Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности.

Появление и активное употребление в научной среде термина «динамика культуры» приходится на вторую половину XX в. Динамику культуры следует отличать от обычных культурных изменений. Последние предполагают любые трансформации в культуре. Для динамических изменений характерны такие черты, как целостность, направленность, наличие упорядоченных тенденций.
Выделяют несколько моделей культурной динамики. Среди них – поступательно-линейная, фазовая, циклическая, поэтапная, волновая, круговая, маятниковая и др. В основу данной типологизации положен признак направленности развития. Внешне каждая из моделей может иметь проявление в виде обогащения, деградации или застоя культуры. Если для обогащения и деградации характерны соответственно дифференциация и упрощение, то застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний.

Динамика культуры имеет свое непосредственное проявление во взаимосвязях между традициями и новациями.

Традиция – это форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения определенных элементов социокультурного опыта, которая подразумевает наличие механизма его передачи, обеспечивающего устойчивую преемственность социокультурных процессов. Традиция состоит из трех основных компонентов: объекта социокультурного наследия (в качестве него выступают материальные и духовные ценности), процесса и способов такого наследования. Традиция обеспечивает воспроизводство в «живой», действующей системе апробированных и испытанных временем образцов прошлых систем. Она определяет ход развития настоящего и будущего прошлым. Любая традиция по своей сути противоречива. С одной стороны, она способствует консервации прошлого, является символом застоя, отставания, неизменности. С другой, выступает как необходимое условие созревания в ее лоне ростков нового.

Существуют различные виды традиций. Различают «первичные» и «вторичные» традиции. «Первичные» имеют устойчивое символическое содержание. Их появление в культуре происходит

1. Понятие и исторические типы мировоззрения.

2. Проблемное поле философии и структура философского знания.

3. Древнеиндийская философия.

4. Философская мысль Древнего Китая.

5. Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.

6. Философские концепции Платона и Аристотеля.

7. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин,

Ф.Аквинский). Полемика о природе универсалий.

8. Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.

9. Проблема самоопределения в философии Нового времени. Становление

механистического мировоззрения.

10. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

11. Философия Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).

12. Критическая философия И.Канта.

13. Диалектическая философия Г.Гегеля.

14. Социальная философия марксизма.

15. Становление и основные направления развития неклассической философии.

16. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

17. Исторические формы философии позитивизма.

18. Философия постпозитивизма.

19. Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы.

20. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.

21. Современная философская герменевтика.

22. Философия постмодернизма.

23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

24. Онтология как философское учение о бытии.

25. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

26. Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их

классификации.

27. Диалектика, ее сущность и исторические формы.

28. Принципы и законы диалектики.

29. Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение.

30. Пространственно-временная организация бытия. Основные науно-философские

концепции пространства и времени.

31. Философия природы. Идея коэволюции общества и природы.

32. Учение о человеке в структуре философского знания.

33. Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.

34. Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.

35. Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм,

агностицизм).

36. Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная

деятельность, знание.

37. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и

интуиции в познавательном процессе.

38. Познание и практика.

39. Понятие истины и ее критерии.

40. Вненаучное и научное знание. Специфика научного познания.

41. Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный

институт и система знаний). Функции науки в современном мире.

42. Методы научного исследования и их классификация.

43. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

44. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).

45. Научные революции.

46. Этика науки и социальная ответственность ученого.

47. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

48. Социальная структура общества.

49. Социальные отношения и социальные противоречия. Проблема источников,

движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в

общественной динамике.

50. Духовная жизнь общества.

51. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

52. Основные парадигмы философского анализа культуры.

53. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

цивилизации.

54. Техника и ее роль в истории цивилизации.

55. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации.

56. Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной

идентичности.

29.Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение. Категории – это осн. сред-во выражения фил. знания, отражающее наиболее общие св-ва и отношения реальности и задающие фундам-ные способы её фрагментации и синтеза. Выделяют группу категорий, без исп-ния которых нельзя раскрыть содержание категорий др групп: Отношение – фил. кат-рия, выраж. способ бытия объектов, как взаимообусл-х и взаимосвязанных.Связь выражает отн-ние, при кот-ом наличие, отсутствие одних объектов явл. условием налич, отс, изм-ния других.Взаимосвязь– отн-ние, при кот-ом не только нал, отс или изм. одних объектов явл. условием наличия …других, но и наоборот, изм-ния во 2 группе объектов вызывают из. в 1 группе. Действие – фил. кат., выраж. формы мвязи объектов, при кот. изм-ния одних объектов направлены на изм. др. объектов. Взаимод-ие – фил. кат, выраж. всеобщую форму взаимосвязи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изм-нии. Группа фил. кат, образованных на основе принципа структ-ти: Единичное – фил. кат., выраж. свойства и связи, присущие отдельным предметам и остут. у др. предм. Общее – ф.к., выраж св-ва и связи, присущие опред. множ-ву предметов. Особенное – ф.к., обознач. связи и отн-ния, кот отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Часть-ф.к., обознач. предметы, образ. другие, более сложные. Целое – ф.к., обознач, предметв=ывключ в себя в качестве сост. частей другие предметы.Система –ф.к., обознач. совок-ть эл-тов, нах. в устойч. связях друг с другом и образующих опред. целостность.Элемент – ф.к, обозн составную часть системы.Структура – обозн сов-ть устойч связей эл-тов, обеспеч целостность истемы и сохранение её осн. свойств при внешних и внутр. изм-ниях.Содержание – обозн. сов-ть эл-тов, образ. вещь, взаимод-ий эл-тов и рез-тов вз-вий. Форма – обозн. сов-ть относ. устойч отн-ний и связей эл-тов, образ. предмет.Причина и следствие.Причинное отн-ние можно опред. - связь между явл-ми, при кот. 1 явление, называемое причиной, при наличии опред. условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни 2 явление, называемое следствием.Причина есть взаим-вие, следствие - результат взаим-вия.Необходимость -это то, что вытекает из самой сущности матер. систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайностьже - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Возможность - это такое состояние , когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Развитие- бесконечный проц-с реализации одних возм-тей и возник-ния новых возм-тей.Вероятность - - колич. мера возм-ти. Вероятность хар-ет те пределы, в кот. сущ-ет возможность.


Наши рекомендации