Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Тестовые задания по дисциплине «Воспитательное пространство культурного казачьего сообщества»

1. Казачий менталитет включает в себя:

а) скромность;

б) отзывчивость;

в) терпимость;

г) агональность (борьбу, стремление к самовыражению, к преодолению препятствий).

2. У какого народа жениха проверяли «конем, топором и борьбой»:

а) скифы;

б) хазары;

в) ногайцы;

г) казаки.

2. Как называлась форма общественного самоуправления у восточных славян:

а) кровнородственная община;

б) коло;

в) круг;

г) территориальная община.

3. Что означала поговорка «Передний заднему - мост» у славян:

а) помощь старших детей в воспитании своих братьев и сестер;

б) старшинство в семье;

в) подчинение старшему сыну;

г) подчинение главе семьи.

1. Средствами народной педагогики являются:

а) природа, игра;

б) слово, традиции;

в) религия, труд

г) сказки, пословицы.

2. Кто является автором триады: «Народность. Православие. Наука»:

а) Волков;

б) Каменский;

в) Ушинский;

г) Макаренко.

3. Кто являлся основным воспитателем-мужчиной в древних славянских общинах:

а) дед;

б) дядька;

в) боярин;

г) ведун.

4. У какого из народов могли обручить невесту с шапкой жениха:

а) адыги;

б) русские;

в) армяне;

г) аланы.

5. У какого народа жениха проверяли «конем, топором и борьбой»:

а) скифы;

б) хазары;

в) ногайцы;

г) казаки.

6. Как называлась форма общественного самоуправления у восточных славян:

а) кровнородственная община;

б) коло;

в) круг;

г) территориальная община.

7. Что означала поговорка «Передний заднему - мост» у славян:

а) помощь старших детей в воспитании своих братьев и сестер;

б) старшинство в семье;

в) подчинение старшему сыну;

г) подчинение главе семьи.

8. Как оформлялся обряд побратимства у славян:

а) записью в церковных книгах;

б) кровью;

в) путем обмена горстями земли;

г) распиванием чаши вина.

9. Каким материалом украшали горцы внутреннее убранство своих жилищ:

а) деревом;

б) камнем;

в) коврами;

г) землей.

10. Кого в случае опасности должен был защищать аталык в первую очередь:

а) свою жену;

б) своих детей;

в) своих родителей;

г) приемного сына или дочь.

11. О ком говорил Л.Н. Толстой в следующих словах: « Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям ради меня. У них это считается за ничто – это стало привычкой и удовольствием»:

а) о друзьях;

б) об аталыке;

в) о кунаке;

г) о названном брате.

12. Что символизировал у горцев очаг и связанные с ним предметы – котел и цепь:

а) семейное единство;

б) богатство, достаток;

в) мир и благополучие;

г) скатерть-самобранку.

13. Как назывался обряд «похищение невесты» у адыгов:

а) кража;

б) калым;

в) адат;

г) умыкание.

14. Кто первый ввёл термин этнопедагогика в нашей стране:

а) А.С. Макаренко;

б) К,Д. Ушинский;

в) Г.Н. Волков;

г) B.C. Кукушкин.

15. Предмет этнопедагогики это:

а) пословицы, загадки, песни;

б) принципы и методы воспитания;

в) религия, язык, природа;

г) педагогическая культура рода, народа, нации.

16. Народная педагогика это:

а) наука, изучающая закономерности обучения и воспитания подрастающих поколений;

б) этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающих поколений;

в) воспитательные традиции и обычаи конкретной этнической группы;

г) научное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

17. Принцип народности впервые теоретически обосновал:

а) Я. А. Коменский;

б) К.Д. Ушинский;

в) В.А. Сухомлинский;

г) А.С. Макаренко.

