Цивилизация. Концепции Тойнби , Шпенглера

Методы и функции философии

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Метод философии – система правил и норм, используя которые, можно получить истинные знания о мире.

Методы философии:

• диалектический метод – система наиболее общих законов и закономерностей развития мира;

• герминефтика – метод понимания текстов;

• дедуктивный метод – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному;

• индуктивный метод – метод познания, в котором мысль движется от честного к общему;

• формально – логический метод – группа методов формальной логики, по которым выстраиваются суждения о мире.

Задачи философии. Все многообразие задач философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Основные этапы жизни предопределены? Познаваем ли мир?

Функции философии:

5. мировоззренческая – ее главная задача - сформировать целостное рациональное мировоззрение;

6. методологическая – ее главная задача – разработать систему универсальных методов познания мира;

7. онтологическая – ее главная задача – разрабатывать систему знаний об устройстве мира на его макро – и микроуровнях;

8. аксиологическая – разрабатывается система ценностей и происходит активное их вливание в социальную жизнь

Цивилизация. Концепции Тойнби , Шпенглера

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный):

общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);

локализованное во времени и пространстве общество.

Освальд Шпенглер

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа германского философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Неизвестно доподлинно, был ли знаком Шпенглер с работой русского мыслителя, но тем не менее основные концептуальные положения этих учёных сходны во всех важнейших пунктах[12]. Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур[прим. 4], проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Как и Данилевский, он выступает с критикой европоцентризма и исходит не из нужд исторического исследования, а из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур этот германский мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры.[13] Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского, однако она имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны, вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европоцентризма[14].

Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934—1961 гг.) Тойнби подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. У Тойнби же эти отношения хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим или наоборот обосабливаясь, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса[15].

Конфуцианство

Конфуцианство - другая философия Древнего Китая. Это учение, основанное Конфуцием, жившим примерно в 551-479 гг. до н. э. Основные понятия этой философии: тянь, жэнь, сяо, ли. Одно из учений Конфуция называется учением о середине

Конфуций - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Конфуций занимался упорядочением древних книг и составлением комментариев к "Книге Перемен" (Ицзин). Он написал "Летопись" царства Лу, при правительстве которого был советником. Воззрения Конфуция изложены главным образом к книге "Беседы и суждения" (Лунь-юй). Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и ближайших его учеников.

В учении Конфуция мы видим совсем иную, нежели в даосизме, традицию. Здесь и почитание знати, и требование признания строгой субординации внутри общества, и целый свод этических правил. "Сяо" - "почтение к родителям", "ди" - "почтение к старшему брату", "чжун" - "верность правителю и своему господину". Следование этим правилам должно было обеспечить неизменность существовавших порядков.

Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанно. Но вместе с тем он считал, что лишь представители знати могут обладать мудростью, которая основывается у них на врожденном знании, составляющим высший вид знания.

Конфуцианство широко известно своим “учением о середине”, которое после Конфуция было развито его последователями. В XII в. неоконфуцианцы так излагали смысл учения о середине: Цель жизни - постижение сути вещей; постижение сути вещей возможно с помощью знания знание поможет изменить природу сердца и совершенствовать тело. В основе знания - постижение "Небесного Разума - Закона". “Разум - Закон Поднебесной” учит, что есть только две вещи: истина и ложь. Тот, кто следует истине, творит добро. Тот, кто следует лжи, творит зло. Служение родителям - в почтении к ним. Служение господину - в преданности. Всякое служение предполагает различение истины и лжи, выбор истины и претворение этой истины в поступки.

Итак, мы рассмотрели две концепции китайской философии: даосизм и конфуцианство. Концепция конфуцианства основывалась на этике гармонии человека с социумом, благодаря соблюдению определенных правил ли. Концепция даосизма - на идее гармонизации человека и космоса. В древнем трактате “Чжуан-цзы” говорится: "Конфуций утверждал, что он "странствует в человеческом", а даосы "странствуют за пределами человеческого".

Можно заключить, что конфуцианство принадлежит к истинно китайской традиции, тогда как даосизм - к мировой философии вообще. Даосское стремление выйти за пределы социума в космос отражало общечеловеческое стремление личности вырваться из замкнутости "земного" круга и государственности. Человек во все времена обладал общечеловеческим порывом ощутить себя микрокосмосом, естественным элементом космоса, совпадающим с последним по своей структуре и по сути.

Наши рекомендации