Комплексные контрольные задания (для проверки навыков)

1. В духе какой политико-правовой концепции высказался Ф. Прокопович? Перечислите Западноевропейских философов, высказывавших сходные идеи.«Злобы человеческие побудили человека во един общества союз и сословие собираться».

2. В духе какой политико-правовой концепции высказался Г.И. Пестель? Перечислите Западноевропейских философов, высказывавших сходные идеи.

«Бог, творец вселенныя, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, ничто ни в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с законами природы, как и святыми законами веры».

3. Создайте свой проект «правильного государства». Уточните - на основании каких принципов вы будите его организовывать, к каким целям стремиться, с помощью каких средствами управлять, с какими «вызовами» столкнется ваше государство и как вы сможет на них «ответить».

4. Философия иррационализма - это разрыв с классической философией и классическим способом мышления. Против каких положений классической философии и мировоззрения выступает Ницше?

«Три заблуждения. Всемерное поощрение науки, характерное для последних столетий, объяснялось отчасти тем, что при её посредстве люди надеялись более всего приблизиться к пониманию доброты и мудрости божией, - основной мотив, звучавший в душе великих англичан (таких, как, например, Ньютон), - отчасти же это обуславливалось верой в абсолютную пользу познания, а точнее – верой в то, что между моралью, знанием и счастьем существует неразрывная связь – основной мотив, звучавший в душе великих французов (таких, как, например, Вольтер), - в какой-то мере это объяснялось и тем, что в науке видели воплощение самоотверженности, безобидности, самодостаточности, истинной невинности, и оттого считали её достойной любви, наука казалась далекой от дурных инстинктов человека – основной мотив, звучавший в душе Спинозы, который в сфере познания чувствовал себя равным Богу, - вот три причины – три заблуждения».

(Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С.306)

5. Немецкий социолог ХХ столетия Макс Вебер считал, что именно из Реформации и появления протестантизма (XVI в.), в европейской культуре утверждаются такие ценности и нормы, как частная собственность, экономическая свобода, трудовая дисциплина, старательность и профессионализм, инициативность и др. Протестантизм создал новый тип личности, которая сыграла огромную роль в экономическом перевороте в Европе и Новом свете: личности деятельной, дисциплинированной, ответственной, готовой к суровым испытаниям и героизму ежедневного труда. Раскройте смысл протестантизма и особенности отражения в правовых нормах того времени.

6. Существует легенда, согласно которой к Зенону, учившему, что движения на самом деле нет, это всего лишь иллюзия, пришел ученик. Желая доказать учителю обратное, ученик нашел остроумный аргумент – он просто стал ходить перед Зеноном. Легенда имеет продолжение: Зенон побил палкой ученика за то, что тот так и не понял главного в рассуждениях учителя – «Очевидность не может быть доказательством!». По этому поводу А.С. Пушкин написал стихотворение «Движение» (1825):

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Раскройте смысл апорий Зенона. Объясните, почему в полемике учителя и ученика прав был именно учитель. Что должен был понять ученик? И, при чем тут Галилео Галилей?

7. «Делай то, что от тебя требует в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг – не считай это маловажным. Кто может изменить образ мысли людей? А без такого изменения, что может быть, кроме рабства, стонов и лицемерного повиновения?». Это высказывание принадлежит римскому императору и философу-стоику Марку Аврелию. Как вы поняли, почему он негативно относится к радикальным изменениям в обществе?

8. Августин Блаженный, размышляя об основах христианской нравственности, выдвинул такой принцип: «Люби Бога – и поступай, как знаешь». Как вы понимаете и как оцениваете эту мысль? Что в ней: призыв к духовному росту? принцип самовоспитания и самоконтроля? критерий нравственного и правового поведения? или, возможно - проявление равнодушия ко всему, что не есть Бог? Или что-то еще?

9. «Я нисколько не обязанный умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан умирать за отчизну, которая состоит из всех этих граждан?», – так ставит вопрос Лоренцо Валла, гуманист эпохи Возрождения. А как бы вы ответили на вопрос этого мыслителя?

10. Знаменитое кантовское доказательство бытия Бога основано на его учении о человеке как свободном и моральном существе.