18. К факторам этнопедагогического воспитания относятся:

а) основные педагогические понятия народа: уход, воспитание, обучение, самовоспитание;

б) подготовка к труду, развитие ума, формирование морально-волевых черт характера;

в) потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды;

г) природа, игра, слово, традиции, искусство, религия, пример-идеал.

19. Кто из великих педагогов автор этих слов: «В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»:

а) Песталоцци;

б) Дистервег,

в) Коменский;

г) Ушинский.

20. Как в русских семьях назывался мужчина, управлявший жизнью и хозяйством семьи?

а) босс;

б) большак;

в) главарь;

г) атаман.

21. Подберите нужное слово в выражение: «В приниженном положении в семье оказывались молодые ...., им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались самые тяжёлые домашние работы»

а) невестки;

б) девушки;

в) женщины;

г) наложницы.

22. О ком говорят русские поговорки: «... на двор - пирог на стол», «У тёщи для ... и ступа доится?»

а) сын;

б) отец;

в) дед;

г) зять.

23.Кого в русских семьях звали «большухой»?

а) большую, крупную женщину;

б) жена большака, мать, свекровь;

в) старшую по возрасту женщину;

г) женщину знатного рода.

24. Общественное самоуправление в русских крестьянских селениях осуществлялось:

а) кругом;

б) территориальной общиной;

в) сбором;

г) вече.

25.С какого возраста дети начинали трудиться в русских семьях:

а) 1 -2 года;

б) 4-5 лет;

в) 11-12 лет;

г) с 16 лет.

26.Дополните правильным термином изречение: «Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче ..., тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство»:

а) традиции;

б) религия;

в) общение;

г) искусство.

27.Какой термин характеризуется следующим понятием: «Наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации»

а) дидактика;

б) народная педагогика;

в) теория воспитания;

г) этнопедагогика.

28.Какому научному понятию соответствует данное определение «... - это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самосознании»:

а) государство;

б) общество;

в) этнос;

г) артель.

29.Что означает термин «толерантность»:

а) развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности;

б) стремление к объединению разных государств, этносов или их представителей;

в) признание права человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть;

г) отказ от национальных традиций, культуры, патриотизма

30.Форма общественного самоуправления у кубанских и запорожских казаков называлась:

а) сход;

б) рада;

в) собрание;

г) встреча.

31.Когда осуществляется первый ритуальный постриг казачонка? а) в возрасте 3-х лет;

б) в 5 лет;

в) в возрасте 1 -го года;

г) в 12 лет.

32. Выражение «отцовская каша» в казачьей традиции означает:

а) еда, которая подавалась отцу семейства;

б) каша, которую всегда ел отец;

в) каша, которую готовил отец;

г) горелая, насоленная, наперченная каша, которую должен съесть прихваливая отец, после рождения дочери.

33..0 ком говорят эти казачьи пословицы: «... в дому - что оладьи в меду», «Без ... дома - сирота», «Обед не в обед, как ... нет»

а) о сестре;

б) о хозяйке;

в) о поварихе;

г) о горничной.

34.Первая страна принявшая христианство на государственном уровне это:

а) Израиль -1 век н.э;

б) Сирия - III век н.э;

в) Рим - IV век н.э;

г) Армения - 301 год н.э.

35. Как проявлялся конкретно обряд избегания в армянских семьях:

а) взрослые и дети в семье разбегались в разные стороны;

б) престарелые родители уходили от своих детей;

в) дети отдавали своих престарелых родителей в дома престарелых;

г) отец в присутствии своих старших родственников или даже посторонних людей не мог брать ребёнка на руки, играть с ним.

36. Как назывался орган местного общественного самоуправления у черкесо-гаев:

а) вече;

б) община;

в) тхамада;

г) аталычество.

37.На каком языке разговаривали первые черкесо-гаи, поселённые в Армавире:

а) на русском;

б) на армянском;

в) на адыгейском;

г) на английском.

