Диагностика компетенций студента

Оценка и диагностика достижений студентов выполняется поэтапно, включая тестирование и фронтальный опрос по конкретным модулям учебной дисциплины, оценку работы на семинарских занятиях и итоговый контроль в форме экзамена.

Всего часов по дисциплине для студентов дневной формы обучения по специальностям 1–23 01 04 «Психология», 1–23 01 05 «Социология», 1–23 01 06 «Политология» – 158, из них всего аудиторных – 68, в том числе лекционных – 34, семинарских занятий – 34.

Модуль 0
Введение в курс «Культурология».
Культурология в системе социально-гуманитарных знаний

0.1. Дисциплинарный статус культурологии. Культурология как интегративная дисциплина. Проблема определения предмета культурологии. Проблемное поле теории культуры. Задачи и методы изучения истории культуры.

0.2. История становления парадигмы: философия культуры – "наука о культуре" – "исследования культуры". Философия культуры: тематизация и философско-историческое осмысление культуры. Возникновение идеи "культурного" в эпоху античности. Воспитание нравственного человека как основная цель общества. Пайдейя. Состояние методологической рефлексии по поводу культуры в античной мысли. Нетематизированность проблем культуры в средневековой мысли. Ренессансная идея humanitas. Человек Возрождения как творец культурной среды. Тематизация культуры в трудах Дж. Вико. Философско-историческое исследование культуры. Ж.-Ж. Руссо. Культура как отчуждение от природы. Критика культуры во имя истории. Проблемы культуры в философии И. Канта. Мир свободы как подлинно человеческий мир. Культурные характеристики мира свободы. Человек как моральное существо и проблема свободы выбора. И. Г. Г. Гердер: индивидуальность культуры. Проблема европоцентризма. Критика идеи прогресса. Становление философии жизни. Критика культуры во имя жизни. Проблема культуры в философии жизни Ф. Ницше. Критика декаданса и нигилизма западной культуры. "Закат Европы" О. Шпенглера и морфология культуры. Проблема мировой истории и идея сравнительной морфологии культур. Критика историзма, панлогизма, европоцентризма. Антропологический поворот в философии и становление аксиологии. Различие бытия и должного. Ценность и цель, ценность и значимость. Понятие ценности в неокантианстве и философии жизни. Ценностное измерение культуры. "Феноменолого-герменевтический проект" и его значение для исследований культуры. Роль социологии в создании дискурса «исследования культуры». Культурная антропология и культурология. Специфика культурной антропологии: целостный подход в изучении человека как "биокультурного" существа. Культура как объект исследований, мир человека как совокупность культур. Влияние психоаналитических исследований на формирование проблемного поля теории культуры. Концепция культуры З. Фрейда: культура как орудие господства. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга: "коллективное бессознательное". Архетип и символ. Проблема репродукции в культуре константных тем и образов. Основные принципы структурного анализа как метода интерпретации культурной реальности. Деконструктивизм и границы структурного анализа культуры. Роль социально-критической теории в исследованиях культуры.

0.3. "Исследования культуры" (cultural studies) как "новое гуманитарное знание". Трансдисциплинарность новой парадигмы. Структурализм, деконструктивизм, герменевтика, критическая теори как методологическая основа исследований культуры. Формирование и академическая легитимация новой тематики: изучение массовой культуры, визуальной культуры, медиа и коммуникаций. Исследование проблем идентичности. "Наука о культуре" и "исследования культуры": сближение тематики.

Модуль 1
Морфология культуры

1.1. Структура культуры. Картина мира и категории культуры. Этос. Ценности, нормы, идеалы, оценки и стереотипы культуры. Культура как процесс формирования и распространения ценностей. Организующая и смысложизненная функция культурных норм. Символические системы как воплощение исторически передаваемой системы значений. Вербальные и невербальные комплексы символов. Институты культуры как механизмы передачи культурного опыта.

1.2. Вариативность культурных коммуникаций. Вариативность культурных коммуникаций. Язык как важнейший носитель коммуникативной функции. Невербальные способы социокультурной коммуникации. Специфика коммуникации в культуре. Проблемы внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Проблема множественности культур и возможности понимания иной культуры.

1.3. Источники и механизмы культурной динамики. Понятие культурной динамики. Внутренние и внешние факторы культурной динамики. Типы и формы культурных преобразований. Различные подходы к трактовке источников культурной динамики. Культурная динамика в традиционном и модернизированном обществах. Элитарная, массовая и маргинальная культура в динамике воспроизводства культурных образцов. Контркультура как социальный феномен. Взаимодействие и столкновение культур.

Модуль 2
Сравнительные исследования культур

2.1. Проблемы периодизации истории мировой культуры. Различные концепции культурного процесса как методологическая основа классификации культур по типу. Эволюционные, циклические концепции и концепции идеальных культурных типов. Синхрония и диахрония в сравнительных культурных исследованиях.

