Морфологические средства научного стиля
Темы 7–8. Язык научной работы.
Термины и понятия исследования. Глоссарий
В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика. Выделяется несколько функциональных стилей: официально-деловой, художественный, научный, публицистический, разговорный стиль.
Научный стиль речи обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для описания фактов действительности, объяснения их взаимодействия, формулировки закономерностей и законов.
В научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи, и это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.
Стилевыми чертами научного стиля являются:
§ подчеркнутая логичность,
§ доказательность,
§ точность (однозначность),
§ отвлеченность (обобщенность).
Подчеркнутая логичность речи должна позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в этой правоте. Практически такую же цель выполняют доказательства. От автора текста требуется точность, которая должна исключить возможность непонимания текста. Наука, имея дело с конкретными примерами, извлекает из них общие закономерности. И поэтому, говоря о конкретном, одновременно говорит и о всеобщем — этим зачастую объясняется отвлеченность и обобщенность научного стиля.
Некоторые ученые отмечают и такую стилевую черту, как неэмоциональность, безобразность текста. Действительно, цель науки — воздействовать на адресата не с помощью эмоций, а используя логику и доказательства.
Стилевые черты научного стиля проявляются в языковых средствах: лексических, морфологических, синтаксических и т.д.
Лексические средства научного стиля
В научном стиле встречаются специальные слова, обозначающие понятия — термины. Основное требование к термину – лексическая однозначность. Любое слово в научном тексте употребляется лишь в одном значении, т. к. в науке недопустима игра слов. Слово чаще выступает в обобщенном значении. Например в предложении – «Осина растет быстро» – имеется в виду любая осина, а не какая-то определенная, конкретная. В научном стиле очень много слов, которые имеют отвлеченное (абстрактное) значение: установление, зависимость, закономерность, происхождение и т.д., В качестве основного средства связности в научном стиле используется повтор слова. Как правило, в научном стиле не используют эмоционально окрашенную лексику, а также синонимическую замену в качестве средства связности.
В научной речи в силу насыщенности ее терминами, имеющими греческую или латинскую основу, в значительном количестве присутствуют иноязычные слова и выражения.
Морфологические средства научного стиля
В научном стиле чаще используются глаголы несовершенного вида настоящего времени. Это особая форма настоящего времени. Иногда его называют «настоящее вневременное», потому что оно имеет значение «всегда», «постоянно».
Система терминов данной области науки, производства или искусства составляет ее терминологию (например, терминология лингвистическая, физическая, медицинская и др.). В отличие от остальных слов языка термины создаются искусственно. Так, слово «корень» (растения) возникло в языке, а термин «корень» (слова) образован в лингвистике. Поэтому в каждой терминологии термин имеет дефиницию — точное, строго логическое определение. Многие глаголы (является, представляется, считается и т.п.) выступают в роли связок в составном именном сказуемом.
Существительных в предложении значительно больше, чем глаголов (соотношение 4:1), при этом чаще используются существительные среднего рода. Местоимения необходимы для того, чтобы текст не казался однообразным.
Другие части речи, в частности прилагательные, могут употребляться в значении местоимений: Это явление имеет определенные характеристики. В предложениях используются также наречия со значением следования: сначала, потом, затем.
Особую роль в научном стиле играет местоимение мы. Его используют для обозначения автора: Мы пришли к выводу = Я пришел к выводу. Местоимение «мы» выступает в качестве авторского «я». Надо заметить, что в последнее десятилетие ХХ века мы авторское все чаще заменяется Я, а также местоимение мы выступает в значении мы совокупности: Итак, мы видели = Мы с вами видели.