38.Кунацкая у адыгов это:

а) часть дома, где живут женщины и дети;

б) пространство, где разрешено появляться только мужчинам;

в) комната для мужчин - гостей, центр нравственного воспитания;

г) столовая для кунаков.

39.Аталычество у горских народов Северного Кавказа это:

а) побратимство;

б) куначество;

в) особый вид дружбы;

г) передача детей на воспитание в чужие семьи.

40.Какой из обычае является самым распространённым и живучим среди народов Северного Кавказа:

а) куначество;

б) гостеприимство;

в) аталычество;

г) кровная месть.

41. Что должны были предпринять осетины, чтобы прекратить кровную месть между двумя родами:

а) заплатить калым;

б) продать свой дом семье убитого;

в) заключить перемирие с семьёй убийцы;

г) признавая вину убийцы, вся его семья на коленях входила в дом убитого.

42.Что такое шариат:

а) свод религиозно-этических норм и правовых предписаний;

б) обычное право;

в) стихотворная форма;

г) национальный горский музыкальный инструмент.

43.Что такое адат:

а) обычай побратимства;

б) обычай умыкания невесты;

в) обычное написанное право у северокавказских народов, исповедующих ислам;

г) норма шариата.

44.Адыгство - это:

а) свод жизненных правил;

б) духовно-исторический феномен, на котором строится концепция национального сознания и самосознания адыгов;

в) племя;

г) устный памятник культуры.

45.Какое качество адыги считали главным украшением человека:

а) скромность;

б) богатство;

в) отвагу;

г) красноречие.

46.В адыгейском обществе осведомиться у кого-либо о здоровье жены или дочери считалось:

а) правилом хорошего тона;

б) неприличным и воспринималась как обида;

в) обычным делом;

г) началом приветствия.

47.Про благородного человека войнахи говорили: «Он благороден, как ...»

а) чеченец;

б) аварец;

в) кумык;

г) черкес.

48.Что является главным в жилище горца:

а) ковры;

б) медная посуда;

в) очаг;

г) стол.

49. Какой предмет горцев Северного Кавказа помещала осетинская женщина между враждующими сторонами, чтобы прекратить ссору:

а) ковёр собственной работы;

б) белый платок;

в) бурку;

г) чёрную шаль.

50. Адыге Хадзе у адыгского народа это:

а) свод религиозных исламских правил;

б) сборник народных песен и стихов;

в) форма приветствия у адыгов;

г) устный памятник культуры, отражающий общность мировоззренческих и моральных принципов.

51. Основной род занятий у черкесо-гаев:

а) земледелие;

б) скотоводство;

в) ремёсла;

г) меновая торговля.

52. Армяне принимают христианство при:

а) Тигране Великом;

б) Григории Просветителе;

в) Артавадзде II;

г) Маштоце.

53. Как называлось первое армянское государство:

а) Великая Армения;

б) Шумер;

в) Урарту;

г) Персия.

54. Кого на Северо-Западном Кавказе считали лучшими аталыками:

а) темиргоевцев;

б) крымских татар;

в) черкесо-гаев;

г) бесленеевцев.

55. Как называлось вознаграждение, которое выплачивал жених семье невесты:

а) хабар;

б) мзда;

в) калым;

г) подарки.

56. В адыгейской культуре Уоркъ Хабзе называли:

а) общую мифологию;

б) кодекс дворянской чести;

в) книгу адыгов;

г) адыгейские сказки.

57. Что является единой мифологической основой народов Северо-Западного Кавказа:

а) нартский эпос;

б) христианская вера;

в) законы шариата;

г) газават.

58. Что располагалось в центре горской сакли:

а) стол;

б) кунацкая;

в) очаг;

г) алтарь.

59. Какой народ является предками осетин:

а) нарты;

б) таты;

в) хазары;

г) аланы.

60. Геронтомания у народов Северного Кавказа это:

а) поклонение древней богине Гере;

б) свод нравственных правил;

в) поклонение силам природы;

г) почитание старших.

Наши рекомендации