Первый тезис Канта: все в мире подчинено закону причинности.

Второй тезис: если человек тоже всецело подчинен этому закону, то он не может нести нравственную ответственность за свои поступки. Кант говорит, что отрицать свободу человека - значит отрицать всю мораль. Там, где нет свободы - там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности. Но они есть.

Третий тезис: если мы все же утверждаем нравственную вменяемость человека, мы должны констатировать факт его свободы.

Вывод: следовательно, человек, живя в мире, не подчиняется основному закону мироздания. Значит, человек «не от мира сего»: ничто в мире не может действовать свободно, а человек - может. Значит, человек есть нечто большее, чем мир.

Таким образом, через человеческое бытие (в котором есть нравственность и свобода) проступает иное измерение бытия - бытия не ограниченного пространством, временем, детерминизмом и одаренного свободой, нравственностью и разумом. Такое бытие на языке философии именуется Богом...

Прокомментируйте и объясните логику Канта: почему же человек свободен, и как из факта человеческой свободы Кант выводит доказательство бытия Божия?

11. Павел Новгородцев, русский философ и правовед писал о русском народе: «...Сам по себе, в своей естественности и непосредственности, народ может быть и плох и хорош, и поэтому не надо самому народу поклоняться, а только идеалам и святыням его».

Новгородцев ссылается также на слова Достоевского: народ «грешит и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты, во Христовы минуты он никогда в правде не ошибется».

Какие идеалы и святыни (которым стоит поклоняться, по Новгородцеву) исповедывал русский народ? Не ошибались ли сами Достоевский и Новгородцев в том, что народ «в лучшие минуты в правде не ошибется»? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.

12. Г. Гегель: «Истина – это не отчеканенная монета, которую можно положить в карман». Приведите примеры, которые бы подтверждали, что истина – это бесконечный процесс раскрытия все новых граней предмета познания. Как это рассуждение можно применить к юридической истине?

Объясните.

13. Известен так называемый «парадокс свободы»: неограниченная свобода ведет к своей противоположности, поскольку без защиты и ограничения со стороны закона свобода необходимо приводит к тирании сильных над слабыми. Однако «неограниченная свобода» - это вовсе не свобода, а произвол, анархия. Свобода всегда связана с необходимостью – внутренней или внешней. Объясните это высказывание.

14. Юрист и социолог Б.Н. Кистяковский, один из авторов известного сборника «Вехи», писал об обратном влиянии права на нравственность. Право не есть только «этический минимум», право не есть только принуждение. Право - это «единственная социально-дисциплинирующая система». Игнорируя ценность права, русская интеллигенция, писал он, оказывается крайне неустойчивой в своих нравственных принципах.

Объясните мысль Б.Н. Кистяковского об обратном влиянии права на нравственность.

15. «Право есть минимум морали» - такое определение дает русский философ В. С. Соловьев. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад». Такой преждевременный ад грозит, по Соловьеву, с двух противоположных сторон: со стороны личных произволов, разрывающих общественную солидарность (угроза анархии), или, напротив, со стороны сил общественной опеки, подавляющей личность (угроза деспотизма).

Объясните мысль Соловьева: как понимать – «право - минимум морали», в чем суть возможного «земного ада», и каким образом право может его предотвратить?

16. Из всех высказываний выберите правильные.

· Всякая гипотеза приводит к новой теории.

· Настоящая научная теория не нуждается в гипотезах.

· Теория состоит из большого числа гипотез.

· Только проверенная гипотеза приводит к новой теории.

· Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию.

Обоснуйте свой ответ.

17. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении чело­века, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, асоциальном пове­дении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической обусловленности преступности.

Каково ваше мнение по этому вопросу?

18. Человек по Канту с одной стороны принадлежит природной необходимости, а с другой – нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности - он свободен.

Можно ли согласиться с данным пониманием человека? Какая роль права в этом процессе?

19. Российские исследователи отмечают, что нам нечего «стеснятся» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, но и не следует абсолютизировать его и отождествлять с ценностями «казарменного коллективизма».

