Платона как социальная утопия государство
Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, войны и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами: философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны – благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными потребностями. Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы. Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы распевая веселые песни, славящие государство
8 Философия Элейской школы
Центр культурной жизни перемещается в южную италию. Одним из первых философов - элеатов явл Парменид (конец6-5в.д.н.э.). Фил Парменида направлена против движения Гераклита. Доказывает он это так: весь мир - это существенный шар, где нет пустоты и соответственно места для движения. Парменид считал, что бытие можно познать разумом, а не органами чувств. Кроме того бытие обладает следующими свой-ми: 1) Бытие вечно 2) Неизмено 3) Тождественно себе. Бытие - невидимый нами мир, в нем нет противоречий. Согласно Пармениду бытие это сверхдоступный мир, не доступен нашим чувствам, но мы можем о нем мыслить. Реальный мир- это мир небытия, он изменчив и текуч. В данном случае учение Парменида это пример рационалистической философии. Впервые именно школа элеатов противопоставила истенное бытие чувственномумиру, кроме того знание было противопоставленно мнению. Мнения-это наши повседневные представления. Знания это то, что дает разум. У парменида были последователи - Зенон, который взялся доказать основные положения философии Парменида.
7 Философия Гераклита.
Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется». Гер считал, что для изменения имеются причины. Он как и все милетские философы также занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Гер говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Гер считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Гер. Считал, что миром правит закон, необходимость - логос, Этот закон природный
6 Жизнь и учение Пифагор
Родился на Самое (ок. 570 до н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра и совершил путешествие на Восток, в т. ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-вост. математикой и астрономией и изучая негреч, религ.-культовые традиции; ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал религ.-филос. братство с ритуализованным уставом, взявшее власть в Кротоне и распространившее политич. влияние по всей Юж. Италии. В результате антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, ок. 497/496 до н. э.
овокупность учений от Пифагора: Пифагорейский союз (на юге италии) был также науч.-филос. школой (начиная с 5 в.) и политич. партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично) Сицилии. Их лозунг «у друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тенденцией, тормозившей демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произошло ещё при жизни Пифагора) и разгрома союза италидский центр П. переместился в Тарент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община. Внутр. организация пифагорейского союза деление на «акусматиков и математиков»; со временем «акусматики» и «математики» стали враждовать: «акусматики» фольклорно-религ. Традиции«математики» науч.-филос. Традиции.«Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» («символы») - бездоказат. максимы этич. характера («Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна», «Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включавшие также множество ритуальных запретов. «Математики» занимались «науками»- арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией, И те и другие претендовали на верность учению Пифагора, образ к-рого поэтому раздваивается
5 Философия милетской школы.
Спецификой древн.гр. философии явл стремление понять мир. Поэтому первых греческих философов называли физиками. Одним из главных вопросов был вопрос о происхождении мира, из чего и как произошел мир. Первыми греческими философами явл представители милетской школы (6 в.д.н.э.). Фалес считал что всё существующее возникло из воды. Анаксимандр говорил, что первоисточником всех вещей явл неопределенное безпредельное, это то начало от которого все начинается и где все заканчивается. Анаксимен считал, что первоначалом всего в мире явл воздух. По его мнению то сгущается то разряжается. Воздух это дыхание обнимающее весь мир. Некоторые фи-фы считали основой мира единство неокторых веществ. В начале 5в.д.н.э. город Милет утратил свою самостоятельность и здесь философия прекратилась. Вторым очагом развития философии стал город Эдхе (в Азии) - родина Гераклита(530-470 г.д.н.э.) Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал из к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл -> земля + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе. Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые тельца(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы сущ. вне нашего сознания и независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не состоят из более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы объясняются св-ми атомов. Хотя большинство этих положений было переосмысленно, значение древнегреч. атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило дальнейшее развитие в этой области.
Типы и виды мифов
Типа мир-ния : Мифология, Религия, Философия. Мифология - целостная нерасчепленная коллективно выработанная и стихийно функционирующая форма самосознания чел. Эта форма самосознания чел. была господствующей в первобытном обществе. Миф. Мир-ние первобытного человека характерно для человека, который не выделил себя из природы, основу общественного бытия человека составляли кровнородственные отношения, семейнородовые связи следствием этого является: 1) Природные явления в мифах уподобляются человеку, наделяется одушевленностью. А с другой стороны человеку присваивается черты природных явлений. Раличные связи между природными явлениями воспринимается как связи кровнородственных отношений, мир в целом рассматривается как одна большая община. Миф-ия явл-ся зачатком будущих форм сознания: религия, философия, наука, искусство... Какие вопросы ствавились и решались в мифах: 1) Почему и как возник мир? 2) Какие основные отличительные особенности человека в этом мире, его отношение с окружающим миром? 3) В мифах ещё не проводится различие между объективно-существующим миром и миром в переживаниях человека. воображаемое и переживаемое человеком объявляется единственной реальностью. Главная задача мифа - зафиксировать опыт человечества и возможность его использовать, осознать мир и себя в этом мире. Для мифа хар-но отождествление субъективного и объективного, воображаемого и действительного, образа и идеи, вещи и слова. Папример: воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается как подлинная реальность. Миф ориентируется обычно на прошлое (этот опыт прошлого передается в сказках, мифах и т.д., где фантастическое переплетается с реальным). Особенность мифа в том, что он воздействует на чувства человека. В период разложения родового строя и формирование рабовладельческого происходит и распад мифологической формы сознания. Рпоисходит формирование индивидуальных форм сознания и миф трактуется как фантазия человека(его творчество). В родовом строе миф воспринимался как жизнь. При переходе мифологической формы сознания в другие происходит формирование искусства. В этот период формируется религиозное сознание(религия одна из форм культуры человека) Религия - духовно-практическое освоение мира, которое осуществляется удвоение мира на естественный и сверхестественный; и всегда предпологает доминирующую роль свер. сил в мироздании. Религия всегда побуждает сознание человека принять то, что логически невозможно доказать. Благодаря этому можно воображаемое принять за действительное. Некоторые священники(Фома Акв.) пытались доказать существов. бога. В религии существует определенная направленность на св.естест. потустороний мир. Этот мир противоположен земному. Для верующ. Человека характерна вера в чудо(высш. Разум)
26 Идеализм и диалектика в философии Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель создал фил. объективного или абсолютного идеализма, в енкотор. роде близка теософии. Абсолютная идея, не природа, а дух, чел. и природа порождены идеей в результате своего развития. «Фил. духа»., «Наука логики.».