2.2. Культура первобытности. Понятие первобытности. Основные этапы становления первобытной культуры. Синкретический характер культуры первобытности. Роль мифа в формировании первобытной культуры. Образно-эмоциональная природа первобытного мифологического сознания. Миф и магия. Магия и практическая деятельность. Магия и художественная деятельность. Доминантные символы первобытной культуры. Тексты первобытной культуры: специфика репрезентации центра мира, границ мира, воображаемой конструкции и наполнения мира. Фигуративное и предметное наполнение пространства. Репрезентация времени.

2.3. Культура древних цивилизаций (IV тыс. – VI в. до н. э.). Многообразие древних культур. Особенности социально-экономического и политического устройства архаических обществ. Власть и собственность. Иерархия и ранги. Ритуалы и церемонии как социально-интегрирующие факторы. Власть и знание. Открытие письменности. Мифологическая картина мира человека древнего мира. Специфика хронотопа: дискретность и предметно-событийность времени, разнокачественность и иерархиизированность пространства. Единосущность богов и людей. Влияние мифо-религиозных взглядов на регламентацию повседневности. Ценности добродетельной жизни и правильное поведение. Культуры древнего Египта и Междуречья: сходство и различия. Специфика цивилизационного процесса в древней Индии. Китай как генетически автономный культурный очаг. Социокультурная специфика древнего Китая.

2.5. Классические культуры Востока. Понятие осевого времени (К. Ясперс). Окончание мифологической эпохи. Появление человека нового типа в VI в. до н. э. Роль традиции в поддержании стабильности культуры. Возникновение феномена философии и мировых религий. Буддизм и его роль в развитии индийской культуры. Структурообразующие мировоззренческие установки индуизма. Индуизм как образ жизни. Варианты поведенческого плюрализма человека. Влияние индийской культуры на регион Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Создание зоны индуизированных государств. Конфуцианство и формирование феномена "государственной культуры". Власть и знание. Особенности китайского рационализма. Роль конфуцианства, даосизма и буддизма в сохранении традиционного характера китайской культуры. Доминирующее влияние цивилизации Китая на Азиатско-тихоокеанский регион.

2.6. Античность как тип культуры. Истоки античной культуры. Инновационный характер античной культуры. Полис как основа античной культуры. Изоморфная структура античного социума. Открытость и состязательность политический жизни. Публичное право. Понятия гражданской доблести и частной жизни. Конкуренция и равенство. Нормативные требования простоты в быту и образе жизни. Появление нового типа мышления. Умопостигаемость "космоса". Открытость культов. Становление античной рациональности и зарождение философии. Идеал античной образованности. Исторические модификации античной цивилизации. Культура древнего Рима. Трансформации античной культуры на рубеже тысячелетий.

2.7. Культура исламского мира. Исламская культура и проблема наследования античных культурных традиций. Воздействие ценностей эллинистической традиции на характер исламской цивилизации. Элементы инновационности в исламе. Проблема соотношения традиции (сунны) и нововведений (бида). Отсутствие церковной организации в исламе. Умма как сообщество равных. Функционирование различных форм собственности в исламском социуме. Проблема верховной власти в исламе. Ислам как вера, закон и правила социального поведения. Многообразие форм исламской регуляции. Мусульманское право. Роль права в регуляции частной и семейной жизни. Шариат и регламентация быта и повседневности. Хадисы как способ задания поведенческого алгоритма. Расширение ареала исламской цивилизации. Рецепция ценностей исламской культуры иранцами и тюрками. Модификация исламом местных культурных традиций. Своеобразие ирано-исламских и тюрко-исламских обществ. Культурные расхождения и создание сектантских общностей.

2.8. Культура европейского средневековья. Проблемы генезиса западноевропейской культуры. Средневековая культура как синтез античных и варварских начал. Христианство как фактор социокультурной интеграции в раннем средневековье. Теоцентризм раннесредневекового социума. Символизм и аллегоризм мышления средневекового человека. Средневековый хронотоп: циклическое и линейное время. Богатство, труд, накопительство, расчет как негативные ценности. Ценностный перелом рубежа XII–XIII вв. Превращение труда и богатства в позитивные ценности. Модификация представлений о пространстве и времени. Создание светской городской культуры. Город позднего средневековья: типологическое сходство с античным полисом.