Можно ли согласиться с данным высказыванием? Аргументируйте ответ.

20. Какие положения Канта принимаете, какие нет? Обос­нуйте. Какие способы аргументации использованы Кантом?

«…человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине. Поэтому, как ни поступит человек в данном случае: предоставит ли он верховную власть одному или сообществу многих избранных для этой цели лиц, нельзя понять, как он создаст себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии c законами. Верховный глава сам должен быть справедливым и в то же время человеком. Вот почему эта задача самая трудная из всех; более того, полностью решить ее невозможно; из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа. Что эта проблема решается позднее всех, следует еще из того, что для этого требуются правильное понятие о природе возможного [государственного] устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов – дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток».

(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17)

21. Проанализируйте рассуждение Г. Гегеля о гражданском обществе. Выявите принципы построения гражданского общества.

«Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, – но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении c другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредствованное другим особым лицом и вместе c тем как всецело опосредствованное формой всеобщности – другим принципом гражданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собою как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества. Многие новейшие государствоведы не могли додуматься до другого воззрения на государство. В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения c другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения c другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе c тем благо других. Так как особенность связана c условием всеобщности, то целое есть почва опосредствования, на которой дают себе свободу все частности, все случайности рождения и счастья, в которую вливаются волны всех страстей, управляемых лишь проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера (Мая), при помощи которой всякая особенность способствует своему благу...

Таким образом, себялюбивая цель, обусловленная в своем осуществлении всеобщностью, обосновывает систему всесторонней зависимости, так что пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены c пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. Можно рассматривать эту систему ближайшим образом как внешнее государство, – как основанное на нужде государство рассудка».

(Гегель. Философия права // Сочинения. М., Л., 1934. Т. 7. С. 211-212)

22. Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Само понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в трех значениях:

1. право как свобода (идея права);

2. право как определенная ступень и форма свободы (особое право);

3. право как закон (позитивное право).

Поясните, как вы понимаете эти значения и как они соотносятся с современной социальной действительностью?

23. Между нормами права и нормами морали могут возникать противоречия, когда право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное. Так в прошлом, примером подобного противоречия был уголовный процесс, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого (подсудимого). По закону их отказ от дачи показаний или ложные показания должны повлечь уголовную ответственность. В то же время по моральным соображениям органы следствия и суд старались не привлекать их к такой ответственности, если только в стремлении выгородить близкого человека родственники обвиняемого не оговаривали заведомо невиновных, стремясь переложить на них вину за преступление.

Как вы можете объяснить данную ситуацию и ваше отношение к ней.

24. Авторы в юридической литературе выделяют следующие важнейшие свойства позитивного права:

- всеобщую, обязательную нормативность;

- определенность по содержанию;

- формальную определенность;

- государственную обеспеченность.

Дайте расширенную трактовку данных свойств позитивного права.

25. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем, она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, порой вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, не являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г. Шершеневич, должен подсказывать им «благоразумие и умеренность в правовом творчестве». Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, «тесно сплетая» свои интересы с интересами подвластных, «по возможности, не доводя последних до сознания противоположности».

Прокомментируйте данное положение. Как, по вашему мнению, происходит существование и функционирование государства и права в современных российских условиях? Объясните вашу позицию.

26. Как известно, решение основного вопроса философии права может быть осуществлено через решение ряда основных задач, или главных вопросов философии права:

1. об основании справедливости и ее критериях (вопрос об обосновании «естественного права»);

2. о нормативной (обязывающей) силе права, (вопрос о соотношении права и власти);

3. о природе и функциях позитивного права.

Как вы понимаете данные задачи философии права? Объясните свою позицию.

27. К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

- онтология права;

- антропология права;

- гносеология права;

- аксиология права;

- философско-правовая праксиология.

Объясните ваше понимание целей и задач каждого из компонентов как отдельных учений.

28. Дайте краткое объяснение понимания вами сущности следующих философских концепций права:

- философско-правовой идеализм;

- философско-правовой материализм;

- философско-правовой рационализм;

- философско-правовой иррационализм;

- философско-правовой позитивизм;

- философско-правовой либерализм.

