, даже стре­мясь к добру, человек невольно творит зло.

Главной работой Августина было сочинение "О граде божьем". В нем он излагает свою философию (теологию) общества и истории. Мировая история — это борьба "царства света" и "царства тьмы". Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство — царство греха. Церковь основана на самоотверженной любви человека к богу. В самой церкви различаются две церкви: видимая и невидимая. Невидимая церковь состоит из избранных, хотя никто не знает, кто именно избран (отсюда характеристика "невидимая церковь").

История общества у Августина имеет начало, смысл и свой конец. Начало — это творение перволюдей. Смысл — победа христианства во всемирном масштабе.

Наши рекомендации