Феноменология духа- одновременный процесс, развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечества, освоен. этого опыта конкретн. индивидом, В конце этого проц. чел. может посмотреть на мир и на себя с точке зрения мирового духа ,мировой истории.
Три ступени мирововй души: 1. Идея порождает и накапливает своё собств. богатство, знание- сфера чистой мысли = бытие, сознание. 2. Идеи переходят в свою противоположность = инобытие, самосознание, 3. Развитие идеи завершается полным совпадением мирового разума с сотвор. им природой и обществом=ступень духа.
Задача фил. – раскрыть истинный путь самодвижения мировой идеи.
Абсолютная идея – субстанция и первооснова всех вещей. Её сознание- Логика.Суб. дух раскрывает душу ,объективный дух – право, мораль, гос, религ., нравств., искусство, абс. дух – дух. деят. человечества на протяж. тысячелетий. Рациональное зерно фил. Гегеля – разработка диалектики, хотя и идеальной позиции. «Всё движется в идеи». 1. Зак. движения и борьбы противоположностей» (Почему и происход. развитие?). 2. Зак. прехода колич. измен. в кач. (Как происходит развитие?). 3. Зак. двойного отрицании (Куда идёт развитие?). Пример с водой.
Не возможно понять яв. не уяснив всего пути его развития. Вечное движение.
Философия
Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом,фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам.
Философияю (любовь к мудрости). Пифогор (1, сам себя так назвал), особая форма обществ. сознания. Возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопрсоы человечества Возникновение философии, ее дальнейшее развитие связаны с особенностями исторически предыдущих форм мировоззрения — мифологии и религии. духовной жизни человечества знает три ключевых типа мировоззрения, которые возникают и развиваются в соответствующих социально-экономических и политических условиях, -- мифологический, религиозный, философский. Так, становится очевидным, что понятие «философия» и «мировоззрение» не тождествены между собой: мировоззрение -понятие более широкое, чем философия, последнее является лишь одним из его исторических типов. Все указанные исторические типы мировоззрения имеют свои социальные, материальные, гносеологические предпосылки и представляют собой относительно целостное мировоззренческое отображение мира, связанное с уровнем развития общества.
3 Возникновение философии, ее дальнейшее развитие связаны с особенностями исторически предыдущих форм мировоззрения — мифологии и религии. духовной жизни человечества знает три ключевых типа мировоззрения, которые возникают и развиваются в соответствующих социально-экономических и политических условиях, -- мифологический, религиозный, философский. Так, становится очевидным, что понятие «философия» и «мировоззрение» не тождествены между собой: мировоззрение -понятие более широкое, чем философия, последнее является лишь одним из его исторических типов. Все указанные исторические типы мировоззрения имеют свои социальные, материальные, гносеологические предпосылки и представляют собой относительно целостное мировоззренческое отображение мира, связанное с уровнем развития общества.
27 Антропологический материализм Л. Фейербаха Людвиг Фейербах – увлкался фил. Гегеля, был в леворадикальной гр. младогегельянцев. Однако вскоре стал материалистом и начал критиковать фил. Гегеля за близость хрест. теологие, за её идеализм. Он объяснил феномен Бога как наделение самостоятельной формой существования человеческой сущности ,наиб. общих свойств чел. рода (разум, бессмертие, могущество). Бог сущ. только в головах людей. Сущность человека не должна обособлятся от него самого. Тварец Бога чел. ставится в зависимость от своего тварения. Чел. тем беднее, чем больше атрибутов он предписывает богу. Был ярым материалистом, но употреб. поянтие «природа» (Натурфилософия), т.к. это понят более однозначно, к понят. материи в обществ. сознание сложилось отрец. отнош., «матер.» не искл «идеи» и в некотор. проде подразумевает её.
Фил. Феёербаха носит антропологический характер. В её центре ни космос, ни Бог, ни природа, но человек- высшее сущ. природы, во всей полноте его духовного бытия. Важная характеристика чел. – чувства, его восприимчивостть Чел. в его фил. воспринимается в общение с др. людьми. Источник заний – ощущеиня, сенсуалист, Истина – мнение большинства людей.
Атомизм
От греч.Atomos - неделимый Атомизм - в Древней Греции - материалистическое учение о природе, развитое в 6-5 вв. до н.э. Левпиппом, Демокритом, Эпикуром. Согласно этому учению, материя состоит из вечных, неизменных, неделимых мельчайших частиц (атомов). Суть программы состоит в следующем: начало всего сущего - неделимые частицы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей - есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы месте.[1] Задача научного познания, согласно Демокриту, чтобы наблюдаемые явления свести к области "истинного сущего" и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума. Содержание исходных философских принципов и гносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита: а) в познании исходить от единичного; б) любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (анализ) и объяснимы исходя из них (синтез); в) различать существование "по истине" и "согласно мнению"; г) явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного Космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.