Существует ли их проявления в современных условиях.

29. В философии права рассматривается юридическая концепция общего блага.

В русле такого подхода в Европе утвердились идеи всеобщей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, правового закона и государства.

Современная интеграция европейских обществ в рамках Европейского Союза также осуществляется на основе концепции общего блага. Но это уже новый, наднациональный способ интеграции и обеспечения общего блага. Объединенная Европа создает единое правовое пространство, в котором все граждане государств-членов ЕС будут обладать равными правами и возможностями защиты этих прав в органах правосудия на всей территории ЕС.

Как, по вашему мнению, реализуется эта концепция в современных условиях в ЕС?

Какие проблемы с реализацией юридической концепции общего блага существую в постсоветской России?

30. Право в психологической концепции Петражицкого Л.И. - это не законодательные нормы, не правовые отношения, объективно складывающиеся в обществе, а исключительно индивидуальное психическое явление – психическое переживание, обладающее особыми признаками. Право у него предстает как сугубо индивидуально-психическое явление и не имеет объективного существования.

Учёный формулирует понятие нормативного факта, который противопоставлялся им правовой норме. Петражицкий дает свою трактовку проблеме соотношения права и закона, подчёркивая, что законодательное установление и правовая норма - далеко не одно и тоже.

Дайте ваше объяснение выше сказанным положениям и выскажите свое отношение к самому подходу в понимании права.

ТЕСТЫ

1. Предмет философии права:

1. Учение о предельных основаниях человеческого бытия.

2. Учение о справедливости.

3. Учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.

4. Познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть "нормальный" строй общества

2. Позитивное право – это:

1. Проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

2. Идеал, т.е. очищенная от случайностей форма должного в отношениях между людьми.

3. Система установленных норм и исторически сформировавшихся институтов.

4. Действующая система правовых норм, отношений и судебных решений.

3. Естественное право – это:

1. Учение об отстаивании особой ценности и важности правового порядка.

2. Глубинная сущность права, его "идеальность".

3. Учение об исходных принципах, на основе которых принимаются действующие правовые нормы, на основе которых происходит их оценка.

4. Учение об отрицании необходимой связи между правом и моралью.

4. Онтология права – это:

1. Проблемы статуса института прав человека в современном обществе.

2. Права человека в конкретном социуме.

3. Соотношение личности и права.

4. Проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования.

5. Антропология права – это:

1. Процесс познания в сфере права.

2. Правовая практика как критерий правовой истины.

3. Вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией.

4. Проблемы соотношения личности и права.

6. Гносеология права – это:

1. Ценность, как определяющая характеристика человеческого бытия.

2. Особенности процесса познания в сфере права.

3. Вопросы о правовом идеале и правовом мировоззрении.

4. Правовая практика как критерий правовой истины.

7. Аксиология права – это:

1. Вопросы об общем критерии правомерности.

2. Проблемы статуса института прав человека в современном обществе.

3. Ценность, как определяющая характеристика человеческого бытия.

4. Основные правовые ценности: справедливость, свобода, равенство, права человека, их "иерархия".

8. Философия права акцентирует внимание:

1. На конструировании понятийного каркаса позитивного права.

2. На вопросах социальной обусловленности правовых норм.

3. На рефлексии оснований права.

4. На вопросах социальной эффективности правовой системы в целом.

9. Философии права присущи следующие функции:

1. Мировоззренческая.

2. Методологическая.

4. Аксиологическая.

4. Все вышеперечисленные.

10. Древнекитайский мыслители - легисты:

1. Шень Бухай.

2. Лао-цзы.

3. Конфуций.

4. Шан Ян.

11. Философия права эпохи высокой классики в античный период характеризуется следующими парадигмами:

1. Моральная ориентация, недопущение эгоистических мотивов.

2. Идея наказания - основной принцип теоретических обоснований государства и права.

3. Отличие писаного закона от неписаной справедливости.

4. Равенство всех людей по природе.

12.Теоретик античного периода философии права, обосновавший принцип: «Человек не имеет права жить для себя, а обязан существовать лишь для государства и общего блага».

1. Демокрит.

2. Платон.

