Философия Аристотеля
Аристотель – древнегреческий философ классического античного периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель же считал, что не существует идеальных идей, оторванных от окружающей действительности – существуют только единичные и конкретно определенные вещи, индивидуумы (неделимые). Существует конкретная лошадь в конкретном месте, а не идея, воплощением которой эта лошадь является; конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий совершенно определенные характеристики. Индивидуумы – первичная сущность, рода – (кони вообще, стулья вообще) – вторичная.
Чтобы дать ответ на вопрос «что такое бытие?», Аристотель использует категории (с греческого – высказывания). Категорий десять: сущность (субстанция), количество, качество, место время и т.д. Первая из них дает непосредственное определение бытия (то есть бытие есть сущность), остальные девять являются его свойствами. Человек способен воспринимать лишь свойства, но не сущность. Категории – отражение и обобщение окружающей действительности, без них бытие немыслимо.
Важное место в его философии занимает проблема материи.По Аристотелю, материя – потенция, ограниченная формой (медный шар – медь, ограниченная шарообразной формой). Все сущее обладает потенцией (материей). Если меняется форма или материя вещи, сущность также меняется. Реальность – последовательность перехода от метрии к форме и наоборот. Материал – пассивное начало, форма – активное. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Душаявляется носителем сознания, ведает функциями организма. Выделяет три уровня души – растительная, животная, разумная. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Идеальным государствомдля Аристотеля является полития – сочетание умеренной олигархии и умеренной демократии, то есть государство среднего класса.