Тема 1. Философия и методология науки: предмет, задачи, проблемы
Понятие науки и ее сущность. Наука и ее альтернативы (семинар с элементами научной дискуссии)
- В чем разделение (демаркация) научного и ненаучного знания. Обоснуй свою позицию.
- Чем отличаются наука и псевдонаука и квазинаука?
Тема 2. Наука в системе культуры. Протонуака и наука.
(лекция с элементами работы в командах по заранее заданному заданию)
Метод организации учебной деятельности: работа в командах по 7-8 человек. Выдаются проблемные задания командам по карточкам с обсуждением и защитой собственных ответов в случае вопросов со стороны других команд
1. Существовала ли наука в Др. Египте? (Приведите примеры научных знаний)
2. Существовала ли наука в Др. Индии
3. Существовала ли наука в Др. Китае.
4. Существовала ли наука в античности
5. Существовала ли наука в средневековой Европе?
6. Существовала ли наука на средневековом востоке?
Тема 3. Принципы динамики научного знания. Развитие социальных наук.
(подготовка по вопросам в командах, парой и индивидуально)
Форма ответов: ответ командой (парой) студентов, затем ответы на вопросы и вопросы другим командам
1. Эволюционизм в понимании развития науки
2. Теория научных революций
3. Принципы развития науки
4. Интеграция и дифференциация науки
Тема 5.Современный этап развития науки ( лекция с проблемными вопросами к аудитории, ответы даются парами или командой)
- В чем различие понятий глобализации и глобалистики.
- Назовите классификацию глобальных проблем.
- Как наука связана с рисками глобализации.
- Что такое глобальное научное сообщество.
- В чем особенности этика науки в условиях глобализации.
Тема 6. Методы научного исследования (проблемные вопросы на лекции – 10-20 минут, работа в командах или парах)
Задание : раскрыть метод и привести пример из конкретных наук (которые представляют аспиранты) с его применением для решения проблемы
1. Понятие метода науки
2. Индукция и дедукция.
3. Эмпирические методы.
4. Теоретические методы.
5. Комплексные методы.
6. Научное моделирование и прогнозирование.
7. Аскиологический подход в научном познании
Тема 7. Социально-гуманитарные науки: особенности предмета и методов
(экспресс-тест на лекции)
Задание: дайте понятие методу, приведите 1 пример.
- Исторический и логический.
- Семиотический.
- Верификация.
- Биографический.
- Психологический метод.
- Герменевтический метод.
- Интерпретация текста.
- Структурный метод.
- Системный метод.
- Кросс-культурный метод.
- Компаративный метод.
- Репрезентация.
- Моделирование.
- Реконструкция.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ аргументирован, обоснован и дана самостоятельная оценка изученного материала;
- оценка «хорошо» ставится студенту, если ответ аргументирован, последователен, но допущены некоторые неточности;
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и имеет существенные логические несоответствия;
оценка «неудовлетворительно» если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.
Комплект заданий для подготовки к защите презентаций (или эссе)
по дисциплинеИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В АПК: МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
«Современный этап развития науки: проблемы и перспективы социальных наук»
Задание: подготовить презентацию или эссе (на выбор) по личности одного из ученых современности – обладателей Нобелевской премии и представить ее в форме защиты.
В презентации отразить:
1. Вехи биографии ученого.
2. Основные достижения в науке.
3. За что была присвоена Нобелевская премия (суть открытия).
4. Оценить влияние этого (открытия) ученого на современную науку.
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ аргументирован, обоснован и дана самостоятельная оценка изученного материала, представленная презентация (эссе) дает полные ответы на все вопросы задания, сопровождается видео-изображениями;
- оценка «хорошо» ставится студенту, если ответ аргументирован, последователен, но допущены некоторые неточности; представленная презентация (эссе) дает частичные ответы на все вопросы задания, сопровождается видео-изображениями;
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и имеет существенные логические несоответствия; представленная презентация (эссе) дает содержит несущественную информацию по теме задания либо студент частично не владеет ее содержанием;
- оценка «неудовлетворительно» если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта, презентация (эссе) не представлена.