3. Аристотель.

4. Эпикур.

13. В основе права, согласно Цицерону, лежат:

1. желания,

2. мысли;

3. потребности;

4. справедливость.

14. Римские юристы сформулировали положение о делении права на:

1. публичное и частное;

2. субъективное и объективное;

3. рациональное и иррациональное;

4. тоталитарное и демократическое.

15. Главный тезис учения Аврелия Августина:

1. Ориентация на справедливость естественна для человеческого разума.

2. Справедливость права - это не данность природы, а человеческие установления.

3. Первенство веры над разумом.

4. Первенство разума над верой.

16. Фома Аквинский понимает право:

1. Право - договор людей между собой об их общей пользе и взаимной безопасности.

2. Право - это моральное качество, которое позволяет человеку иметь пределенные вещи или совершать определенные поступки.

3. Право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

4. Право - это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития.

17. Автор теории «государство – это синтез семьи и гражданского общества»:

1.Иммануил Кант.

2. Клод Адриан Гельвеций.

3. Густав Гуго.

4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

18. Классификацию развития права осуществил:

1. Гегель;

2. Маркс;

3. Аристотель;

4. Платон.

19. Представители социологизма представляют право:

1. Право – это априорная категория, независимая от социальной действительности.

2. Право реализуется в процессе толкования, применения и создания социальных норм.

3. Право поддерживается юридической силой действия, обеспеченного правовой санкцией политически организованного общества.

4. Право является одним из видов целевой деятельности.

20. Идею «общественного договора» впервые выдвинул:

1. Г. Гроций;

2. Т. Гоббс;

3. Ж.Ж. Руссо;

4. Г. Гегель.

21. Работу «К критике гегелевской философии права» написал:

1. Энгельс;

2. Ленин;

3. Августин;

4. Маркс.

22. Автор «чистой теории права»:

1. Г. Харт.

2. Дж. Остин.

3. Г. Кельзен.

4. Р. Штаммлер.

23. Известное высказывание Дж. Остина, отражающее точку зрения юридического позитивизма, звучит: "Закон есть ________________________________________________".

24. Известная работа Г. Гегеля, в которой с философской позиции рассматривается право, называется "_______________ права".

25. Философско-правовая гносеология - это:

1) учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности;

2) учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности;

3) учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе;

4) учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности.

26. Философия права – это дисциплина:

1. Правовая;

2. Политологическая;

3. Социологическая;

4. Философская.

27. "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ст. 17 Конституции РФ). Эта статья отражает сущностную характеристику:

1) естественного права;

2) позитивного права;

3) конституционного права;

4) гражданского права.

28. Укажите соответствие понятий определению:

1. юридический позитивизм;

2. юридический нигилизм;

3. правовой объективизм;

4. правовой субъективизм:

а) способ осмысления права, который видит источники права в объективном мире, в социальной реальности;

б) способ осмысления права, усматривающий смысл права в сознании субъекта, в идее права;

в) незнание законов, пренебрежение ими или сознательное их нарушение;

г) особая философская позиция, которая считает, что сверх позитивного знания о праве ничего знать нельзя.

29. Работу «Метафизика нравов» написал:

1.Аристотель;

2. Кант;

3. Гегель;

4. Спиноза.

30. Латинское слово «justitia» означает:

1. равенство;

2. справедливость;

3. законность;

4. ответственность.

31. Последовательность появления философско-правовых школ и концепций в истории общества:

1. "школа законников" (легизм);

2. философия права Гегеля ;

3. школа естественного права;

4. философия права Маркса.

32. Последовательность жизнедеятельности мыслителей, разрабатывавших философско-правовые проблемы:

1. Вл. Соловьев;

2. Ш. Монтескье;

3. Г. Кельзен;

4. М. Цицерон.

33. Изучение теоретических проблем познания права как специфического социального объекта; теория познания правового бытия – этот раздел философии права называется правовая ___________________?

34. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём установления внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое – называется ________________________?

35. Понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве – называется __________________ право.

36. Автором работы «Философия права» является ______________?