2.9. Культура европейского Возрождения. Истоки Ренессанса. Изменение отношения к знанию и интеллектуалам в позднем средневековье. Университеты как корпоративные ассоциации людей умственного труда. Формирование социальной базы ренессансной культуры. Начало культуры Возрождения как обращение к античному идеалу. Феномен имитации: "подражание античности" в науке, искусстве, политике. Формирование личности нового типа в рамках узкого социального круга. Утопия как стиль мышления гуманистов. Индивидуализация личности как индивидуализация творчества. Пантеизм и натуральная магия. Формирование предпосылок опытного изучения природы и экспериментально-теоретического знания в культуре Ренессанса.

2.10. Культура Нового Времени. Мировоззренческие предпосылки Реформационного движения. Протестантская концепция человека. Эпоха великих географических открытий и расширение возможностей межкультурного взаимодействия. Формирование концепции европоцентризма. Конструирование Другого. Научная революция и складывание новой картины мира. Сциентизм как мировоззренческая ориентация. Наука и техника как феномены новоевропейской культуры. Апология разума в культуре Нового Времени. Феномен Просвещения. Концепция естественных прав человека и автономии личности. Модификация структур повседневности и отношения к телесности. Создание дисциплинарного социального пространства. Изменение отношения к смерти.

2.11. Культура вт. пол. ХIХ – п. пол. XX века. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Модернизация пространства и времени. Нарастание культурной дифференциации европейского общества. Распад европейской народной культуры. Изменение картины мира, ценностных ориентаций, повседневности и быта сельского жителя. Массообразующие факторы индустриального общества конца ХIХ в. Механизм "культурного рынка". Начало становления массовой культуры. Появление развлечений для масс как "культовых эрзацев" и носителей новых образцов социального поведения. Модерность как "эпоха, обращенная в будущее". "Временная семантика" модерности. Бинарный код модерности как контраст между прошлым и будущим. Эндогенность европейской модернизации. Модернизация как "внутренняя колонизация Европы". Нация и национализм как продукты модернизации. Формирование нации. Нации как "воображаемые сообщества" (Б. Андерсон). Наличие национального государства и национальной элиты как социальные предусловия процесса становления нации. "Маршруты" модернизации (Ё. Тэрборн). "Новый Свет" как заморские миграции предмодерна. "Овнешнение" противников нового, относительная эволюционность изменений, эффективное применение модерного дискурса о правах. "Колониальная Зона" – модерность как дискурс чужого. "Культурный шок" и "культурная травма". "Модернизация под внешним влиянием". Выборочное заимствование ряда черт модерного социального устройства.

2.12. Белорусская культура в контексте мировой культуры. "Разломы" традиций белорусской истории. "Коллажность" культуры. Проблема соотношения "центра и периферии". Многообразие и соположенность смыслообразующих доминант, культурных ценностей и норм поведения. Отсутствие иерархии двоичных регулярностей и неявность культурных смыслов. Многообразие и противоречивость систем истолкования. "Пограничный характер" белорусской культуры и проблема культурной самоидентификации белорусов. Проблема белорусской национальной идентичности. Нехватка социальных ресурсов национальной "мобилизации" белорусов. "Печатный капитализм" и необходимость лингвистического единства. Полилингвизм белорусской культуры. Отсутствие единого языка как конституирующего фактора. Глобализация и локализация национальной белорусской культуры в ХХ веке. Сохранение культурной идентичности. Особенность белорусской ситуации: проблема встраивания в новое информационно-коммуникативное пространство. Беларусь: отставание национальной консолидации или региональная самодостаточность? "Тутэйшасць" как социорегиональная и культурная идентичность.

Модуль 3
Основные тенденции современного культурного процесса

3.1. «Визуальный поворот» в современной культуре. В. Беньямин: исчезновение "ауратичности" произведения искусства. Техническая воспроизводимость произведения искусства: массовое потребление и "визуально-бессознательное". Потребитель как зритель. Г. Дебор: специфика "общества спектакля". Спектакль как образ господствующей экономики и основное производство современного общества. Понятие "репрезентации" (С. Холл). Роль визуальных образов в структуре познания. Визуальные практики как культурные практики видения. Конвенции визуальной репрезентации и художественной образности. Визуальная реальность как культурный конструкт. Современные стратегии визуальной культуры. Экранные искусства как культурный код постиндустриального общества. Становление глобальной визуальной культуры.

3.2. Информационно-коммуникативное общество как культурный проект. "Взрыв коммуникаций". Медиа как информационная система и социальный институт. Основные функции медиа. Информационное общество как культурный проект. Новые информационные технологии и изменение социальной стратификации. Становление "новых элит". Изменение властных отношений в обществе. "Элиты знания" и "элиты власти". Информационное общество и изменение механизма урбанизации. Мир как "деревня" (global village). Проблемы глобализации и изменение национальной идентичности. Информационные технологии и система образования. Непрерывное нарастание потока информации и идея "обучения в течение жизни". Размывание взрослой и детской субкультур. Визуальные репрезентации молодости.

Наши рекомендации