Наука средних веков Возрождения.
Характер средневековой науки определяется всей системой теологического мировоззрения, элементами которого выступали универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.
Универсализм – стремление к всеобщему познанию, попытка охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное целое, как всеединство. Обоснованием этой модели выступало представление о единстве космоса и человека. Знать способен только тот, кто проник в суть божественного творения, поскольку оно универсально.
Символизм – будучи сотворенной, любая вещь лишается статуса онтологической основательности, и ее существование, как производное от верховного (божественного) плана, символично и является олицетворением скрытой за ней фундаментальной сущности.
Иерархизм – все вещи «видимые» обладают свойством воспроизводить «вещи невидимые», быть их символами, но не все в одинаковой мере. Мир – иерархия символов, которые подразделяются на «высшие» и «низшие». Так вода «благороднее» земли, воздух «благороднее» воды и т.д.
Телеологизм – истолкновение явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для выполнения на Земле заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые более благородны и служат скоту. Логическим завершением телеологизма в средние века явился телеологический антропоцентризм.
Человек представляется в Средневековье существом двойственным: с одной стороны, он – венец творения, воплощение божеского, созданного по его образу и подобию, с другой он – плод искушений дьявола греховная тварь. Средневековье формирует взгляд на философию и науку как на «служанок» богословия, а весь мир оказывается заполненным таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать в соответствии с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины достигается лишь на основе смирения и любви. Задачи научного исследования направляются на достижение благодати и спасения. В науке господствовал схоластический метод - цитирование религиозных авторитетов и их толкование и обоснование.
В рамках средневековой схоластики реализовалось мощное развитие норм логического мышления. Именно с этим периодом связано формирование теоретических и операциональных оснований математической логики, внесен вклад в развитие теории высказывания и теории логического следования и пр. В целом с периодом схоластики связывают становление европейского стиля мышления и разработки категориального аппарата логики.
Вершиной схоластического мировоззрения является учение Фомы Аквинского, в котором существуют указания на метод постигающего (интеллектуального) созерцания, который схватывает не образ предмета, недоступный ни физике, ни математике, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, т.е. само бытие.
Основная идея Средневековья, сформулированная Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские науки, которые получают знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении (теология).
Средневековые ученые Аверроэс и др. в основном, выходцы из арабских университетов, называли свое знание натуральной магией – глубокое познание тайн природы. При этом магия понималась как знание скрытых сил и законов Вселенной без них нарушения и без насилия над Природой.
Эпоха Средневековья характеризуется увлечением алхимией (искусство выплавки металлов). Алхимия выполняет важную роль в качестве предпосылки экспериментального метода, поскольку оперирует с реальными веществами.
Научный и промышленный переворот, который произойдет в Новое время, был в значительной степени подготовлен средневековой культурой, в рамках которой возникли университеты (XII в.) и школы (университеты в Болонье и Париж-Франция). Методами преподавания были лекции и семинары-диспутации.
Оксфордский университет (Англия) отличался свободной атмосферой, благоприятной для развития естественных наук (арифметика, геометрия, астрономия).
Наиболее известными представителями естествознания этого периода были Роджер Бэкон (1214-1292 гг.) и Уильям Оккам (1285 – 1349 гг.).
Р.Бэкон стремился создать энциклопедию наук, в которой кроме математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он считал аргументацию и эксперимент основными способами познания. Р.Бэкон подготовил век опытной науки, постоянно указывал на необходимость знания математики в научных исследованиях.
Английский философ и логик Уильям Оккам отстаивал идею независимости научных истин от богословия, их непосредственной связи с опытом. Оккам различает интуитивное знание (восприятие) и абстрактное (отвлеченное). Принцип Оккама («бритва Оккама») – не следует множить сущности без надобности, т.е. мысль о том, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет, отсюда название его учения – терминизм. Т.о. особенность средневековой науки, заключается в том, что она выступает как совокупность правил в форме комментариев и как стремление к систематизации и классификации знаний.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) подготовила научную революцию XVIв., во многом изменившую механику, геометрию, географию, астрономию, открыла бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, активную роль познающего разума. Для этой эпохи характерны интерес к человеку, эксперименту, свободному поиску и творчеству, а в целом к науке.
Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) математик, священник – первый последовательный пантеист (растворение Бога в природе), рассматривал Бога как «бесконечный максимум», приближающийся к природе как к ограниченному максимуму. Кузанский формирует идею бесконечности Вселенной, и идею о совпадении противоположностей. Отсюда у него универсальный прием философского восхождения: соединяй видимое в предшествующем им единстве.
Знаменитый немецкий ученый И. Кеплер (1571 – 1630 гг.) развивает идею взаимного влияния небесных светил. Он обосновал математическим способом точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него – третий закон Кеплера. Эти и другие открытия Кеплера сыграли огромное значение в формировании науки Нового времени.