37. Учение, включавшее в себя положение об отмирании государства и права по мере развития общества:

1. Позитивизм

2. Марксизм

3. Либерализм

4. Материализм

38. Латинское слово justitia означает ____________________?

39. Принцип, характеризующий «разрешительный» подход к пониманию права:

1. Разрешено все, что не запрещено законом;

2. Разрешено все;

3. Запрещено все, что не разрешено законом;

4. Разрешено все, что не противоречит морали.

40. Структурными элементами правового сознания являются:

1.Теоретическое правосознание;

2. Обыденное правосознание

3. Правовая антропология;

4. Правовая психология.

41. Платон определял право следующим образом: право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.

1. Да.

2.Нет.

42. Какое из суждений отражает точку зрения философско-правового материализма:

1. Право – продукт развития материальных отношений людей;

2. Право – продукт развития человеческого знания;

3. Право – продукт субъективной деятельности человека;

4. Право – это закон.

43. Философско-правовое учение, подтверждающее высказывание Д. Остина: «Закон есть закон»:

1. Материализм;

2. Идеализм;

3. Позитивизм;

4. Рационализм.

44. Философия права в трактовке Г. Гегеля это:

1. Часть философии;

2. Элемент общей теории права;

3. Единство права и философии;

4. Все вместе.

45. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового позитивизма:

1. Закон есть порядок;

2. Закон есть воля;

3. Закон есть закон;

4. Закон есть разум.

46. Принцип, характеризующий «запретительный» подход к пониманию права: запрещено все, что _______________________?

47. «Свобода есть познанная необходимость» - это высказывание принадлежит ____________________.

48. «Человека, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек». Эти слова принадлежат:

1. Аристотелю;

2. Канту;

3. Макиавелли;

4. Гоббсу.

49. В философско-правовом учении высказывание Ф. Ницше: «В основе действий человека лежит воля к власти» отражает направление:

1. Позитивизма;

2. Рационализма;

3. Иррационализма;

4. Материализма.

50. Вопрос о сущности права, его корнях, причинах, обстоятельствах, условиях, началах, основах, истоках - это основной вопрос:

1. Эпистемологии права;

2. Аксиологии права;

3. Онтологии права;

4. Философско-правовой герменевтики.

51. Право – это сугубо человеческий феномен.

1. Да.

2. Нет.

52. Право – содержание закона.

1. Да.

2. Нет.

53. Можно ли утверждать, что прао – это продукт общества, а закон – продукт государства?

1. Да.

2. Нет.

54. Маркс трактовал понятие «справедливость» исходя из:

1. уравнительных отношений;

2. материалистического понимания истории;

3. идеалистического понимания истории;

4. теории естественного права.

55. Создает ли правовую культуру тоталитарное общество?

1. Да.

2. Нет.

56. Герменевтический круг – это целевое понимание, учитывающее и логические, и исторические и психологические аспекты текста?

1. Да.

2. Нет.

57. Являются ли свобода, равенство и справедливость сущностными характеристиками права?

1. Да.

2. Нет.

58. Право, как общественное явление исследует:

1. Антропология;

2. Философия;

3. Демография;

4. Общая теория права.

59. Герменевтика – это:

1. Учение о мире в целом;

2. Учение о ценностях;

3. Теория интерпретации, понимания, истолкования;

4. Часть мифологии.

60. Включает ли модернизация общества модернизацию правовой системы?

1. Да.

2. Нет.

65. Каким образом происходит смена строя в формационном подходе:

а) революция

б) эволюция

в) стагнация

66. Кем впервые были применены понятия «абстрактное» и «конкретное»:

а) Г. В. Ф. Гегель

б) И. Г. Фихте

в) К. Маркс

67. Какое знаменитое произведение написал К. Маркс:

а) «Капитал»

б) «Утопия»

в) «Город Солнца»

68. Дополните фразу: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменять сила …

а) синтеза

б) абстракции

в) закона единства и борьбы противоположностей

69. Согласно естественно-правовой аксиологии, естественное право выступает в виде:

а) морали

б) должного образа, цели

в) абсолютного знания о праве

г) справедливости

д) критерия для оценки позитивного права

Наши рекомендации